Глава 6. Религия – это опыт




 

Это волнообразное движение возобновления и убывания, растворения и возникновения, происходит с начала времен, и будет происходить, пока не остановится Время; по своей природе оно вечно – такова вера бхаратийцев. Человек – не просто физическое тело. Внутри тела имеется тонкий компонент, называемый умом, а внутри ума, как его побудитель и источник, находится еще более тонкая сущность – дживатма (индивидуальная душа). У этой дживатмы нет ни начала ни конца, она не умирает и не рождается. Это основа основ религии Бхараты.

Есть еще одна грань этой веры, являющаяся уникальной чертой менталитета бхаратийцев. Пока дживатма (индивидуальная душа) не освободится от «индивидуализации» и не сольется со Всеобщим, достигнув таким образом мокши (освобождения), ей суждено «упаковывать» себя в одно тело за другим и претерпевать процесс, называемый жизнью. Эта идея не присуща никаким другим народам. Понятие самсары раскрывают и проповедуют наши древние тексты. Самсара означает «перемещение из одной формы в другую». Все многочисленные школы и секты Бхараты признают тот факт, что дживатмы (души, истинные «Я» в теле), хотя и кажутся индивидуализированными, на самом деле вечны и их невозможно подвергнуть никаким изменениям.

Все эти школы могут по-разному описывать или определять отношения между Атманом и Ишварой, или Богом. Одна школа мыслителей утверждает, что дживатма и Бог извечно отделены друг от друга; другая школа может настаивать, что дживатма – это искра вселенского пламени, которое есть Ишвара, другая философия признает их неразличимыми. Но истина всегда одна: Атман безначален и бесконечен; поскольку он не рождается, то и смерти у него нет. Его индивидуализированный образ должен эволюционировать, переходя от тела к телу, пока не достигает своего совершенства – осуществления – в человеке. Веру в этот закон разделяют все школы, несмотря на разнообразие других толкований.

Сейчас мы подойдем к самой главной из потрясающих истин, к самой удивительной из всех фундаментальных открытий, озаривших человеческий интеллект на духовном поприще. Атман по природе своей – безупречная чистота, целостность и блаженство (паришуддха, парипурна и ананда). Эта истина вдохновляет все школы мысли, будь их последователи почитателями Шакти, Шивы, Вишну, буддисты они или джайны. Эту истину признают все индуисты. Дуалисты (двайтины) верят, что истинная, исконная природа Атмана – это ананда. Ананда, или блаженство, уменьшается и иссякает из-за последствий человеческих действий, от одной жизни к другой, и поэтому должно восстанавливаться и оживляться милостью Бога.

Адвайтины (монисты, последователи философии недвойственности) верят, что это блаженство не может уменьшаться или иссякать. Они утверждают, что Атман обладает полным великолепием; но влияние невежества (майи), вводящее в заблуждение и «проецирующее» ложный образ на то, что по-настоящему реально, приводит к тому, что это блаженство кажется ущербным. И какими бы разными ни были толкования, если мы займем позицию в самом сердце истины, с которой все согласны, то станет различим широкий и надежный проход, по которому и Восток и Запад могут двигаться к одной и той же цели.

Народы восточных стран идут к этому светлому и благотворному достижению, погружаясь сознанием во внутренние сферы своего «Я». Во время поклонения мы закрываем глаза и пытаемся представить Бога внутри нас самих. Люди Запада поднимают глаза вверх, чтобы узреть Бога во внешнем пространстве, в «запредельности». Они верят, что их Святые писания были составлены людьми – пророками – по прямому указанию Бога. Бхаратийцы верят, что Веды – их Святые писания – были самим дыханием Бога, доносящим сокровенный смысл до мудрецов, открывших для Него свое сердце.

Есть еще один момент, который нам следует понять: мы всегда должны крепко держаться этой веры. Пока она не станет такой неколебимой, что ничто не пошатнет ее ни днем ни ночью, она не послужит средством к победе. Только при этом условии возможен успех. Когда человек заявляет, что он жалок и ничтожен и знания его крошечны, он и становится жалким и ничтожным и знание его сужается. Мы становимся тем, во что мы верим. Мы – дети всемогущего Бога, наделенного высшей силой, славой и мудростью. Мы дети бессмертия. Если мы сживаемся с этой мыслью, как можем мы быть жалкими и невежественными? Духовная культура Бхараты призывает всех и каждого верить в то, что по своей сути человек высок и что он всегда должен сознавать этот факт.

В прошлом бхаратийцы верили в свою великую внутреннюю суть. Благодаря этой вере они достигали победы в своих духовных начинаниях и покоряли грандиозные высоты. Они покорили вершины прогресса! Сейчас мы скатились до такого низкого уровня в основном потому, что утратили веру в Атман, пребывающий у нас внутри. Это было началом нашего падения. Почему? Потому что потеря веры в Атман, или истинное «Я» ведет к потере веры в самого Бога. Только укрепление веры в Него – вездесущего, внутреннего побудителя всего и вся, в основу основ нашего тела, ума, наших эмоций, интеллекта – равноценно осуществлению высшего назначения человека. Это урок, который стремилась донести до человечества культура Бхараты.

Люди Бхараты! С первых дней жизни учите своих детей этой истине – прекрасной, сохраняющей жизнь, обогащающей сердце истине. Святые откровения открыли бхаратийцам: Атман целостен и свободен. Это поразительное открытие, мысль, вселяющая восторг! Сама природа Атмана – полнота, целостность. Если полнота изначальна, ее не нужно добиваться, совершенствовать, добавлять к ней что-то. Если к полноте добавить полноту, с течением времени она все равно будет «вычтена» из полноты. Все, что построено, неизбежно распадется.

Если человек от рождения не обладает чистотой (в результате предыдущих действий), то, даже преуспев в достижении чистоты хотя бы на пять минут, позже он неизбежно снова вываляется в грязи, так как чистота, возникающая «посередине», быстро улетучится под влиянием обстоятельств. Поэтому все духовные мыслители Бхараты провозглашают, что наша истинная природа, подлинная реальность – это Атман, чистота и полнота. Они говорили, что на самом деле никогда не бывает, что нам чего-то «не хватает». Таков был урок, преподанный бхаратийцами миру. Этот поток духовной силы устремился из Индии и насытил мир.

В конце жизни человек должен донести до своего сознания великие мысли, пришедшие к нему, высокие чувства, которые ему довелось испытать – таков был наказ мудрецов Индии. Они не требовали, чтобы в конце человек вспоминал все ошибки и промахи, допущенные им в жизни. Они неизбежны, и их совершают все. Нет, мудрецы провозгласили, что человек должен всегда сознавать свою истинную сущность и постоянно размышлять о ее красоте и величии. Они говорили, что именно это – огромный шаг к совершенству.

И есть еще одно – то, чему мы должны уделять самое большое внимание. Для бхаратийцев религия означает опыт и только опыт. Очень, очень, жаль, что слишком часто мы забываем об этом. Этот секрет должен надежно храниться в сердце. Только тогда человек может быть защищен и спокоен. И не только это. Бхаратийцы не склонны считать, что можно достичь чего угодно с помощью собственных напряженных усилий. Бхаратиец знает, что основа всего – божественная воля. Религиозные доктрины должны применяться на практике и их достоверность необходимо проверять на опыте.

Без толку просто слушать объяснения этих доктрин. Недостаточно зазубрить ряд доводов и выводов и повторять их как попугай. Если они взывают только к интеллекту и признаются им как верные, это нам нисколько не поможет. Эти доктрины должны преобразить нас. Причина того, что Бог непреложен для бхаратийцев, что Он для них и Бытие и Становление – их непосредственный опыт, а это и есть самое главное доказательство. Убежденность не рождается в голове, она не продукт рассудочного мышления (юкти).

Праотцы объявили, что в каждом есть некая сущность, Атман, и этот Атман – искра вселенского Атмана. Они объявили об это потому, что осознали Его, глубоко и без тени сомнения. В прошлом тысячи людей жаждали этого опыта и получали его. Даже сейчас такие люди не исчезли. Появятся они и в будущем. Эта жажда мучает человека. Пока человек не сможет узреть Бога, пока не встретится с Ним в блаженстве лицом к лицу, пока не достигнет осознания Атмана – своей истинной сути – до тех пор его будет терзать эта жажда, это мучительное чувство «отсутствия завершенности».

Прежде всего человек должен постичь истину. Как только ему откроется Суть, все религиозные размолвки и столкновения исчезнут. Ибо только тот, кто «испытал» Бога и постиг Его славу, имеет право называть себя «последователем теистического нравственного устава». Только те, кто открыл Его в своем сердце, могут разорвать цепи, приковывающие их души к колесу рождений и смертей. Декларации с трибуны не указывают на то, истина, которая должна быть достигнута с помощью религии, осознана.

Вера в Бога основана на непосредственном опыте. Как только человек признаёт это, он начинает изучать самого себя и обретает способность оценить, насколько он приблизился к цели или наоборот, далеко ушел от нее. Тогда он понимает, что бредет на ощупь в темноте и тянет за собой в эту темноту других. Только тогда человек откажется от ненависти к «иноверцам» и под видом «священной войны» перестанет нападать на последователей других вероисповеданий. Тех, кто развязывает религиозные войны, нужно спросить: «А вы видели Бога? Осознали ли вы божественный Атман? А если нет, то какое право вы имеете оскорблять или отрицать это имя Бога? Или вы, пробирающиеся в темноте, пытаетесь и меня затянуть во тьму? Может ли слепой вести по дороге слепого? Ясно, что не может. Поэтому поймите свою истину, прежде чем бесславить и отрицать мою».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: