Анима между героями-соперниками 7 глава




 

52 «Гелианд» (Heiland) - «Спаситель». Весьма важный литературный па­мятник, древнесаксонская поэма IX в., неизвестного автора. Происхождением своим обязана, вероятно, императору Людовику Благочестивому, желавшему познакомить саксов с христианским вероучением. По преданию Людовик пору­чил одному саксу, уже славившемуся в своем народе как поэт, пересказать сак­сонскими стихами содержание Ветхого и Нового Завета. По другой, более по­здней версии предания поэт был простым крестьянином, который во сне полу­чил повеление свыше сочинить эту поэму. - Примеч. пер.

 

Утраченное принцессой писание и мотив потерянного пера для письма нам следует принять только как существующую дан­ность; фигура Анимы связана с утерянным писаньем, и герою нужно какое-то средство, чтобы писать. Следовательно, можно говорить о некой связи с поэтическим творчеством. Поскольку сказ­ка имеет такую «Ботаническую» основу, нам следует помнить, что Вотан - это бог поэзии и поэтического творчества, и, возможно, творческая сила Анимы потерялась вместе с ней и ее снова нужно обнаружить посредством обновления религиозной установки.

Утраченное принцессой писание должно иметь отношение к тайной традиции, так как это писание находится у Анимы в даль­них землях, т.е. в бессознательном, и это писание следует вернуть в область сознания. В эпоху христианства время от времени нео­жиданно появлялись новые писания, представлявшие собой по­пытки иных толкований христианского вероучения. Можно пред­положить, что этими документами являются рукописи альбигой­цев53 и катаров54, а может быть - легенда о Святом Граале (попыт­ка оживить христианскую истину в поэтическом ключе). Или это были писания гностиков, ибо такие тайные учения не могли про­поведоваться открыто и подавлялись вследствие особой непре­клонности, твердости и неизменности христианского вероучения. Мы можем заключить, что писание может быть связано с каким-то таким еретическим течением и содержаться в сфере Анимы, которая хочет их достать и настаивает на том, что они ей крайне необходимы. Кроме того, принцесса должна обладать магической силой, ибо она знает, как обезглавить человека и снова его ожи­вить, приставив обратно голову, поэтому писание может содер­жать в себе тайный магический рецепт. В общем оно представля­ет собой неформальное и не признанное официально знание. В ма­гии содержится много античных традиций, которые продолжа­ются до сих пор. Юнг однажды показал книгу колдовства, кото­рую швейцарский крестьянин использовал для магических закли­наний: она представляла собой настоящую латинскую молитву богине Венере, переписанную от руки в Средние века и по-пре­жнему применяемую с той же самой целью. Существуют и тради­ции из германского языческого прошлого. Можно было бы пред­положить, что писание связано с устойчивой тайной традицией, представляющей собой нечто такое, с чем часто ассоциируется Анима. Дело в том, что, являясь компенсаторной фигурой, Анима всегда вбирает в себя все, что не нравится сознанию, чем оно пре­небрегает и оставляет без внимания и что вместе с тем заслужива­ет внимания, а потому это следует сохранить.

 

53 Альбигойцы, Церковь Альби (город на юге Франции) - название распро­страненного в Южной Европе религиозного течения «добрых людей» (катаров). Религиозное течение альбигойцев (фр. L'Eglise d'amour, т.е. Церкви любви) усво­ило религиозные принципы раннего христианства в соединении с мистически­ми учениями о Граале, имело среди приверженцев верующих различных вероис­поведаний, в том числе католиков, а также последователей различных гностичес­ких сект. Существует мнение о происхождении альбигойцев от болгарского те­чения богомилов, малоазийских павликиан и общих их скифско-славянских предшественников, т.н. «андреевцев» (по имени основателя апостола Андрея Первозванного). Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала «добры­ми людьми» (фр. les bons hommes), но «людьми темными» (фр. hommes obscurs). - Примеч. пер.

54 Катары (от др.-греч. katharös - «чистый, ясный») - религиозное движе­ние в Западной Европе в XI-XIV веках. По мнению современных исследовате­лей, это слово было придумано в 1163 году в рейнских землях клириком Экбертом из Шонау. Особенное распространение катаризм получил на юге Франции (альбигойцы), в северной Италии, на северо-востоке Испании и в некоторых землях Германии. Катаризм не являлся принципиально новым мировоззрением, возникшим в Средние века. Богословские принципы, впоследствии характер­ные для катаризма, можно найти также у первых учителей христианства, испы­тавших влияние гностицизма и неоплатонизм (Ориген Александрийский). Это движение было представлено различными общинами, не обязательно связанны­ми между собой и иногда отличавшимися доктриной и образом жизни, но тем не менее представлявшими некое единство в области структуры и обряда, как во временных рамках - между X и XV столетиями, так и в географических - между Малой Азией и Западной Европой. В Восточной Европе и Малой Азии к таким общинам относят богомилов. Богомилы Византии и Балкан, а также катары Италии, Франции и Лангедока представляли собой одну и ту же цер­ковь. Для катарских текстов характерно отсутствие отсылок к текстам нехри­стианских религий. Даже в наиболее радикальных своих положениях (напр., о дуализме или о перевоплощениях) они апеллируют только к христианским первоисточникам и апокрифам. Теология катаров оперирует теми же понятия­ми, что и католическая теология, «то приближаясь, то удаляясь в их толковании от генеральной линии христианства». - Примеч. пер.

 

Так как у сказочного героя есть перо для письма, создается такое впечатление, что в один прекрасный день он должен напи­сать, например, какие-то новые толкования бессознательного. Вся работа со сказочным материалом заключается в психологической интерпретации религиозных и фольклорных традиций, чтобы мы могли восстановить свою связь с сознательной установкой. Сказ­ки несут некий смысл, и, слушая их, вы можете восстановить свою связь с живущими в них традициями, - именно поэтому я их об­суждаю. Всегда существует вопрос о том, как достигают сознания тайные писания Анимы. Мужчинам снится, что их Анима - очень образованная женщина, у которой много книг. Эту тему можно развить в активном воображении, в котором некое примитивное религиозное учение воспроизводится в весьма помпезной форме: «Слушайте, все народы, внимай, земля, я возвещаю новую исти­ну». Следовательно, мужчины очень не любят давать волю своей Аниме, не позволяя ей что-то написать, потому что у нее дурной вкус. Чтобы ее слушать, необходимо настоящее мужество. Если появится фигура Анимуса, или великого шамана, то он будет го­ворить точно так же. Эти помпезные декларации великой истины достаточно здравомыслящие люди воспринимают с крайним от­вращением. Люди же, у которых вкус не столь развит, попадают под их влияние, и это по-прежнему плохо, потому что большин­ство людей заражается этими декларациями. Вам ничего не нуж­но делать - просто не терять мужества и объективности, чтобы позволить Аниме возвестить свою истину (как она это умеет) и узнать, в чем состоит ее цель. Эта архаичная форма возвещения великой истины не соответствует современной писательской идее, правда, некоторые современные поэты ее используют, и Ницше иногда позволяет Заратустре возвещать истины именно в такой форме. По моим представлениям, Анима хранит некоторые писа­ния, которые спрятаны в у нее в замке.

Есть еще одна странная проблема, требующая внимания: по­чему затруднения, вызванные Тенью, не приводят к схватке, а вы­ход из положения обеспечивается каким-то иным фактором. Здесь есть некий намек на проблему человека, связанную с его индиви­дуальной Тенью. Насколько я поняла, если человек осознанно ре­шает бороться с Тенью и принимает ее всерьез, без болтовни и надувательства, она полностью уходит в конфликт. Если Эго при­нимает одностороннее этическое решение и одностороннюю мо­ральную установку и вступает в реальный конфликт с Тенью, кон­фликт никаким образом не может быть разрешен. Это одна из проблем нашей цивилизации.

В самых примитивных цивилизациях люди никогда не всту­пают в серьезный конфликт с Тенью, ибо в таком случае они бу­дут бездумно переходить от одной установки к другой, и левая рука не будет знать, что делает правая. Об этом можно узнать из рассказов о деятельности миссионеров. Они что-то делают для племени, и это хорошо прививается, но затем приобретает харак­тер эпидемии, и тогда к миссионерам просыпается ненависть и их убивают: возникает противодействие их влиянию. После этого племя сожалеет о содеянном, но на самом деле дикари не бывают расстроены и подавлены произошедшим, и жизнь продолжается. Это крайний случай того, что случается с нами постоянно. Кон­фликт с Тенью не обостряется, так как наша установка может изме­няться, и это помогает нам в жизни. Мы стараемся быть хороши­ми и при этом совершаем всевозможные плохие поступки, которых вовсе не замечаем, или же, если замечаем, нам приходится из­виняться и оправдываться, например, тем, что болела голова, или мы обвиняем другого человека, или просто забываем о том, что сделали, - именно так мы обычно относимся к проблемам Тени. На самом деле я не критикую подобное поведение, ибо так устро­ена жизнь. У человека есть Тень, великая инстинктивная сила, и если мы не хотим оказаться в тупике неразрешимых проблем, нам следует научиться не обращать внимания на некоторые вещи, что­бы иметь возможность как-то продвигаться в жизни. Вы получи­те от окружающих и признание, и критику, но если не забираться слишком высоко, то можно балансировать на некотором уровне, оставляя конфликт неразрешенным. Есть люди более педантич­ные и этически чувствительные, в таком случае ситуация ослож­няется, но если они знают психологию, то справиться с проблемой становится значительно легче.

Однако люди, исповедующие христианство, не могут долго вести себя гибко и бросают вызов неразрешимым проблемам. Все­гда существуют «да» и «нет», и левая рука использует всевозмож­ные ухищрения и уловки, и потому жизнь заходит в тупик, - че­ловек не может продолжать жить спокойно, так как стремится быть слишком совершенным, но это стремление однобоко. Созна­тельно жить в соответствии с христианскими идеалами - значит принять мученическую жизнь и мученическую смерть, - именно так бы ответила ранняя христианская церковь. Тогда бы нам пред­стояло отстаивать права заключенных в Китае55, положив за них все, включая жизнь, или что-нибудь в этом духе. Обычные люди в своей массе назовут это дуростью, и это говорит о том, что в ком-то действует комплекс спасителя, тем не менее большинство укло­няется от героических действий, говоря, что до тех пор, пока про­блема зла не подойдет к ним вплотную, они не будут ее решать, а пусть это делают другие. Идеалистически настроенный молодой че­ловек решил отправиться на остров, где американцы проводили ис­пытание атомной бомбы, чтобы помешать им. Большинство людей сочли бы, что он просто ненормальный, что его идеализм подобен идиотизму, однако на самом деле он пытался жить imitatio Christi56. Следовательно, мы сталкиваемся с противоречием: либо надо жить в соответствии с этическими обязательствами и таким образом принять смерть, либо, если не хотим доходить до крайности, мы регрессируем и продолжаем играть с обеими возможностями. Этот конфликт, присущий христианской религии, определяет нашу жизнь: как далеко мы зайдем? Если мы зайдем слишком далеко и обострим проблему Тени, то окажемся в тупиковой ситуации: что делать - принять на себя роль мученика или же немного смошен­ничать и проживать свою Тень, стараясь не смотреть на нее слиш­ком пристально и сохранив тем самым здоровую защиту.

История о молодом человеке, который захотел быть убитым в знак протеста против испытаний атомной бомбы, - это типич­ный пример человека с фанатичными этическими убеждениями, из-за которых он оказался в тупике, придя к необходимости уме­реть за свои убеждения - погибнуть от рук мирового зла. Ежед­невно проводя анализ, вы сталкиваетесь с такими конфликтами; люди хотят быть порядочными и поэтому отрываются от своих корней, а потом не понимают, как им жить дальше. Мужчина стал­кивается с соблазном вступить в любовную связь на стороне и ус­покаивает себя тем, что так делают все, мол зачем поднимать из-за этого шум; но оправдываясь таким образом, он фактически ухо­дит и прячется от самого себя, а потом сожалеет. Но когда ревни­вая жена устраивает ему сцену, он снова регрессирует. Другие люди, которые подвергаются подобному искушению, пытаются проверить себя на прочность и говорят, что они не такие, как ка­залось раньше, но тем самым подавляют Теневую тенденцию и вступают с ней в борьбу. Если искушение минимально, они доби­ваются успеха, но если оно очень сильно, они впадают в уныние, чувствуют усталость и не знают, как жить дальше. Тогда в снови­дениях Тень приходит в бешенство, ибо она не нашла себе выход. Это может вызвать такую потерю либидо, что их жизнь останав­ливается. Мужчина делается невротичным, так как другая часть его личности не признает его решений и постоянно приходит от них в ярость. Также его начинают посещать ипохондрические фантазии и депрессия, портится настроение и он перестает полу­чать удовольствие от своей работы. Это очень часто бывает у лю­дей, которые пытаются быть слишком нравственными. Или же муж будет взбешен поведением своей жены, и его ярость будет местью Тени за то, что ею пренебрегли. В таких случаях любое поведение мужчины будет неправильным; оно обусловлено раз­дражением из-за того, что уступает Тени и тем самым ее отверга­ет: если он ей уступит, значит он убогий, а если нет, то из-за нее он оказывается в подвешенном состоянии. Именно такую психоло­гическую ситуацию я бы назвала основным Теневым конфлик­том. Никакие «за» и «против» не способствуют его разрешению. Если человек не может чуть измениться или смошенничать, основ­ной Теневой конфликт, присущий человеческой природе, стано­вится неразрешимым, ибо он приводит к тому, что человек не мо­жет совершить правильный поступок. В таких случаях слабые люди ищут чьей-то поддержки, или спрашивают совета, или отри­цают само наличие конфликта, говоря, что это сущий пустяк. К со­жалению, так бывает часто и не обещает ничего хорошего, и тогда вы снова имеете прежнюю регрессию, при которой левая рука не знает, что делает правая.

 

55 Скорее всего, в данном случае речь идет о маоистском режиме в Китае. - Примеч. пер.

56 Imitatio Christi (лат.) - подражая Христу. - Примем, пер.

 

В сказке говорится, что такой конфликт приходится выдер­живать до тех пор, пока его не удастся разрешить творчески. Твор­ческое решение должно быть каким-то неожиданным, конфликт должен разрешаться на ином уровне. В данном случае таким ска­зочным образом является фигура Анимы, которая неожиданно пе­реворачивает всю ситуацию и делает королем другого человека. То есть разрешение конфликта приходит из бессознательного, ко­торое не принимает ни ту ни другую сторону: оно просто перево­рачивает всю ситуацию - безносый король, третья сторона в кон­фликте, о которой никто не думает, должен уйти, и таким образом ситуация изменяется, и картина выглядит уже совершенно иначе. Это модель творческого решения Теневой проблемы, к которому, собственно, мы и стремимся: выстрадать конфликт до тех пор, пока не случится нечто неожиданное и не переведет всю ситуацию на другой уровень. Тогда можно было бы сказать, что конфликт не разрешился, а перешел в иную плоскость. По-другому его вообще нельзя было бы разрешить. Нужно пройти через распятие без ка­ких бы то ни было поползновений со стороны Эго в сторону «да» или «нет». Это может продолжаться недели или месяцы. Эго не может снять такое напряжение противоположностей, ибо творчес­ки разрешить Теневой конфликт - значит отказаться от Эго и его норм и противоречий. Оно означает полностью подчиниться неиз­вестным силам, существующим в человеческой психике. Вспом­ним слова распятого на кресте Христа: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»57

57 Евангелие от Матфея 27: 46, от Марка 15: 34. - Примеч. пер.

 

В сказке эти неизвестные силы воплощаются в третьей фигу­ре, фигуре Анимы, которая изменяет всю ситуацию. Если бы Фердинанд Верный заигрывал с фигурой Анимы, говоря, что он ее лю­бит, и спрашивал ее о том, как поступить со старым королем, это бы не было собственно решением конфликта. Но в сказке показано, что у него и не было никакого намерения стать королем. Он остал­ся на своем месте, на котором ему были видны противоположности, а так как он сам не думал о том, чтобы избавиться от короля, то тем самым дал возможность принцессе сказать: «Я не люблю этого ста­рого короля. Пусть он так и будет обезглавленным».

Если Анима хочет покончить с мужчиной, она лишает его го­ловы, - разумеется, не буквально, а психологически, и тогда он выходит из себя. Одержимость Анимой представляет собой ог­ромную опасность для мужчины и часто возникает у тех из них, кто не может выдержать столкновения противоположностей. Вто­рая опасность состоит в убежденности, что Анима или какая-то другая фигура из бессознательного разрешит конфликт сама по себе. Это самая большая опасность, с которой сталкиваются сту­денты, изучающие юнгианскую психологию. Мы знаем из книг Юнга, из лекций по психологии и из своего собственного опыта: когда возникает такой конфликт, у нас появляется рациональное ожидание его разрешения, и мы говорим: «Я знаю, что Анима его разрешит». При этом мы совершенно забываем, что прежде всего нам придется полностью прожить конфликт Эго.

В сказке не говорится ничего о том, что случилось с Ферди­нандом Неверным, - он просто исчезает из сказочного сюжета. Вместо этого рассказывается о превращении белого коня, в других версиях сказки этим конем был нищий старик, который дал ключ Фердинанду. В скрытой форме эти два образа представляют собой воплощение древнего германского бога Вотана. Получается так, словно богоподобная фигура поглотила злого Фердинанда. Дан­ное обстоятельство действительно говорит в пользу того, что ост­рый конфликт между добром и злом, созданный христианским вероучением, заменяется возрождением язычества. Оно символи­зирует регрессию к варварству - ту самую регрессию, которую все мы недавно на себе испытали. В нашей версии и некоторых дру­гих версиях сказки белый конь превращается в неизвестного ко­ролевича или принца. Такое превращение может воплощать веро­ятный прогресс в будущем - возможность развития новой уста­новки, трансцендентной по отношению к христианскому конф­ликту. Однако неопределенность образа королевича говорит о том, что на такой исход есть лишь слабая надежда, которая еще не вошла в наше культурное сознание.

 

Глава 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: