Глава 18. Действия и поступки




 

Все страны мира делятся на два типа, одни – карма-бхуми, другие – бхога-бхуми. Карма-бхуми – страны, где поступками людей движут духовные мотивы, бхога-бхуми – страны, где люди следуют указам чувств и не ставят перед собой высоких целей. Идеалы, характерные для каждого типа, управляют людьми испокон веку. Бхарата – карма-бхуми, земля, где люди открыли истинную цель всей деятельности, а именно прославление Бога, обитающего как вовне, так и у них внутри.

Карма неизбежна. Она заложена в каждой мысли. Есть два вида кармы – материальная и духовная (локик, связанная с этим миром, и вайдик, исходящая из Вед, или духовных писаний). Карма, нацеленная только на поддержание жизни – материальная. Ведийская (вайдик) – та, что поднимает человека до Божественности – основана на Ведах или на более поздних текстах, Шастрах и Смрити. К карме относятся все три вида деятельности – ментальная, эмоциональная и физическая. Все это, в свою очередь, определяется образом жизни, избранным индивидуумом в прошлом или нынешнем рождении. Последствия действий, совершенных в прошлых жизнях и влияющие на нынешнюю, называются прарабдхой. Карма, которой человек занят сейчас и которая неизбежно повлияет на будущее, называется агами. Накопленная карма, которая постепенно отрабатывается индивидуумом из жизни в жизнь – санчита.

Эту классификацию кармы на основе последствий, создаваемых ею в жизни, дали нам Шрути и Смрити. Слово карма короткое и звучное. Оно употребляется всеми без разбору на каждом шагу. Но понятия и идеалы, которые оно несет в себе, имеют огромное значение для человечества. Карма это не просто действия тела – это работа сознания, речи и рук. До какой степени человек способен понять ее ценность и важность, зависит от уровня развития его разума. Карма охватывает всю деятельность человека – мирскую, духовную, связанную с советами писаний. Но все ее ветви по существу тесно переплетены. Мирская карма влечет за собой обретение заслуги или «взыскание» за грех. Карма по изучению писаний насыщена опытом поколений подвижников. Духовная карма направлена на очищение сердца – для того чтобы в этом чистом сердце отразился Бог. Карма – поток, текущий все быстрее и быстрее, он вращает колесо жизни и поддерживает ее беспрерывный ход.

Карма означает движение и то, что побуждает к движению. Воздух движется в пространстве. Движение воздуха приводит к образованию тепла. «Трение», вызванное соприкосновением движущегося воздуха с объектами, заставляет проявиться скрытое тепло. Живые существа способны сохранять температуру тела до тех пор, пока вдыхают и выдыхают воздух. Чем быстрее дыхание, тем выше температура тела. Тепло – свойство огня. Огонь – источник происхождения воды. Солнце, как мы знаем, «поднимает» в небо облака. Частицы воды смешиваются с другими элементами и в конце концов «затвердевают» в землю (почву). Земля родит и питает травы и деревья, которые кормят и поддерживают человека, сохраняя его здоровье и жизнеспособность. Растения дают зерно – основную пищу человека, но в этом же зерне содержится особый дар – живое семя, дающее возможность размножения. Так действует и продолжает себя карма творения. Все эти процессы описаны в Смрити.

В двух словах можно определить карму как движение, как прогресс, как эволюцию и как эффект наследования в потомстве. Вполне разумно и естественно предположить, что этот обширный поток, это нескончаемое движение должно иметь как основу нечто незыблемое, неподвижное. Так оно и есть, и сказано, что эта сущность – Атман, или Парабрахман. Самое первое колебательное движение этой основы произошло, когда Парабрахман стал Парамешварой (Высшей божественной личностью, Всевышним) и выказал три устремления: к джняне (мудрости), ичче (волеизъявлению) и крийе (созидательной воле). Эта первая вибрация известна как изначальная карма, карма бытия, преобразовавшаяся в становление, или в карму сотворения (шришти).

Именно важность кармы повлекла за собой триединство Божественного в его аспектах сотворения (Брахма), поддержания и сохранения (Вишну), разрушения и растворения (Шива). Только закон кармы и ничто иное управляет движением звезд, планет, галактик и других небесных тел в пространстве Вселенной. Тот же самый закон правит и движет всем, что происходит во всех мирах. По самой своей сущности этот закон непререкаем. Никто не в силах проникнуть в то время и пространство, где не было кармы. Точно предсказать, какое событие, почему, когда и где произойдет – за пределами человеческих возможностей. Закон кармы переходит из вечности в вечность.

Так же как проделанная или текущая работа относятся к карме, так и не сделанная работа и неучастие в деятельности – тоже карма! Видя человека, сидящего молча, тихо и спокойно и ничего не делающего, мы считаем, что он не вовлечен ни в какую деятельность. Разве можно сказать, что он совершает какую-то карму?

Что на самом деле означают слова «он не работает», «он не занят никакой деятельностью»? Они значат лишь то, что человек занят тем, что ограждает себя от всякой работы и деятельности. Так что можно утверждать, что иногда человек занят выполнением какой-то работы, а иногда занят тем, что устраняет работу из сферы своего внимания. То есть люди заняты как кармой, так и акармой. Если человек не гордится своей кармой, не привязан к ней, выполняет ее как высший долг, как способ поклонения Всевышнему, если он не полон ожиданий ее результатов, тогда, действуя, он одновременно не действует (акарма в карме, или карма, не дающая последствий). Это высший тип садханы.

Первый акт, с которого начинается жизнь живого существа – это вдох и вибрация жизненных токов (праны). Стоит задуматься над этим, и мы понимаем, насколько это удивительно. В момент рождения ни один младенец не принимает решения, что ему надо втянуть окружающий его воздух и выдохнуть его. Это происходит непроизвольно, без всякого на то желания. Не только человек, любой живой организм – свидетельство этого великого чуда. Могут спросить: как с человеком случается то, о чем он не подозревает и на что нет его воли? Лучший ответ на этот вопрос – признать, что эти тайны недоступны человеческому разумению. Даже если мы попытаемся ответить и скажем, что причина – природа, все равно остается вопрос: а что собственно это такое, природа? Дыхание начинается вместе с началом жизни, это естественный, непроизвольный процесс. Так мы обычно говорим. Но это то же самое, выраженное другими словами, они ничего не объясняют. Более того, мы вправе утверждать, что бессильны понять именно те вещи, которые наиболее существенны! Поистине удивительно, что процесс дыхания – загадка даже для того, кто дышит.

Если глубоко задуматься над фактом, что йоги, тренируя свою волю (то есть «приближая» ее к божественной), останавливают биение сердца и перестают дышать, мы понимаем, что карму вызывает божественная воля. Мы делаем вывод, что карма это не нечто висящее между небом и землей. Пока мы не станем деятелями, действия не появляются! «О чем мы знаем, того желаем; что мы желаем, то мы и делаем» (на джаати иччати джетате) – такова аксиома научно-философской школы ньяя. Веданта говорит о том же: «Мы желаем того, о чем думаем » (йад дхьяяти тад иччати); «мы делаем то, на что направлено наше желание» (йад иччати тад кароти); «ради чего совершаем дела, тем и становимся» (йад кароти тад бхавати).

Индивидуальная природа существа формируется желаниями. Он выстраивает сам себя из своих надежд, устремлений, усилий и достижений. Даже его будущая жизнь строится им самим – его же решениями и поступками. Сила, движущая разумом человека и направляющая его волю в то или иное русло, известна как пракрити, природа. Когда в один прекрасный момент человек обнаружит, что только уровень его собственного разума определяет его склонности и желания, тогда ему легко будет прибегнуть к способам, освобождающим его от хватки пракрити.

Самое распространенное значение слова карма – работа. Работой можно назвать действия и взаимодействия всех типов. Сама по себе работа не может быть благородной или «черной». Вся работа священна, если она делается ради поддержания и возвышения жизни. Именно по этой причине карма превозносится как в высшей степени священная и желательная а также чреватая как благотворными, так и губительными последствиями. Индуизм приписывает счастливую или горькую судьбу, радости и беды, удовольствие и боль неизбежным последствиям кармы. К сожалению, сейчас это привело к тому, что некоторые люди презирают и клеймят других, неспособных противостоять отчаянию, болезни и боли и преодолеть их, как никчемных бездельников («сам виноват!»). Но это суждение чрезвычайно цинично и безосновательно, оно игнорирует главные принципы и глубинную философию кармы, видя ее проявление только на мирском, материальном плане. Такие взгляды поощряются и насаждаются для того, чтобы способствовать дальнейшему процветанию отдельных прослоек благополучных людей.

Еще один очень важный момент. Возьмем людей, занятых «обыкновенным» трудом. Загородный житель, каждый день ездящий в город на конторскую службу, фермер, живущий трудом своих рук, носильщик, зарабатывающий гроши своей мускульной силой, горшечник, плотник, прачка, парикмахер – все они серьезно относятся к выпавшей на их долю деятельности и рассматривают ее как свой долг. Они знают, что для поддержания «нормальной» жизни они должны добросовестно выполнять свои обязанности. Поэтому каждый из них, занимаясь своим ремеслом, в полную силу использует свои способности, навыки и энтузиазм. Такие люди совершенно не нуждаются в том, чтобы их к чему-то понукали, от чего-то предостерегали, толкали к более «продуктивной» деятельности. Мы можем прибегнуть к этому лишь в том случае, если человек по какой-то причине неспособен или отказывается выполнять свои обязанности.

Здесь можно привести пример с Арджуной. Его одолели сомнения по поводу его долга, и перед самой битвой он сложил оружие, охваченный чувством отрешенности. Тогда Шри Кришна сказал: «Ты должен сосредоточиться только на самом действии и совершать его в полную меру своих сил. Действовать и только действовать – вот долг, возложенный на тебя». Это бессмертный и бесценный совет Всевышнего. Его цитируют многие, но нужно подчеркнуть, что этот совет был дан в ситуации, когда шла речь о восстановлении дхармы, праведности. Этот совет относится к деятельности, одобренной Святыми писаниями и Шастрами, а не мирскими чувствами и инстинктивными порывами – такими как поиск пищи, крыши над головой и партнера для размножения.

Дхармараджа и другие Пандавы были поглощены земными делами, они были опытными мастерами разрешения мирских ситуаций. Всю жизнь они старательно соблюдали и поддерживали обязанности и правила, предписанные для четырех варн общества и четырех ашрамов (стадий жизни). Они совершенно не нуждались в уговорах, советах и принуждении, им не нужно было приказывать вступать в битву. Только Арджуне Кришна предложил снова взять лук и стрелы, выдвинув множество доводов. «Ты родился в касте кшатриев. У этой касты есть особое предназначение, ей поручено исполнять свой долг перед обществом – бороться с несправедливостью. Вступить в битву со злыми силами – твой долг. Не отвергай этот долг и не уходи от ответственности. Человек зависит от наклонностей, данных ему от природы. Подумай и о другом. Людям суждено заниматься той или иной деятельностью, они не могут прожить в бездействии даже одну секунду. Поэтому лучше, если ты начнешь действовать прямо сейчас, в соответствии со склонностями и умениями, обретенными тобой по наследству от своих предков». Это был урок Кришны – урок дхармы, указывающий на предназначение касты или класса, к которым принадлежит человек.

Работа включает не только действия, направленные на добывание пищи и тому подобного. Самолеты, корабли, больницы, заводы – тоже результаты работы. Эту работу тоже можно назвать мирской, материальной. Но такая работа важна для нашей жизни, а счастливая жизнь сейчас – это подготовка почвы для духовного продвижения в будущем. Чем хуже и недобросовестнее человек работает в миру, тем меньший успех ожидает как его самого, так и общество и нацию в целом. На этот счет ни у кого не будет возражений. Но, к сожалению, для своего духовного продвижения человек никогда не трудится так рьяно и усердно, как делает это ради мирского благополучия и славы. Это очень печально.

 

Глава 19. Молитва

 

Теперь нам нужно проследить связь между мирской и духовной кармой. Мы глубоко вспахиваем поле, чтобы приготовить его для посева. Мы выбираем качественные семена и сажаем их рядами. Мы тщательно заботимся о проростках: пропалываем грядки, чтобы сорняки не вредили и не мешали им, регулярно поливаем всходы, оберегаем молодой урожай, строя вокруг него изгородь, тщательно следим, чтобы на растение не напали вредители. Допустим, мы произвели все эти важные действия добросовестно и вовремя, то есть сделали все, что от нас требовалось. Но несмотря на все эти усилия, мы никогда не бываем стопроцентно уверены, что плоды наших трудов окажутся у нас на столе и мы сможем пополнить ими кладовые. Оросительный канал может высохнуть в любое время, сильный ливень может залить всходы или полностью смыть их. Вредителей может оказаться так много, что мы с ними не справимся, и посевы будут уничтожены за неделю до сбора урожая. Но даже если эти бедствия настигнут его, человек не должен падать духом и сокрушаться, что «потерял все».

Теперь люди, вовремя не «получив» дождь для своих полей, научились летать на небо и орошать облака химикатами, чтобы вызвать искусственный дождь. Но есть ли гарантия, что этот поддельный дождь прольется на иссушенную землю фермера? Искусственные приемы не повлияют на настроение богов. Они помогают или чинят препятствия в соответствии со своей волей. Когда иного выхода нет, человек, в конце концов, решает взмолиться Богу о дожде. Тут он крепко задумывается: как должна звучать молитва, какими словами ее выразить? Бедствие неотвратимо надвигается, молитва – единственное спасение. Он говорит: «О Боже! Урожай, растущий на моем поле, быстро засыхает, он страдает от невыносимой жажды и просит дождя. В канале нет ни капли воды, нечем напоить людей и животных. Сжалься над нами, пошли нам сильный дождь, прямо сейчас!»

Но тут, скажем так, возникает некое препятствие. Сосед фермера решил отпраздновать семейное торжество, все подготовил для этого события и боится, что дождь может создать большие неудобства для приглашенных гостей. Он тоже возносит истовую молитву Богу: «О Боже, не посылай дождя, пока праздник не закончится».

Оба просителя – тот, что взывает о дожде и тот, что просит его отсрочить – искренне верующие люди. Что Богу делать в таких обстоятельствах, на чью молитву отозваться? Известно, что неотъемлемое свойство Божественного – откликаться на искренние молитвы. Но если сталкиваются две противоречивые мольбы, как Ему проявить свою милость? Бог свободен, Его воля – закон. Но в некотором роде Он «связан» – собственной любовью и состраданием.

Правитель государства не в силах исполнить желания каждого из своих подданных. Он не может объявить себя всемогущим в удовлетворении всех их нужд. Почему? Да потому, что он сам не может исполнить все свои желания. Если он попытается получить все, что захочет, подданные наверняка восстанут против него и свергнут с трона. Ему постоянно угрожает такая опасность. Ибо каким бы могущественным ни был правитель, он должен подчиняться своду правил и соблюдать ограничения, предписанные для справедливого господства над державой. Эти законы могут быть установлены самим же правителем, но с того момента как они обнародованы, он тоже подчиняется им и обязан их соблюдать. Если он сам отбросит, преступит или нарушит их, итогом станет хаос в стране. Подданные немедленно отреагируют демонстрацией своей свободы от законов. «Каков царь, таковы и подданные» (йатха раджа татха праджа).

Человек, создающий законы, должен подчиняться им сам. Он не вправе стать исключением. Целью правителя должны быть только благополучие и счастье подданных. И он сам может быть счастлив и благополучен, только если его подданные процветают и живут счастливо. Между правителем и его народом существует тесная взаимосвязь. Откликаться на праведные и похвальные просьбы подданных – первейший долг главы государства, и именно поэтому правитель, желающий исполнять свои обязанности действенно и быстро, не занимается лично сам всеми делами страны и своего народа, а поручает задачу министрам и другим «заместителям».

Правители мировых держав вынуждены устанавливать строгие и жесткие законы, вводить ограничения, уставы, правила порядка, налагать обязательства и условия – для того чтобы обеспечить прогресс, благополучие и процветание своей стране. Вообразите теперь, насколько более требовательным должен быть Всевышний, взявший на себя ответственность за все мироздание. Чтобы все составляющие природы работали четко и бесперебойно, Он вынужден предписывать безупречные правила. Только подумайте, какими многочисленными и масштабными они должны быть! Эти законы управляют всем, что действует и бездействует в природе. Для каждого «ведомства» должны существовать особые ограничения и правила. Каждое ведомство относительно самостоятельно внутри более обширной структуры. И каждое имеет своего «президента» с «кабинетом министров», между которыми распределены обязанности и ответственность и которые действуют в согласии с другими «президентами».

Мольбы бедствующих о срочной помощи или полезном совете принимаются только соответствующим ведомством. Поэтому если из невежества или легкомыслия прошение адресовано не тому президенту, что он может сделать? Только отложить его в сторону, пометив, что оно направлено не ему и вне сферы его компетенции. По этой причине молитвы о конкретных благах должны быть направлены в ведомство, которое ими занимается. Божество, управляющее дождем – Варуна. Поэтому все молитвы о дожде и касающиеся дождя нужно адресовать ему, поскольку он один наделен властью распоряжаться такими делами. Аналогично, Сурья – глава сферы здоровья и великолепия. Ганапати – глава ведомства, занимающегося устранению препятствий, мешающих благим начинаниям. Бхудеви – богиня, ответственная за плодоношение. Культурные и целебные растения – забота Чандры (Луны). Так что каждая сфера Божественного проявления и волеизъявления управляется подчиненным божественным правителем, кому дана власть распоряжаться и руководить ею. Эти правители называются божествами, или полубогами. У каждого органа чувств человека также есть божество-покровитель, управляющее им, охраняющее его и регулирующее его работу.

Могут спросить: Бог один. Почему Он сам не может выслушать и исполнить наши молитвы? Но это вопрос неправилен в корне, он говорит о нетвердой вере. Разумеется, Бог только один. Но в космическом устройстве каждая сфера деятельности должна иметь своего правителя и надзирателя. Этим занимаются подчиненные божества (природные силы). Если вы напишите письмо мне, но укажете другой адрес, оно и попадет к другому адресату. Оно не будет доставлено лицу, к которому вы хотели обратиться. Поэтому вы должны обращаться к главе ведомства, занимающегося исполнением или отклонением выраженной вами просьбы. Тогда божество обратит внимание на вашу проблему и определит, какие шаги предпринять для ее разрешения.

Перед тем как формулировать молитву, необходимо проверить свой «мандат». Вам нужно убедиться, идут ли прямо из сердца ваши мысли и решения, надежды и чаяния. Как провести эту проверку и обнаружить истинное положение дел? Люди берут кусок золота и чертят им линию на осколке камня. Потом они исследуют царапину и определяют качество металла. Спросите себя, насколько искренне вы выполняете предписания, установленные Всевышним. Это и будет тестом, определяющим качество вашей веры. Ваши убеждения и действия должны выражать веру. Они должны быть святы в своей основе и настолько полны любви и сострадания, чтобы могли привлечь к вам Божью милость.

В Разделе о Карме Вед такая деятельность, побуждаемая святым убеждением и твердой верой, считается целью человека. Это центральный корень, питающий дерево людского прогресса, это само дыхание счастливой жизни. Это единственная пища, которая сполна утоляет голод, живая вода, избавляющая от мук жажды. Деятельность, или карма, так же неразрывно связана с человеком, как его потребность обнаружить свою истинную сущность. Поэтому главный и нескончаемый долг человека – жить и действовать так, как указано в Ведах, как одобрено Ведами.

Три вида деятельности достигают Бога и завоевывают Его благосклонность:

1) действия, не побуждаемые личным желанием;

2) действия из бескорыстной любви;

3) молитвы, исходящие из чистого сердца.

Этим трем видам кармы Бог придает значение, и они достигают его непосредственно. В Шастрах нет предписаний типа: «прежде чем съесть пищу, как следует ее приготовьте» или «вскопайте землю перед посевом». Кто приказал и где вы найдете этот приказ, чтобы новорожденный теленок сразу же искал молоко в вымени, где оно уже готово утолить его голод? Когда существо рождается, вместе с ним появляется и пища для него.

На самом деле пища появляется раньше, а потом уже рождается существо, для которого она запасена. Качество пищи и условия жизни индивидуума зависят от заслуг и грехов, накопленных в прошлых жизнях, от того, каким образом он добывал эту пищу и какую жизнь вел в предыдущем рождении. Он использует свой разум для преодоления препятствий и развивает способности, чтобы преуспеть в борьбе за лучшую жизнь. Но по-настоящему ценные ориентиры на пути его прогресса – за пределами его понимания и возможностей его разума. И тем не менее, линия его поведения и образа жизни, характер взглядов и мировоззрения прописаны для него в Ведах и детализированы в Шастрах. Карма, рекомендованная в Ведах и Шастрах, так же необходима человеку, как обычные действия на уровне повседневной жизни. Понимающим людям следует осознать, что карма, предложенная в Писаниях, служит лучшим интересам человека в этом мире и ведет к покою и гармонии в следующем.

В искусстве благотворной деятельности главное место занимает задача «служения человечеству». Разумеется, сам индивидуум, взявшийся за эту задачу – тоже «получатель» благ, поскольку он – часть сообщества, которому служит. Он участник грандиозного движения. Если он понимает и сознает это, занимаясь служением, уже одно это – сильнейший стимул.

Сегодня стали расхожими девизы: служение человеку это служение Богу (манава сева – мадхава сева); служение миру – это служение Властелину мира (лока сева – локеша сева); служение людям это служение Владыке людей (джана сева – джанардхана сева); служение воплощенному – это служение Божественному (джива сева – дэва сева). Каждый из этих девизов озвучивает мысль, что служение, помощь человеку – это поклонение Богу. Эта мысль безусловно верна и очень ценна. Призыв к служению человечеству слышат и одобряют все. Но многие не задумываются о способах служения. Не обсуждается и не уточняется, как и когда прибегать к этому служению. Каждый следует своим личным пристрастиям и порывам. Самый мощный стимул, маскирующийся под служение – это повышение собственного авторитета. Такое «служение» не приводит ни к дальнейшему процветанию мира, ни к духовному продвижению. От него больше разрушения, чем созидания. Помощь одному, сотрудничество с другим, деятельное сочувствие тем, кто потерпел неудачу, кто болен, кого одолело отчаяние – все это должно не только служить интересам индивидуума, но способствовать гармонии и счастью всего мира.

Как претворить в жизнь потребность в служении, в какое русло эту потребность направить – все это было разработано нашими мудрыми предками и веками воплощалось на деле. Эти предки были убеждены, что само по себе соблюдение дхармы (праведности и справедливости) идет на пользу всему человечеству и может рассматриваться как служение. В огромном круглом следе слоновьей ноги могут поместиться и даже сгладиться следы многих животных. Так же и «печать» дхармы вмещает в себя служение обществу и людскому роду. Такова была вера древних.

Дхарма вдохновляет на высшие идеалы. Наши предки впитывали их с молоком матери. Поэтому в своем соблюдении дхармы они были безупречны и достойны восхваления, что вело к высшему благу. В те далекие дни не подвергалось сомнению, что для счастливой жизни нужно кормить множество голодных во время религиозных праздников, строить дома для бесприютных, возводить храмы, копать колодцы и создавать искусственные водоемы. Благочестивых людей, призывавших к этим делам других, особо чтили, о них заботились и окружали вниманием. Их разыскивали, собирали вместе и даже строили для них специальные деревни с участками плодородной земли. Чистый успокоительный лунный свет, излучаемый славой этих наставников и старейшин, до сих пор проливается на нас, являя немеркнущие образцы любви, милосердия и мудрости в служении человечеству.

 

Глава 20. Главная цель

 

Для каждого человека самый первый шаг для укрепления мира и гармонии на земле – это соблюдение дхармы, или норм поведения, предписанной ему его религией. Твердо держаться своей веры и ее основных принципов – лучшая помощь самому себе и другим. В этом случае дхарма означает действия в согласии с традициями своей культуры. В дхарме любой страны, в каждом ее аспекте заложен идеал мира и процветания всех людей.

«Теперь – исследование кармы » (атато карма джиджняса – Брахма-сутра). Таков первый шаг при погружении ума в тайну кармы, которой посвящены тома и тома наших Писаний. Например, отдавать что-то в дар или заниматься благотворительностью – очень похвальный вид кармы. Но мы должны внимательно следить, чтобы ее не отравлял и не портил эгоизм. В Шастрах сказано, что щедрая благотворительность в этой жизни обеспечивает счастье в следующей; сознающий это преимущество человек получает возможность накопить хорошую карму. Но хотя многие и не имеют этого «прицела на будущее», следует признать, что большинством благотворительных актов движут эгоистические мотивы. Этот факт совершенно очевиден. Люди гордятся собой, помогая другим. Они так и ждут, чтобы их расхвалили за милосердие и необычайную щедрость. Такое отношение говорит об их невежестве, аджняне. Оно происходит от майи – незнания истинного положения дел. В Ведах и Шастрах риши, подробно расписывая все «можно» и «нельзя», особый акцент делали на ненасилии, сострадании, служении миру, благотворительности и т. д. как на добродетелях, которые необходимо в себе развивать. Святой Видьяранья называл их самым сердцем индийской мудрости.

Мудрость – драгоценный нектар, собираемый со всех источников знания и со всех видов искусства ее обретения. Это мягкое, питательное масло, взбитое и собранное со всех Шастр. Мудрость нельзя определить просто как способность отличить одно от другого, чтобы заявить – это плоское, а это круглое, это холм, это дом, а это шип. Так полагают многие, но это всего лишь знание, джняна. Кроме этого, у нас есть то, что можно назвать «хорошим знанием». Это суджняна – способность отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого, умение определить: «улучшат ли эти действия меня и других». Но как джняна, так и суджняна связаны только с интеллектом. Есть более высокая стадия, виджняна, и у тех, кто достиг ее, меняется сердце: оно полно верностью истине, состраданием, неспособностью к насилию и жестокости. Такой человек может понять себя самого, свое родство со всем космосом и с творцом этого космоса. В согласии с этим пониманием он и живет, без сомнений и колебаний. Аджняна, невежество, влечет за собой уныние, скорбь. Виджняна дарит радость. Если вы не уверены, что испытываете именно виджняну, проверьте природу вашего состояния – материального оно свойства или духовного – следующим тестом: дает ли мне оно неомраченное счастье? – и тогда относите к той или иной категории. Критерий виджняны – дхарма. Чем больше дхармы человек применяет в жизни, тем глубже он погружается в виджняну.

Исходящие из виджняны действия неизменно приносят мир и процветание нации. Упадок дхармы говорит об исчезновении виджняны. Юги, или эпохи отличаются друг от друга степенью приверженности дхарме или отрыва от нее.

Когда нравственность, справедливость и согласие преобладают, не встречая препятствий, образно говорится, что дхарма свободно шествует по стране на четырех ногах. Эпоха, которой это свойственно, носит название Крита-юга, или Сатья-юга. Когда справедливости и гармонии становится меньше, люди чувствуют, что дхарма прихрамывает – теперь ей приходится прокладывать путь на трех ногах. Эпоха, страдающая от этой частичной неполноценности – Трета-юга. Когда, по сравнению с Крита-югой, остается лишь половина справедливости и гармонии, дхарма с трудом передвигается на двух ногах. Эта эпоха известна как Двапара-юга. Когда люди почти перестают чтить мораль и честь и они практически отсутствуют, дхарма, не перемещаясь, держится на одной ноге. Это Кали-юга. Так образно описывают ситуацию наши Писания.

Мудрость бхаратийцев питается дхармой. Хотя бхаратийская школа мысли утверждает, что мир объектов по существу нереален и что наше активное участие в жизни и ее проблемах – иллюзорное приключение и никак не влияет на нашу внутреннюю сущность, Шастры – корни этой мысли – не предлагают нам отбросить дхарму! Для постижения высшей и окончательной цели жизни дхарма неизбежна. Четыре традиционных цели жизненных усилий человека (пурушартхи – дхарма, артха, кама и мокша – праведная жизнь, достижение благосостояния, исполнение похвальных желаний и освобождение), указанные в Шастрах, подходят для тех, кто живет с убеждением: объективный мир реален.

Мы видим, что среди этих целей дхарма – главная и стоит на первом месте. Стадия, которую нужно достичь с помощью первых трех – это мокша, освобождение, она стоит последней. Но окончательная победа возможна лишь для того кто, кто накапливает земные блага (артха) честным путем и исполняет только праведные желания (кама). Только этот путь ведет к освобождению, дающему человеку высшее блаженство. Но поскольку джива, или индивидуализированная, ограниченная телом душа, связана путами желаний, камы, две из четырех целей – дхарма и мокша – остаются вне поля зрения человека и не вызывают никакого интереса. Такой человек с наслаждением плавает и резвится в волнах чувственных удовольствий. И нет ничего странного, что таких людей большинство.

Поиски пищи, чувство страха, заставляющее бежать от любой опасности, тяготение к ленивой праздности и сну – ко всему этому и человек, и животные имеют сильную склонность и проявляют эти свойства в равной степени. Но поиск пути к освобождению и соблюдение дхармы поднимают человека на уровень, который гораздо выше животного. Люди, лишенные такой устремленности, по сути не имеют права называть себя людьми.

И сами индийцы, и другие народы признают, что Индия твердо стоит за идеал виджняны, высшей мудрости. Индийцы не сомневаются в том, что Бог пребывает во всех землях и странах. Люди Индии прилагают постоянные усилия к тому, чтобы определить, что праведно и что неправедно. Высоко ценится справедливость и добродетель. Сострадание к живым существам, ненасилие остаются главными ориентирами их поведения. Люди стараются отличить правду от фальши. Храмы до сих пор процветают и полнятся духовными вибрациями. В других странах много рукотворных церквей, соборов и мечетей, но они не такие древние и не так давно и глубоко заряжены Божественностью.

Все религии в основе едины, таков девиз Бхараты. Символы веры и количество разнообразных ответвлений могут разниться, но все они несут одно и то же послание. Это открытие сделала Индия и объявила о нем миру.

Вознося молитвы Богу, кто-то видит Его символ в камне, другой – в куске металла, третий – в деревянной фигуре. Но для всех главное – это сама молитва и вера в ее благотворное действие. Одни, молясь, обращаются лицом к востоку, для других священная сторона света – запад. Но у тех и у других молитва об одном и том же – о насущных нуждах и превратностях жизни. К этому выводу пришли мудрецы и мыслители Бхараты. У каждого вероучения свои каноны и постулаты. Но нужно обратить внимание и на некоторые особые черты бхаратийцев. Например, Бог может восприниматься настолько близким, «своим», что верующий запросто обращается к нему «на ты», по-свойски, и спрашивать: «Ты что, не можешь этого сделать?! Разве Ты не способен защитить меня? Ты, может быть, стал туг на ухо?» Этот способ общения наиболее характерен для индийцев.

Человек становится воплощением своих чувств и мыслей, каковы бы они ни были. Если им полностью завладевает мысль (соответствующая истине), что он – Бог, он может стать божественным. Однако если его одолевает навязчивая идея (не имеющая ничего общего с истиной), что он – царь всей земли, его сочтут безумцем или самозванцем. Его даже могут обезглавить как государственного преступника! Но Бог никого не считает безумным или непокорным. Каждое существо божественно. Это непреложный вывод духовной мысли Бхараты.

Логические и умственные построения могут дать частичное представление об истине. Все в творении имеет множество стадий и граней. Рассудок может изучать явление под одним углом зрения, рассматривать какую-то одну стадию; интеллект, очищенный и усовершенствованный действиями (кармой), предписанными Ведами, может преуспеть в наблюдении двух стадий или граней. Но пока разум полностью не пройдет через процесс очищения и совершенствования, он будет действовать лишь в рамках материального мира и предлагаемые им выводы будут верны лишь частично. Но разум, обработанный ведийскими методами очищения и заострения, может сослужить нам хорошую службу и представить достоверную, полную картину материального мира. Большинство других религий опирается на принципы, доступные разуму, не подвергшемуся «дисциплинарной обработке», указанной Ведами. У бхаратийцев, кроме того, есть и Шастры, проливающие свет на вещи, находящиеся далеко за пределами временного и преходящего.

Вселенная – это макрокосм (брахманда, совокупность тонких сил элементов), отдельное живое существо – микрокосм (пинданда, материальный план). Но в основе и того и другого – одна и та же истина. Это Одно, или То независимо и существует безотносительно каких-либо фактов, предметов или явлений. Когда То воспринимается как таковое, то есть как основа макрокосма и микрокосма, оно может быть названо Брахманом. Когда оно проникает в сознание как вся Вселенная, Его называют Парабрахманом. Коренная истина Вселенной – Атман, коренная истина индивидуума – тоже Атман. Все, что кажется отличным от Атмана, принадлежит сфере иллюзии, наваждения, или к митье. Это наваждение, мираж – все то, что до исследования кажется реальным, но после исследования выступает как иллюзорное. Все это нам только мнится, мерещится – и Вселенная, и даже ее предполагаемая основа, все это наваждение, вызванное невежеством, майей. Эта сила, заставляющая нас верить, что сотворенный космос – реальный, настоящий – тоже исходит от Атмана. Когда эта сила майи работает и Атман «спрятан», окутан ею, ее действие приписывают Парматману, Вселенскому «Я».

Атман – это сатчитананда или сат-чит-ананда (истинное бытие, полное осознание, блаженство), рассматриваемые как триединое неделимое целое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: