К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать:
· все возможные специфические нарушения противника в процессе игры;
· все об игре с электронными часами;
· правила добавления (уменьшения) времени игры;
· правила обращения к арбитру и последствия нарушения этих правил;
· методы борьбы со связками;
· методы использования небольшого материального перевеса;
· законы элементарного эндшпиля.
уметь:
· использовать временные ошибки противника;
· регистрировать «невозможный» ход;
· правильно рассчитывать время в шахматной партии;
· правильно завершить партию;
· отслеживать турнирные результаты;
· использовать небольшой материальный перевес;
· совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);
· предполагать вероятный ответный план противника.
быть:
· настойчивым в отстаивании прав игрока;
· сосредоточенным во время игры;
· уважительным по отношению к сопернику;
· предусмотрительным во время ведения шахматной игры.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия по теории проходят в виде рассказа и беседы перед игровым занятием. Для снижения нагрузки и повышения интереса у обучаемых детей необходимо разнообразить методы организации занятия. Приповышения интереса учащихся необходимо разнообразить методы организации занятия.ия, выпольнять разряды и показывать высоки споменяется как индивидуальная в рамках фронтальной, так и групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. Занятия проводятся в специализированных шахматных кабинетах на шахматных настенных и настольных досках.
См. Приложение.
Первый год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Введение | Теоретичес-кая. | Словесный. Рассказ, беседа, пояснения. | Кентлер, А. Шахматный букварь-раскраска. – М.: ФСРМПНТС, 2005. | Шахматный кабинет. | Опрос в ходе беседы. | |
Тема 1. Сущность игры в шахматы | Комбинированная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, игровые упражнения, конспектное обучение. | Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска. – М.: ФСРМПНТС, 2005. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш | Опрос в ходе беседы, игра. | |
Тема 2.Ходы шахмат-ных фигур | Комбиниро-ванная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам. – М.: Russian Chess House, 2008. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы, игра. | |
Тема 3. Завер-шение игры | Комбиниро-ванная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам. – М.: Russian Chess House, 2008. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы, игра. Практическая игра | |
Тема 4.Основы записи. | Комбиниро-ванная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Беседа, использование раздаточного материала, элементы игры, конспектное обучение. | Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаши. | Опрос в ходе беседы, игра. Практическая игра | |
Итоговое занятие. | Комбиниро-ванная (сочетание теории и практики) | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, коллективное обсуждение | Яковлев,Н.Г. Найди лучший ход! – СПб.: «Литера», 2002. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Суммарная оценка знаний – практической и теоретической части. |
Второй год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведе-ния итогов |
Введение. | Теоретическая | Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, конспектное обучение. | Костенюк,А. Как научить шахматам.- М.: Russian Chess, 2008. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. | |
Тема 1.Шахматные часы. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Костенюк,А. Как научить шахматам.- М.: Russian Chess, 2008. | Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 2. Как правильно начинать партию. | Комбинированная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций. - М, ФиС, 1979. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 3.Турнирные правила. | Комбинированная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Журавлев,Н.И. Шаг за шагом. - М, ФиС, 1986. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 4.Реализация большого материального перевеса. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Нейштадт,Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 5. Простейшие тактические приемы | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, игровые упражнения, конспектное обучение. | Попова,М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков – Тула: 2002. | Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Итоговое занятие. | Комбинированная (сочетание теории и практики) | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, коллективное обсуждение | Карпов,А. Учитесь шахматам. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003. | Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Суммарная оценка знаний – практической и теоретической части. |
Третий год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Введение. | Теоретическая | Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках | Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты. – СПб.: «Литера», 2001. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. | |
Тема 1.Специфические нарушения в процессе игры. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, конспектное обучение. | Зак,В.Г. Пути совершенствования. – М.: ФиС, 1988. | Настенные и настольные шахматы, Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 2.Электронные часы. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, конспектное обучение. | Зак,В.Г. Пути совершенствования. – М.: ФиС, 1988. | Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадка, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 3.Игра с различным контролем времени. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, конспектное обучение. | Зак,В.Г. Пути совершенствования. – М.: ФиС, 1988. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы. Участие обучаемых в квалификационных турнирах с регистрацией результатов (выигрыш, проигрыш, ничья) в турнирной таблице | |
Тема 4.Тактичес-кие приемы. | Комбинированная (сочетание теории и практики). | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, использование раздаточного материала, элементы творческой игры, конспектное обучение. | Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты. – СПб.: «Литера», 2001.. | Настенные и настольные шахматы. Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы, решение короткой позиции. | |
Тема 5.Элементар-ный эндшпиль. | Комбинированная (сочетание теории и практики), турнир. | Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация на шахматных настенных досках, элементы творческой игры. | Зак,В.Г. Пути совершенствования. – М.: ФиС, 1988. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы, Тетрадь, карандаш. | Опрос в ходе беседы, игры. | |
Итоговое занятие. | Комбинированная | Словесный, наглядный, практический. Использование раздаточного материала, элементы игры, пояснение | Зак,В.Г. Пути совершенствования. – М.: ФиС, 1988. | Шахматный кабинет. Настенные и настольные шахматы, шахматные часы. Тетрадь, карандаш. | Решение шахматных заданий. |
Список литературы
Для детей:
1. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.
2. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.