Глава 1. Теоретические основы самосознания личности




Выпускная квалификационная работа

 

 

Развитие самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе



Исполнитель: Пикунова А.Ю.,

студентка 4 курса
ИПП факультета социального управления,
специальность "Психология".

 

 

Научный руководитель:

доктор психол. наук, профессор

Ансимова Н.П.



 

 

Ярославль 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы самосознания личности.………………………..5

1.1 Основные понятия..……………………………………………………………….5

1.2 Проблема самосознания личности в современной науке……………………….9

1.3.Изучение структурных компонентов самосознания в отечественной психологии… ………………………………………………………………………............17

1.4. Изучение структурных компонентов самосознания в зарубежной психологии………………………………………………………………………………….24

1.5 Развитие самосознания в студенческом возрасте……………………………..…34

1.6 Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента………………………………………………………………………….41

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………….45

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование…………………………………..............50

2.1. Организация и методы исследования.………………………………………..50

2.2 Методы исследования….………………………………………………………..50

2.3 Результаты исследования……………………………………………………58

2.3.1 …………………………………..

2.3.2 ………………………………

2.2.3 …………

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….....

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….….

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………….

Приложение 1. ……...

Приложение 2. ….....

Приложение 3. ……………………………………………………………………

 


ВВЕДЕНИЕ

Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором личностное развитие, как качественное преобразование всех психических сфер, играет важную роль. Сегодня психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания в рамках обучения в высшем учебном заведении - это актуальная проблема. При этом следует отметить, что явную остроту проблема формирования сознания приобретает относительно психологического образования, что связано со спецификой профессии: личность самого психолога является одним из основных средств его деятельности, а потому качество и результативность его деятельности обусловлены спецификой его личности, и, в частности, спецификой самосознания. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания.

Общая тенденция развития самосознания уже на этапе профессиональной подготовки (обучения) проявляется в качественном и количественном усложнении когнитивных, аффективных и поведенческих его подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности, в этом проявляется гетерохронность и неравномерность становления самосознания личности студента.

Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии процесса обучения на развитие самосознания студентов.

Проблема развития самосознания личности является одной из ключевых в современной психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований.

Теоретической основой работы послужили исследования самосознания как отечественных авторов (В.В.Столина, А.Г.Спиркина, Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, И.С.Кона, М.И.Лисиной и др.), так и зарубежных (У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.).

При разработке проблемы исследования мы также опирались на концепции развития профессионального самосознания личности (А.А. Деркач, О.В. Москаленко, А.Г. Спиркин, В.В. Столин).

Проблема исследования: как изменяется структура самосознания студентов психологов разных курсов педагогического ВУЗа в процессе профессионального обучения?

Цель исследования: изучение развития самосознания в процессе обучения в педагогическом ВУЗе (на примере студентов-психологов).

Объект исследования: самосознание личности.

Предмет исследования: процесс развития самосознания в условиях высшего образования (на примере студентов-психологов).

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что процесс развития самосознания выражается в повышении степени интегративности и усложнении его структуры от I к IV курсу.

Задачи исследования:

-Проанализировать и определить основные понятия исследования: «самосознание», «профессиональное самосознание», «компоненты самосознания», «развитие», «образование» в психологических подходах.

-Провести теоретический анализ особенностей самосознания личности.

- Провести эмпирическое исследование развития самосознания студентов в процессе их обучения в ВУЗе.

-Выявить различия между курсами и уровнем развития компонентов самосознания.

- Выявить уровень интеграции структурных компонентов в самосознания студентов.

Методы и методики исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались четыре взаимодополняющие методики: 1) методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) - для анализа самооценки как главного компонента самосознания; 2) тест-опросник самоотношения (В.В Столин, Р. С. Пантелеев) - для выявления специфики в иерархической модели структуры самоотношения личности; 3)-методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева - для изучения ценностных ориентаций студентов; 4) методика «Уровень притязаний» В. Гербачевского - для изучения мотивации к личностному росту.

Методы математико-статистической обработки данных: 1) U-критерий Манна-Уитни - непараметрическое сравнение двух независимых выборок, использовался нами с целью выявления различий между значениями. 2) Коэффициент корреляции r-Спирмена - непараметрический метод, который использовался нами с целью статистического изучения связи между явлениями.

Эмпирическая база исследования: Выборочную совокупность исследования составили студенты Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, факультета социального управления. Всего в исследовании приняли участие 62 студента психолога, 17 студентов I курса; 13 студентов II курса; 13 студентов III и 19 студентов IV курсов. Возраст исследуемых 18 лет - 22 года.

Характеристика выборки:

В исследовании принимали участие студенты психологи, не случайно. Такая выборка позволит нам наиболее глубоко изучить явление, а также использовать полученные результаты для помощи специалистам, т.к. известно, что развитие и повышение уровня самосознания - это важный этап при обучении психологов, оно стимулирует саморазвитие личности психолога. Анализ результатов с I по IV курс позволит нам более полно изучить явление и представить результаты в динамике.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Постановочный (01.09.14.г - 01.11.14.г) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

2. Исследовательский (01.02.14.г - 15.02.14.г) - разработка комплекса мероприятий и их проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Исследование проводилось однократно.

3. Интерпретационно-оформительский (20.02.14.г - 31.06.14.г) - обработка и систематизация материала. Оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость работы: анализ результатов позволит выявить закономерности самосознания студентов, опираясь на уровень развития социальных компетенций. Исследование данной темы позволит нам разработать рекомендации для студентов и преподавателей по развитию самосознания и максимально эффективному их использованию в организации учебного процесса.

Глава 1. Теоретические основы самосознания личности

Основные понятия

Понятие самосознание было введено У. Джемсом. В современной науке нет единого подхода, в определении содержания этого понятия. В своей работе мы будем опираться на основные понятия, обозначим их ниже.

«Самосознание -(англ. self-consciousness) осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в том числе самосознание (интроспекция, рефлексия)» [25, с.345]. В научных исследованиях самосознание рассматривается как процесс и как результат.

Самосознание как процесс. Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре: 1) осознание себя в качестве активного деятеля, 2) осознание собственного единства, 3) осознание собственной идентичности, 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей). Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни.

Самосознание как результат. Самосознание как результат, описывается в терминах Я-концепции [1].

Я-концепция -(англ. self-concept) развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов Я-концепции часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально - ценностный (аффективный) компонент, который отражает переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. К этому компоненту относят: систему самооценок (англ. self-esteem); 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-концепция целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности. Однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутри личностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности). В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека. В Я-концепции выделяют: 1) на уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности. Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция, формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение [25].

Близким к понятию «самосознание» является понятие «самооценка - (англ. self-esteem) ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции» [27, с. 120].

Необходимо отметить в структуре самосознания, наличие уровня притязаний личности. Автор К.Левин, отмечал, что это стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным [42].

Среди всех видов самосознания, «профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу» [22, с. 44].

 

ЛИТЕРАТУРА: лит-ра – в общем списке в конце

1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. – С. 110–133.

22. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. – 192

25. Мещеряков Б., Зинченко В. Современный психологический словарь. – М.:АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-490, [6] с.

27. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия, 2004. — 320 с.

28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

 

 


1.2 Проблема самосознания личности в современной науке

 

В современных научных исследованиях проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В научной литературе используются такие психологические термины, как: «самосознание», «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я», анализ основных понятий был представлен в предыдущей главе. Авторы многих исследований [4, 16, 36, 37, 41] пытались соотнести основные понятия и упорядочить терминологическое поле проблемы.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что «самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений» [32, с. 612].

По мнению В. В. Столина, «самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок» [37, с. 48].

В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности».

В.В. Столин определяет идентичность как самосознание личности, которое имеет многогранную структуру.

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В.В. Столин пишет о том, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».

Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантелеев во многом опирается на представление о самосознании В.В. Столина о «конфликтном личностном смысле»[74, с.134].

В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности». «Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности», — пишет В.В. Столин и задает важный для психологии самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образований самосознания являются ключевыми, выполняющими роль основных единиц самосознания на уровнях индивида и личности?» (74. с 133).

В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин предлагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной и эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков, которые таким образом являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах» (74, с. 155).

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет о том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого» (74. с. 165).

Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р. Пантилеев во многом опирается на представление о самосознании В.В.Столина о «конфликтном личностном смысле».

Самоотношение, по мнению С. Р. Пантилеева, не является «ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты! «образа Я», наоборот, «знание о себе и самоотношение ест следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически, превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе». Отсюда «самоотношение может быть понято, как лежащее на поверхности сознания, как непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта, — продолжает свои рассуждения С. Р. Пантилеев. — При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, ег объективной позиции в социуме» (85. Психология самосознания, 2000,1 с. 222)

74. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

А. Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». [37, с. 149].

Таким образом, самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Под сознанием понимается форма отражения объективной действительности в психике человека высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому как писал С. Ю. Головин. А самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира [10].

Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности.

С точки зрения целеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности [15].

Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельности, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории. Именно на его основе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметнопреобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но, в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида [34].

А. В. Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов» [7, с. 9].

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т.п. [7].

Первый существенный критерий становления субъекта это выделение ребенком в возрасте от 1-х до 2-х лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов [7].

Следующий наиболее важный критерий - это выделение у детей в возрасте от 6 до 10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.).

Третьим критерием субъекта следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми, прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке, как субъекте, можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения [7].

Четвертый критерий развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всего, в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именно рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, ключ к превращению человека в субъекта.

Таким образом, субъект это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решение о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания [7].

В. С. Мерлин выделяет следующие компоненты самосознания [23]:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 23 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно [23].

Рассмотрим функции самосознания по В. А. Аверину [1]:

1. Самопознание - получение информации о себе.

Исследователи считают, что для общей характеристики процесса самопознания необходимо учитывать и следующее важное положение. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей относительного и абсолютного. В. А. Аверин считает, что «относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдаются расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека еще не стало содержанием его знания. Недостаточно четко осознавая появившееся новое в себе, человек как бы с опозданием его "открывает" и до этого времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они уже на самом деле не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективному его проявлению» [1, с. 83]. Постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознания не означает, что знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представления о его реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя. Итак, по мнению ученых, самопознание как процесс проявляется в непрерывности его движения от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. [3]. В своих работах исследователи показали, что основным условием, определяющем непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему "Я", совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью дифференцированного регулирования поведения [28].

Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание других начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира взгляды, социальные установки, отношения, ценности, эмоциональность, характер и другие всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения [28].

2. Эмоционально-ценностное отношение к себе.

А. В. Поддубная отмечает, что к эмоциональному компоненту относится процесс само понимания, который обуславливает изменение представлений о себе, посредством формирования проблем, задач и их решения происходит соотнесение нового знания с некоей системой ценностей. Происходит возникновение "жизненных" задач и задач на определение своих возможностей [28].

Решая "жизненную" задачу, человек определяет и особым образом осваивает качества, характеризующие его потенциально и ассоциируемые им с его "подлинным" существованием. Нет необходимости специально подчеркивать, что решение задач является существенно важным аспектом в образовании смысла знаний о себе, следовательно, самопонимания [28].

Самопонимание, как процесс, проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе. По мнению исследователей, самопонимание функционирует как процесс построения и коррекции образа "Я" (наполнение самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми и его жизнедеятельности). Знания о самом себе человек получает путем анализа ситуаций, в которых оказывается, их классификацией. Отношение личности к другим и отношение общества к личности в ситуации согласия, препятствий, конфликта, кризиса способствуют организации мышления о самом себе, постижению своего внутреннего "Я". Через оценки и ценности других людей, включенных в отношения личности, субъект приобретает свое место, место своего "Я" в обществе. Принимает или нет, как характеризует и переживает самого себя в качестве носителя систем социальных отношений, своеобразного социального объекта, по какой внутренней структуре построены когнитивные элементы самопонимания, какими являются и какую природу имеют отправные социальные точки самопонимания, т.е. прежние включения в социальные группы (самоотождествление с социальными группами разного типа), как они представлены в самопонимании - все это имеет личностное значение [28].

По мнению ученых, становление самопонимания происходит по нескольким направлениям: 1) открытие и осмысление своего внутреннего мира, когда начинается анализ своих эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния своего "Я", и проявляется чувство своей особенности, непохожести на других, 2) появляется способность осмысления необратимости времени, понимание конечности своего существования (именно это понимание заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о значении самого себя для общества, для самого себя), осмысление своих целей, жизненных устремлений, сущности и смысла самой личности, своего бытия, 3) формируется целостное и ценностное представление знаний о самом себе, отношений к себе, причем само понимание не только выступает как характеристика анализа особенностей своего тела, внешности, привлекательности; осмысляются знания о себе в зависимости от конкретного случая, связанного с анализом собственных морально-психологичских, интеллектуальных качеств [28].

3. Саморегуляция поведения.

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенному способу взаимоотношения со средой [24].

Как отмечают многие авторы, система психической саморегуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности [28].

С. Л. Рубинштейн в ходе исследования психической активности субъекта также выделял две формы регуляции: побудительную и исполнительскую. Побудительную реакцию он связал с формированием стремления, выбором направленности, активности; исполнительскую с обеспечением соответствия активности объективным условиям [32].

К. А. Абульханова-Славская в структуре личностной саморегуляции выделяет мотивы, чувства, волю, рассматривая их как детерминанты регуляции поведения и деятельности человека. Она отмечает, что «личностная регуляция, преодолевая внешние и внутренние препятствия, выступает как волевая линия деятельности. На этом уровне регуляция осуществляется не как действие одного мотива, а как сложное личностное решение, в котором учитываются желательное и нежелательное и их конкретно изменяющееся отношение по ходу деятельности» [2, с. 112].

Развивая идеи С. Л. Рубинштейна о становлении человека субъектом своей жизнедеятельности, К. А. Абульханова-Славская, говорит о трех уровнях развития саморегуляции, представляющих собой соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности). Если на первом этапе личность согласовывает свои особенностями с нормами деятельности, на втором совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности. На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной регуляции, как инициатива, ответственность и т.д. С ее точки зрения это и есть психологический механизм "авторской позиции личности" в профессиональной и любой другой деятельности.

В отечественной психологии доказано, что процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции. Только тот, кто готов управлять собой и изменять внешние обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить руководителя любой организации. Говоря о высшей стадии развития личности, Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «здесь человек начинает "творить жизнь", становясь относительно независимым от внешних условий и собственных свойств, самостоятельно изменяя и трансформируя и то, и другое» [28, с. 56].

К видам самосознания можно отнести: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»), осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»), познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»), эмоциональное, чувственное представление о себе [4], а также сенсорное самосознание, телесное самосознание, и среди них - профессиональное самосознание личности.

В нашем и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: