Проявление этнических факторов самоубийства в России и Южной Корее




Этнические факторы связаны с множеством других факторов (например, медицинских, социальных, психологических), в большей или меньшей степени, объясняющих самоубийство. Трудность выявления связи именно этнического фактора с уже совершенными самоубийствами связана с существованием множества других факторов, с помощью которых можно объяснить любое совершенное самоубийство.

Проявление этнических факторов самоубийства в Южной Корее можно усмотреть в сохранении традиции самоубийства высших сановников в связи с уличением их в совершении неблаговидного поступка. Данная традиция имеет глубокие исторические корни. В работах, посвященных корейской истории, упоминаются случаи совершения самоубийства, главным образом, людьми, которые занимали высокое положение в правительстве страны. В основном это были самоубийства по приказу в наказание за совершение каких-либо проступков. В странах Азии уже были известны случаи самоубийства в наказание, для восстановления своей чести и чести своей семьи и т.п., такие ритуалы как «сэппуку» в Японии и ритуал «сати» подтверждают данный факт. По типологии Э. Дюркгейма самоубийства чиновников по приказу в наказание можно отнести к альтруистическому типу самоубийства. Кроме них, имели место и эгоистические самоубийства среди высших сановников.

Объединения Корейского полуострова под знаменем Силла, оказалось непрочным. Уже с конца VIII — начала XI вв. в стране разгораются мятежи аристократов, ставшие первыми сепаратистскими тенденциями. Представитель королевской семьи, высокопоставленный сановник Ким Хончхан (?-822), который занимал самые высокие посты в государстве, в 822 г., будучи наместником области Унчхон, поднял мятеж и покорил ряд силласких городов, включая три «малые столицы». Он даже провозгласил создание нового государства Чанан — «Долгое спокойствие», но мятеж был жестоко подавлен, а сам Ким Хончхан покончил жизнь самоубийством, не выдержав натиска врагов и потеряв большую часть своего войска [61].

В XV веке Енсан- гун был сыном второй жены короля Сончжона. Поскольку первая жена умерла, не оставив наследника, в 1474 г. Сончжон взял себе в жены дочь сановника — Юн Гигёна. Но король и королева-мать не смогли принять королеву Юн, возможно, потому, что она совершала действия, которые недостойны королевы, и в 1479 г. королева Юн была лишена сана королевы, низведена до положения простолюдинки и выслана к себе на родину, в провинцию. В этот год Ёнсан- гуну исполнилось всего 3 года, он не знал о судьбе своей матери до тех пор, когда он стал королем, и ему сообщили об этом. Но король Сончжон, не был уверен в правильности своего решения, продолжала существовать вероятность того, что королева Юн снова вернется в королевский двор. И в 1482 г. королева-мать по ложным фактам обвинила Юн в дурных намерениях в отношении короля, Сончжон был вынужден отправить, бывшей королеве Юн особый приказ с повелением умереть, покончив жизнь самоубийством [61].

Также по королевскому приказу умереть, покончил жизнь самоубийством лидер «Партии старых», известный корейский конфуцианский ученый XVII столетия Сон Сирёль (1607-1689) [61].

Со второй половины 1920-х годов, перспектива восстановления независимости Кореи становилась более отдаленной, а между членами Временного правительства усиливались политические и финансовые разногласия, роль правительства становилась все меньше. В 1922 г., чувствуя бесперспективность дальнейшего существования Временного правительства, покончил жизнь самоубийством, посредством голодания, премьер-министр Син Гюсик [61].

Традиция самоубийства высших сановников в связи с уличением их в совершении неблаговидного поступка осталась и по сей день. 23 мая 2009 года, в связи с обвинением в получении взятки в особо крупных размерах около 6 млн. долларов от текстильной компании «Taekwang Ind Co., Ltd.» в городе Пусан покончил жизнь самоубийством бывший президент Южной Кореи Но Му Хён. Он спрыгнул с Совиного обрыва на горе Понхвасан, которая находится на его родине в деревне Понха. Факт совершенного самоубийства был подтвержден полицейскими, нашедшими предсмертную записку на компьютере: «Я переживаю тяжелые времена. Я усложнил жизнь слишком многим людям», которая была частично цитирована корейскими СМИ [56].

Проявление этнического фактора может быть связано и с основной религией Южной Кореи – буддизмом. Религия играет большую роль в жизни человека: она полностью определяет его связь с обществом, в котором он живет, объединяет его со своими потомками. В современной Южной Корее развиваются многие виды религий, все больше строятся католические храмы. Но основной религией остается буддизм. Считается, что совершение самоубийства буддистом не является грехом, а наоборот – уважительным способом ухода из жизни, тем более для престарелого человека. Только для престарелого населения разрешается кармически нейтральное совершение самоубийства или самопожертвования [49]. Одной из идей буддизма является идея реинкарнации, а жизнь – лишь цепь страданий. И религия помогает смириться с принятием смерти, и подталкивает его на совершение самоубийства. Но самоубийство может быть только самопожертвованием, иначе, совершение самоубийства будет рассматриваться как греховное деяние.

Проявление этнического фактора, связанного с семейными структурами, можно рассмотреть в следующем факте. В ходе истории Южной Кореи, у людей сформировалась традиция в духе конфуцианской этики: родители должны помогать детям до их свадьбы, а дети – после ухода родителей на пенсию. Традиция утратила свою актуальность, так как ситуация, сложившаяся на сегодняшний день очень удручающая. Среди стран, входящих в ОЭСР, Южная Корея тратит меньше всех на поддержку пожилых людей - 1,9% ВВП. Данная ситуация начала складываться вместе со стремительным развитием страны, урбанизацией и индустриализацией в 1970-х годах и стала причиной разделения семей и поколений. По данным, полученным из банков в 1980 г., переводы денег от детей составлял 73% дохода их родителей, но в 2003 г. процент уменьшился до 31%. Также процент людей, способных к труду, упал с 90% до 37%. В последнее десятилетие ХХ века 70% пожилых людей проживали вместе с детьми. К началу ХХI века этот показатель упал до 30% в связи с ростом урбанизации и застройки городов. Поэтому многие пожилые люди и совершают самоубийство, чтобы «не быть обузой для своих детей», как сказала в предсмертной записке южнокорейская пенсионерка, оставившая ее зятю, после чего она с супругом покончила жизнь самоубийством [59].

Проявление этнического фактора можно усмотреть и в самоубийстве южнокорейской телеведущей и автора книг о гармонии Чхве Юн Хи. В возрасте 63 лет она совершила самоубийство вместе со своим мужем. То есть, женщина, получившая прозвище «проповедник счастья», потому что призывала соотечественников жить в гармонии с собой и окружающим миром и радоваться жизни, покончила жизнь самоубийством. В предсмертной записке, которую нашли полицейские, автор книг о счастье сказала, что страдала болезнью легких и сердца в последние годы. Полиция предполагает, что ее муж помог ей сделать выбор и уйти из жизни вместе. Так как они были найдены вместе в номере мотеля [49].

Также проявление этнического фактора можно усмотреть в самоубийстве корейской актрисы, считавшейся звездой «первой величины», Чхве Чжин Силь, которая ушла из жизни в возрасте 39 лет. Вся собранная полицией информация показала, что актриса совершила самоубийство в приступе депрессии. Однако чем была вызвана эта депрессия? По сообщениям полиции, Чхве уже говорила о намерениях совершить самоубийство. После скандального развода с профессиональным баскетболистом у Чхве и начались первые приступы депрессии. В дальнейшей жизни актрисы были тяжелые моменты: ее ложно обвиняли в разных видах проступков; актриса переживала это очень болезненно, но пыталась отстоять свой звездный статус. У Чхве остались двое детей от ее брака с бывшим мужем, актриса в последнем разговоре с репортером просила присмотреть за ними [52]. Возможно, в данном случае проявляется действие «культурной подсказки»: уход из жизни ради очищения своей чести и чести своих детей (семьи).

Возможно, что с этим же фактором было связано и самоубийство корейской актрисы Янь Я-Ёнь. Сообщение о нем повергло в шок всю Корею и фанатов других стран. 7 марта 2009 года актриса Янь Я-Ёнь совершила самоубийство, повесившись в своей квартире. После исследования предсмертной записки полицией было установлено, что за участие во многих проектах ей приходилось заниматься сексом с влиятельными людьми и журналистами из шоу-бизнеса. Это и послужило развитию депрессии и дальнейшего самоубийства [60].

В России с проявлением этнических факторов различные исследователи связывают чрезвычайно высокий уровень суицида, в несколько раз превышающий средний по стране, в регионах компактного проживания финно-угорской (удмурты, коми-пермяки), монгольской (буряты), самодийской (ненцы), чукотско-камчатской (коряки), тюркской (алтайцы, хакасы, тувинцы) этнических групп. В то же время среди народов Северного Кавказа, для которых этнокультурные особенности играют важную роль, отмечается самый низкий уровень суицидальности.

Хотя российские суицидологи и признают существование этнического фактора самоубийства, работ, специально посвященных его исследованию мало. Так, В. И. Дубравин в своей диссертации приводит достоверные различия в особенностях суицидального поведения и характеристиках суицидентов финно-угорской и славянской национальностей [25. С. 31]. Многие исследователи данного феномена пытались выявить этот патологический интерес финно-угорского народа к смерти через совершение самоубийства. Начиная от мифов и иносказаний, что, мол, проклят народ, разделившийся при стремительном развитии общества, заканчивая изучением генетики народов, относящихся к финно-угорской группе, поисками гена, отвечающего за самоубийство, так называемого «испорченного гена» [51].

На форумах в социальных сетях молодежь финно-угорских народов очень интересует проблема самоубийств их народа, потому что она затронула их семьи. Они хотят знать, почему же происходит это множество случаев. Многие считают, что причиной этого является язычество и отношение к смерти в их семьях. Один парень рассказал, что в его языческой семье к смерти относятся как к продолжению жизни, как к чему-то положительному. Его мать говорит о смерти, даже приготовила себе одежду, в которой ее должны будут похоронить, и выбрала место для захоронения. Возможно, это и дает последний толчок при встрече с определенной проблемой, которую они не могут решить. Так сказать, уже собралась [72].

Проявление этнических факторов самоубийства в России можно связать с распространением определенных религиозных верований, например, христианства или ислама, которые резко негативно относятся к самоубийству. Возможно, поэтому так низок уровень самоубийств среди коренных народов Северного Кавказа, исповедующих ислам.

В России также распространен и буддизм: в республике Бурятия он стоит на втором месте после христианства. По данным на 2008 г., республика Бурятия находилась на третьем месте по уровню самоубийств (73,3 на 100 тыс.), а в 2013 г. – поднялась на второе место в России. Однако, хотя Бурятия и входит в один из опаснейших регионов мира по уровню самоубийства, вряд ли, это можно объяснить распространением на ее территории буддизма. В Бурятии получила распространение такая его разновидность, как махаяна (или ламаизм). Его суть состоит в вере в бесконечность перерождений (сансару). Прекратить ее можно только в состоянии Будды, мирянину же это абсолютно недоступно. Самоубийство не может прервать сансару, а только привести к дальнейшему перерождению, но уже ни в коем случае не в облике человека, а, например, животного или голодного демона. Эта перспектива, вряд ли, является привлекательной для истинного буддиста [30. С 17].

Получивший распространение на территории республики Бурятия шаманизм также неодобрительно относится к суицидам. Например, буряты верят, что души покончивших с собой превращаются в мучителей своих родственников. Местом их обитания становится водная пучина, в которую они стараются заманить купальщиков. Существуют указания лишь на очень редкие, практически единичные случаи ритуальных самоубийств (например, добровольная смерть бездетных стариков во время засухи). Отечественный психиатр В. Б. Миневич описал совершенно уникальное самоубийство стариков-бурят в древности: если у семидесятилетних людей не было внуков, считалось, что «они заедают чужую жизнь», их заставляли проглатывать бесконечную ленту жира, и они задыхались [10. С. 78].

Вероятно, что здесь нужно говорить не о влиянии религиозных верований, а о наличии «культурной подсказки» для стариков-бурят. Возможно, бабушка, которая, не дождавшись жилья от властей, покончила жизнь самоубийством, оставив собственную квартиру детям [63], ушла из жизни именно, благодаря этой подсказке.

Проявление «культурной подсказки» можно усмотреть и в самоубийствах молодежи, связанных с неразделенной любовью. Одним из событий, которые толкают молодежь на совершение самоубийства, считается чувство переживания от утраты или потери взаимоотношения с близким или любимым человеком [4. C. 44-52].

Таким образом, проявление этнических факторов самоубийства можно усмотреть как в Южной Корее, так и в России. Их действие связано с сохранением культурных традиций и обычаев, религиозными верованиями и «культурными подсказками».

Подводя итог по главе в целом, необходимо отметить следующее. В России по официальным статистическим данным наблюдается устойчивое снижение уровня самоубийств, начиная с 2002 г. По данным Росстата, уровень самоубийств в России в 2015 г. составил 17,1 случаев на 100 тыс. населения. По критериям ВОЗ, с 2014 г. Россия относится к группе стран со средним уровнем самоубийств.

В Южной Корее, напротив, официальные статистические данные свидетельствуют о росте уровня самоубийств, начиная с 2000-х гг. По данным ВОЗ на 2012 г., Южная Корея занимает 3 место по общему уровню самоубийств, который составляет 28,9 случаев на 100 тыс. населения. Согласно докладу ОЭСР за 2015 г., Южная Корея занимает 1 место среди стран, входящих в эту организацию. Если средний уровень самоубийств среди всех стран ОЭСР составил 12 человек на 100 тысяч человек, то в Южной Корее этот уровень – 29,1 на 100 тысяч человек. По критериям ВОЗ, Южная Корея относится к группе стран с высоким уровнем самоубийств.

Отметим, что наблюдаемая динамика уровня самоубийств происходит на фоне мирового экономического кризиса, затронувшего обе страны. Объяснить, почему в России с 2000-х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня самоубийств, а в Южной Корее, напротив – его роста, только действием этнических факторов, конечно, нельзя. Но и оставить их без внимания тоже невозможно. Действие этих факторов связано с сохранением культурных традиций и обычаев, религиозными верованиями и «культурными подсказками».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятая в выпускной квалификационной работе систематизация знаний, представленных в различных опубликованных и неопубликованных источниках, позволяет сделать следующие выводы о влиянии этнических факторов на состояние и динамику самоубийства.

Понятие самоубийства как сложного социокультурного явления может быть представлено только как система его определений. В работе было рассмотрено несколько определений самоубийства, но в качестве рабочего было принято определение, данное Э. Дюркгеймом. Самоубийство – это всякий смертный случай, который является непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самим человеком, если этот последний знал о его последствиях.

Классификация самоубийств осуществляется по разным основаниям, в зависимости от целей, которые ставят перед собой исследователи. В данной работе в качестве основной классификации самоубийств была принята классификация, предложенная Э. Дюркгеймом. Основанием данной классификации является характер отношений личности и общества. В качестве типов самоубийства выделяются: эгоистический, альтруистический, аномический и фаталистический.

Теоретическое осмысление проблемы самоубийства осуществлялось в рамках различных наук: философии, психологии, медицины (психиатрии), социологии. В истории науки сложилось несколько подходов к пониманию природы и факторов самоубийства: философский, медико-биологический, психологический, социологический. Однако осознание сложности суицидального поведения, а также ограниченности каждого, отдельно взятого, подхода, привело к созданию во второй половине XX века такой области научного знания, как суицидология, интегрировавшей в себе знания о самоубийстве.

Систематизация знаний, представленных в эмпирических исследованиях самоубийства, прежде всего социологических, позволила выделить ряд факторов самоубийства (гендер, возраст, семейное положение, место жительства, образование и социальный статус, религиозная принадлежность и пр.). Интерес современных ученых к исследованию влияния этнических факторов на самоубийство был нами связан, прежде всего, с «всплеском» этничности, происходящим в разных странах мира со второй половины XX века и ставшим сегодня одной из особенностей развития человечества.

Этнические факторы самоубийства – это факторы, связанные с культурой определенного этноса. К ним относятся особенности материального производства, человеческого и духовного воспроизводства, коммуникации, характерные для определенного этноса и предрасполагающие к совершению самоубийства (религиозные верования, семейно-брачные структуры и отношения, менталитет, культурные традиции и «культурные подсказки» и т.п.).

Официальные статистические данные свидетельствуют о заметной социальной окраске феномена самоубийства в СССР и России. Рост уровня самоубийств был связан с активизацией репрессий в 1937 и 1947 гг.; со стагнацией советского общества в период с середины 1960-х гг. до 1984 г.; с разочарованием в «перестройке» и результатах реформ 1990-х гг. Самый высокий уровень самоубийств в России пришелся на 1994 г. (41,8 самоубийств на 100 тыс.). С 2002 г. с небольшими отклонениями наблюдается тенденция к его снижению вплоть до 2015 г. По данным Росстата, уровень самоубийств в России в 2015 г. составил 17,1 случаев на 100 тыс. населения, в 2016 г. он продолжает снижаться. По критериям ВОЗ, с 2014 г. Россия относится к группе стран со средним уровнем самоубийств.

Состояние и динамика самоубийств в Южной Корее также имеют заметную социальную окраску. В период мирового экономического кризиса с 1997 по 1998 год уровень самоубийств заметно вырос. 80% всех случаев самоубийства в этот период приходилось на мужчин в возрасте от 15 до 45 лет. С 1982 г. по 2011г. уровень самоубийств вырос с 6,8 случаев на 100 тыс. населения в1982 г. до 28,4 случаев на 100 тыс. населения в 2011 г. и 29,1 – в 2015 г.

Объяснить, почему в России с 2000-х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня самоубийств, а в Южной Корее, напротив – его роста, только действием этнических факторов, конечно, нельзя. Но и оставить их без внимания тоже невозможно. Действие этих факторов связано с сохранением культурных традиций и обычаев, религиозными верованиями и «культурными подсказками».

Интересно, что сами корейцы видят причину роста уровня самоубийств в быстром развитии общества, и влиянии на Южную Корею со стороны Европы и Америки.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература

1. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации московского НИИ психиатрии / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - М.: ИНФРАМ, 2004. - 474 с.

2. Войцех, В. Ф. Факторы риска повторных суицидальных попыток / В. Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. - №3.- С. 35-39.

3. Гилинский, Я. И. Девиантология / Я. И. Гилинский. – СПб: Юридический центр Пресс, 2007. – 528 с.

4. Гилинский, Я. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учебное пособие / Я. И. Гилинский, П. И. Юнацкевич – СПб: Юридический центр Пресс,1999. – 338с.

5. Давыдов, А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение / А. А. Давыдов // СОЦИС. - 2001. – С. 17-24.

6. Депрессии позднего возраста: клиника, вопросы патогенеза, лечение: Сборник научных трудов. - М.: Московский НИИ психиатрии, 2005. - 50 с.

7. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. – 399 с.

8. Комплексные исследования в суицидологии. Сборник научных трудов. - М.: Московский НИИ психиатрии, 2001. - 110 с.

9. Менингер, К. Человек против самого себя / К. Менингер. – М.: МАКС-Пресс, 2000. - 306 с.

10. Миневич, В. Б., Баранчик, Г. М. Психологическая антропология / В. Б. Миневич, Г. М. Баранчик. – Томск, Улан-Удэ, 1994. – 156 с.

11. Наку, А. Г. Клиника некоторых вариантов динамики психопатии / А. Г. Наку. – Кишинев: Штиинца., 2002. - 272 с.

12. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. Падение. – М.: АСТ, 2015. – С. 103-227.

13. Пятницкий, Н. Ю. Непсихотические депрессии при циклотимии и вялотекущей шизофрении / Н. Ю. Пятницкий. - М.: МАКС-Пресс, 2005. - 237 с.

14. Смидович, С. Г. Самоубийства в зеркале статистики /С. Г. Смидович // СОЦИС, - 1990. - №4. – С. 88-89.

15. Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Сборник научных трудов. М.: Московский НИИ психиатрии, 2005. - 201 с.

16. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2016. – 544 с.

17. Фрейд, З. Печаль и меланхолия / З. Фрейд. – З. Фрейд // Суицидология: прошлое и настоящее. - М. «Когито-Центр», 2001. - С. 255-270.

18. Чуев, Ю. Ф. Особенности суицидального поведения у больных депрессиями инволюционного возраста: автореф. дис…канд. мед. наук: 14.00.18 - Харьков, 1991. – 21 с.

19. Чуев, Ю. Ф. Особенности формирования суицидального поведения при стрессовой ситуационной нагрузке / Ю. Ф. Чуев // Неврология и психиатрия. - Киев, 2003.- С. 38-40.

20. Чуев, Ю. Ф. Психотерапевтическая коррекция больных депрессиями в постсуицидальном периоде / Ю. Ф. Чуев // Немедикаментозные методы медицинской реабилитации. - Харьков, 1990. – С. 128-139.

21. Шизофрения. Клиника и патогенез / Под ред. А. В. Снежневского. – М.: ИНФРАМ – М., 2000. - 305 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: