Ое условие: Очищение (тахара).





Поистине, молитва без очищения не принимается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение». аль-Бухари, 135; Муслим, 225.
Если человек находится в малом осквернении, то ему достаточно совершить малое омовение (вуду). Малое осквернение, например, наступает из-за справления малой и большой нужды, сна, выхода газов, поедания мяса верблюда.
Во время малого омовения (вуду) необходимо помыть лицо, помыть обе руки до локтей, обтереть голову и помыть обе ноги до щиколоток. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». (Сура аль-Маида, аят 6)
Необходимо протереть также и уши, ибо они относятся к голове. Также необходимо прополоскать рот и нос, ибо они относятся к лицу.
Если же у человека большое осквернение, например, после половой близости, то ему следует совершить полное омовение, иначе говоря, искупаться (омыть все тело водой). Аллах Всевышний сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь». (Сура аль-Маида, аят 6) Сюда, помимо мытья всего тела, входит также полоскание рта и носа, ибо они относятся к лицу.
Чтобы полное омовение было действительным, человек, как минимум, должен омыть водой все тело.
Желательно совершить малое омовение (вуду) перед совершением большого омовения (гъусля). Но, если человек уже совершил большое омовение (гъусль), ему не следует совершать малое омовение (вуду).
Если же человек не нашел воды, или же он болеет и по этой причине боится использовать воду, либо же вода очень холодная и ее негде согреть, тогда человек должен совершить очищение землей (тайамум). Доводом этому служат слова Аллаха: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки». (Сура аль-Маида, аят 6) Аллах Всевышний разъяснил в этом аяте то, что больной и путник могут совершить очищение чистой землей (таямум), если у них нет воды.
Что касается боязни холода, то доводом служит история ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах. Рассказывается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ‘Амра ибн аль-‘Аса в военный поход, во время которого у него случилось половое осквернение, а он совершил очищение землей (таямум) и молился со сподвижниками в качестве имама. Когда они вернулись домой, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О ‘Амр, ты молился со своими спутниками, находясь в состоянии полового осквернения?!» Он ответил: «Да, о посланник Аллаха, так как я вспомнил слова Аллаха Всевышнего: “Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам”. Я испугался холода и совершил очищение чистой землей (таямум), а затем совершил намаз». Абу Дауд, 334. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил его действие и не повелел заново совершать молитву.


Знай, что очищение чистой землей (таямум) заменяет собой очищение водой. Это значит, что очищение чистой землей (таямум) может нарушить только то, что нарушает очищение водой, и так до тех пор, пока человек не найдет воду. Поэтому, тому, кто совершил очищение чистой землей (таямум), а затем нашел воду, следует совершить омовение этой водой. Ведь, Аллах Всевышний сделал очищение землей (таямум) заменой омовению водой только тогда, когда нет этой воды. Сообщается со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистая земля является средством очищения для мусульманина, даже если он не найдет воды в течение десяти лет. А когда ты найдешь воду, то пусть она коснется твоей кожи, поистине, это лучше». Абу Дауд, 332, 333; ат-Тирмизи, 124; Ахмад, 5/146, 147. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1666.
Также в «ас-Сахихе» имама аль-Бухари есть длинный хадис со слов ‘Имрана ибн Хусайна, где рассказывается о человеке, который отошел в сторону и не стал молиться вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что помешало тебе совершить намаз вместе с нами?!» Тот человек ответил: «Я находился в половом осквернении и не смог найти воды». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе следовало очиститься землей, и этого было достаточно». А затем нашлась вода и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ее этому мужчине и сказал: «Вылей на себя эту воду». аль-Бухари, 344; Муслим, 682. Иначе говоря, искупайся. Этот хадис указывает на то, что, если вода нашлась, очищение землей (таямум) становится недействительным.
Если же человек не нашел воды, очищение землей (таямум) остается действительным. Если, например, путник не нашел воды и очистился землей для обеденной молитвы (зухр), то его очищения (таямум) остается действительным, пока он не осквернится. Имеется в виду, что не нужно совершать “таямум” для каждой молитвы заново.
Также к очищению помимо омовения тела относится и очищение одежды, тела и места молитвы от скверны (наджасы).


а) Очищение одежды — доводом является хадис со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и спросила его: “Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?” Он ответил: “Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт его (руками), а потом обрызгает его, и после этого она (может) молиться в этой одежде”». аль-Бухари, 227; Муслим, 291.
Также сообщается, что, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со своими сподвижниками. Во время молитвы он вдруг снял обувь, увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он спросил: «Почему вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы увидели, как ты снимаешь обувь и сделали то же самое». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Джибриль пришел ко мне и сообщил, что на моей обуви нечистоты». Абу Дауд, 650; Ахмад, 3/20, 92. Это указывает на то, что одежду обязательно нужно очистить от нечистот (наджасы).

 

а) Очищение одежды — доводом является хадис со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и спросила его: “Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?” Он ответил: “Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт его (руками), а потом обрызгает его, и после этого она (может) молиться в этой одежде”». аль-Бухари, 227; Муслим, 291.
Также сообщается, что, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со своими сподвижниками. Во время молитвы он вдруг снял обувь, увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он спросил: «Почему вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы увидели, как ты снимаешь обувь и сделали то же самое». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Джибриль пришел ко мне и сообщил, что на моей обуви нечистоты». Абу Дауд, 650; Ахмад, 3/20, 92. Это указывает на то, что одежду обязательно нужно очистить от нечистот (наджасы).


б) Очищение места молитвы — доводом является история о бедуине, который пришел и помочился в мечети. Люди стали кричать на него и выгонять из мечети, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по мудрости своей сказал: «Оставьте его». Когда бедуин закончил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его к себе и сказал: «Поистине, эти мечети не подходят ни для того, чтобы в них мочиться, ни для того, чтобы загрязнять их как-нибудь иначе! Они предназначены только для поминания Всемогущего и Великого Аллаха, совершения молитв и чтения Корана». Тогда бедуин сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!» Это по причине того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ним мягко, а сподвижники начали ругать. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” — имея в виду милость Аллаха. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел принести воду и облить ею то место, где помочился бедуин. аль-Бухари, 6010; Муслим, 285.


в) Очищение тела — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Их подвергают мучениям, но не за большой грех”, (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: “Да, конечно, мучают их за тяжкие грехи! Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни”. аль-Бухари, 216; Муслим, 292.
Этот хадис указывает на то, что обязательно нужно очищаться от мочи и от других видов нечистот (наджасы).

 


Вопросы, касающиеся обтирания “хуффов” и носков.


(Хуффы – это изделие, как правило, из кожи, которое надевается на стопу и облегает ее со всех сторон), примечание редактора.

Мы уже говорили о том, что очищение (тахарат) связано с четырьмя частями тела: лицо, две руки, голова и две ноги. Что касается лица и рук, то их необходимо мыть. Что касается головы, то ее следует протереть. Что же касается ног, то их либо моют, либо протирают.
Лицо можно обтирать только в том случае, если на лице есть рана, на которую наложена повязка, и из-за этого нельзя использовать воду.
Руки тоже необходимо помыть, если только нет каких-то вынужденных обстоятельств (дарура), которые не дают использовать воду. Например, у человека аллергия на воду, или же на руку наложена повязка.
Что касается головы, то её не моют, а протирают.
Что же касается ног, то иногда они моются, иногда обтираются. Всевышний Аллах сказал:

И в том месте, где речь идет о ногах, есть два варианта чтения аята № 6 из суры аль-Маида. Иногда слово «أرجلكم » — “арджулякум” — читается с «кесрой» над буквой «лям», а иногда с «фатхой». Если читать это слово с «фатхой», говоря “арджулякум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток». Если же читать это слово с «кесрой», говоря “арджуликум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и оботрите ваши ноги до щиколоток».
Однако, ноги обтираются только тогда, когда на них есть носки или “хуффы”. Такое обтирание имеет четыре условия:


1 — Чистота — носки и “хуффы” должны быть чистыми, то есть не должны быть изготовлены из таких материалов, которые являются нечистыми (наджасой). Если материалы нечистые, то протирание (масх) не будет действительным, ибо от того, что человек их протрет, они не перестанут быть нечистыми. Более того, всем известно, что человеку нельзя совершать намаз в таких “хуффах”.

2 — “Хуффы” (или носки) должны быть надеты после того, как человек совершил омовение водой — Например, человек был в пути, совершил очищение землей (таямум), надел носки, а затем прибыл в какой-то город и нашел воду. Так вот, такому человеку уже не разрешается обтирать на носки, ибо он не совершал омовение водой перед тем, как надеть носки. Нельзя протирать носки, надетые после очищения землей (таямума), ибо такое очищение связано только с лицом и руками, и не имеет отношения к ногам.
На это условие указывает хадис, который передал Мугъира ибн Шу‘ба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал аль-Мугъире ибн Шу‘бе, когда тот хотел снять с него кожаные носки: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”, после чего протёр их. Муслим, 274.

 

3 — “Хуффы” (или носки) можно протирать только во время малого омовения (вуду) — если же человек нуждается в полном омовении (гъусле), то ему нельзя протирать ни носки, ни “хуффы”. Человек, совершая полное омовение (гъусль), обязательно должен помыть обе ноги.

4 — Обтирание имеет установленный шариатом срок — этот срок составляет сутки для того, кто находится в своем городе (мукъим), и трое суток для путника (мусафира).
Срок начинается с того момента, как человек первый раз протер “хуффы”. Например, человек, находясь в состоянии омовения, одел “хуффы” во вторник утром и его омовение не нарушалось вплоть до ночного намаза (‘иша). Затем он лег спать и проснулся в среду утром на утренний намаз (фаджр), а совершая омовение, он протер свои “хуффы”. Так вот срок его протирания начинается в среду утром, так как именно в среду утром он протер “хуффы” первый раз. А вторник вообще не относится к этому сроку, ибо вторник был до протирания (масха). Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) установил для путника срок в три дня и три ночи, а для живущего на одном месте — в день и ночь”. Муслим, 276.
Если срок протирания (масха) закончился, человек все равно остается в состоянии чистоты. Но когда омовение нарушилось, человек уже должен снять “хуффы” и помыть свои ноги. Важно понять, что само по себе окончание срока не нарушает омовения.
Точно так же омовение не нарушается, если человек протер “хуффы”, а затем снял их. Однако, если теперь он пожелает совершить омовение, ему уже нужно помыть ноги, так как “хуффы” уже сняты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: