Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.
Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает, когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно? Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.
Материалы: пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.
Загадки
Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.
Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.
Материалы:
1. На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать. (утро)
2. Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
3. Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари.
Чудеса ребятам снятся,
Чтоб продлиться до зари. (ночь)
4. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (день)
12. Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.
Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.
Материалы: разноцветный коврик, игрушки разного цвета.
13. Игра «Украсим сарафан»
Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.
Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.
Материалы: сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)
14. Подвижная игра «Птицы»
Цель: развивать умение сравнивать количество предметов в двух группах (столько - сколько, поровну, больше, меньше).
Описание: Детям предлагается поиграть в подвижную игру «Птицы». У каждой «птички» свое «гнездышко». Сколько гнездышек, столько и птичек. Птички вылетают, песни поют, но внезапно налетел ветер, начался дождь. Птички спрятались в гнездышки. Дети сравнивают количество гнездышек и птичек, рассуждают чего больше, меньше, поровну.
Материалы: обручи, маски птиц.
15. Игра «Чем это может быть»
Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
Описание: Воспитатель приносит «чудесный мешочек» с предметами (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.). Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут
Материалы: набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
16. Игра «Зеркало»
Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).
Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.
Материалы: Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)
17. Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.
Описание: дети увидели разбросанные картинки: мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.
Материалы: картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.
18. Игра «Помоги достать»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.
Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.
Материалы: таблицы и геометрические фигуры.
19. Игра «У кого хвост длиннее»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.
Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.
Материалы: игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы.
20. Игра с мячом «Что длиннее»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.
Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу: «Сапоги длинные, а ботинки.» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.
Гольфы длинные, а носки (короткие)
Платье длинное, а юбка… (короткая)
Шорты короткие, а брюки …
У футболки рукава короткие, а у рубашки …
Материалы: мяч.
21. Игра «Наш день»
Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.
Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.
Материалы: кукла, картинки
22. Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)
Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.
Начинает предложение, пропуская названия частей суток:
- Мы завтракаем утром, а обедаем…
Дети называют пропущенное слово
- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …
Материалы: мяч.
23. Игра «Гости на елке»
Цель: развивать умение устанавливать соответствия между множествами, сосчитывать предметы.
Описание: На елку пригласили гостей, поставили 3 стула. Дети сосчитывают их определяют количество приглашенных. Воспитатель ставит 4 игрушки и выясняет с детьми: сколько пришло гостей? Сколько ожидали? На сколько больше пришло? Устанавливаем соответствие между множествами, используя в речи числительные по 3, по 4, выражения: столько, сколько, поровну, больше, меньше, одинаково. Рассаживаем гостей на стулья, раздаем маски, снежинки, хлопушки, конфеты.
Материалы: игрушечная елка, мягкие игрушки, стулья, снежинки, конфеты, хлопушки.
24. Игра «Справа как слева»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.
Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.
Материалы: картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.
25. Игра «Три медведя»
Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.
Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.
Материалы: силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.
26. Игра «Волшебные дорожки»
Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.
Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.
Материалы: набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
27. Игра «Домики и дорожки»
Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.
Описание: К детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?
Материалы: игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.