Одаренность. Талант. Гениальность.




Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к обретению способностей.

Талантливый человек – тот человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться высоких результатов в определенной деятельности.

Гениальный человек – это тот человек, который добивается высоких и признанных успехов в деятельности.

Задатками называются предпосылки развития способностей, это анатомо-физиологические особенности мозга, которые базируются на свойствах нервной системы. Человек обладает задатками еще до развития способностей (к примеру: врожденные художники). Задатки определяют пределы развития.

Разные способности имеют и разные сензитивные периоды (периоды лучшего развития).

НАПРИМЕР: Для развития речи периоды: 2-3 лет, для развития литературных способностей – 11-15 лет, для математических способностей – 11-12 лет, музыкальных способностей – 5 лет, иностранные языки – 2-5 лет.

 

Интеллект как общая способность.

Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Уровень общей интеллектуальной активности у человека в течении всей жизни постоянно меняется.

Структура интеллекта:

Модель Ч.Спирмена

Успех интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора интеллекта – фактора G

2 составляющих фактора: 1- репродуктивна возможность, некий общий фактор, общая способность; 2- соображение – фактор, специфический для данной деятельности.

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора).

G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

 

Модель Терстоуна

Терстоун выделил разные стороны общего интеллекта – первичные умственные потенции:

-) вычислительная способность

-) вербальная гибкость

-) пространственная ориентация

-) память

-) способность к рассуждению

-) быстрота восприятия сходств или различий между предметами.

В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций.

 

Модель Д. Гилфорда.

Он выделил 120 факторов интеллекта.

Многомерная структурная модель основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности:

1. Тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).

2. Содержание материала интеллектуальной деятельности (объектное, символическое, семантическое поведенческое).

3. Разновидность конечного продукта (единицы, классы, отношения, системы, трансформация, рассуждения).

Таким образом, каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. В исследованиях Гилфорда достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.

 

Оценка интеллекта:

Наибольшей популярностью пользуется так называемый "коэффициент интеллектуальности", сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

 

Психологи и психиатры используют термин "олигофрения" ("малоумие"), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией (после 3х лет).

 

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Не обучаемы.

Имбецильность (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

 

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении

 

Психология

 

.

1. Когнитивное (познавательное) развитие младшего школьника.

Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребёнок получает и перерабатывает огромные объёмы информации. Происходит формирование абстрактно- логического мышления, происходят существенные изменения в психической сфере, под влиянием выполняемой ребёнком деятельности изменяется характер функционирования памяти. Основным видом памяти становится произвольная, вместе с этим изменяется структура мнемических процессов (совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание). Не менее существенные изменения происходят в развитии речи ребёнка. Познавательная деятельность- сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Развитие мышления: Ж.Пиаже называет данный период развития ребёнка стадией конкретных операций с предметами (3я стадия в развитии мышления ребёнка). Главная особенность: умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся обратимыми (реб-к теперь в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, т.е предметную сферу своей деятельности. В этот период детиосваивают понятия сохранения и выполняют др. логические манипуляции. Например, могут распределять объекты по одному их признаку (высота, вес). Также формируется мысленное представление о последовательности действий.(реб-к 5ти лет не сможет объяснить, как добраться до дома приятеля, а реб-к 8 лет сможет даже нарисовать карту пути). Пиаже считает, что всё это становится возможным благодаря интеллектуальному росту: консервации, классификации и транзитивности. Консервация - способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен (опыт с тремя сосудами с водой: 2 одинаковых, третий уже и выше по форме, но по вместительности такой же. Реб-к в этом возрасте может понять, что при переливании воды из одного сосуда в другой, более узкий, кол-во воды не меняется). Т.е при определённых преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются. Классификация - способность классифицировать группу объектов по как.-либо признаку. Следующей особенностью интеллекта ребёнка данного возраста является развитие у него сериации. Сериация/ транзитивность - способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью (могут расположить палочки разной длины по размеру).

Развитие логического мышления: Ребёнок данного возраста способен логически объяснять выполняемые им действия. Приходят к пониманию, что если А=В и В=С, то А=С и А+В=В+А. Мышление становится всё более похожим на мышление взрослого, реб. уже может сам формировать какие-то понятия, в том числе абстрактные.

В этот период также наблюдается активное развитие речи ребёнка, изуч. Речи становится целенаправленной деятельностью, знакомство с письменной речью. Процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи по-разному.

Развитие восприятия: Восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственной воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. По мнению А.В.Запорожца, пик развития восприятия приходится на период от раннего к дошкольному возрасту. В школьные годы эта способность постоянно совершенствуется и достигает высокой степени развития. Ребёнок может воспринимать абстрактные образы (буквы) объединять их в более сложные (слова) и придавать ему конкретное значение.

Развитие представлений: Представление- психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта (репродуктивное- механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности- хар-но для детей дошкольного возраста), продуктивное- воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент, близко к воображению; статическое- хар-но для дошкольного возраста. В возрасте 7-9 лет у ребёнка начинает активно развиваться продуктивное представление, данный этап развития обусловлен переходом от непроизвольного возникновения представлений к умению произвольно вызывать нужные представления.

Развитие внимания: Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности на чём-либо определённом. Внимание реб. становится произвольным (вид внимания, психический процесс, который заключается в сознательной и активном сосредоточении субъекта на каком- либо объекте), но долго оно конкурирует с непроизвольным вниманием. Также происходит развитие таких качеств как: объём, устойчивость, переключаемость и концентрация внимания (характеристики внимания). В норме все эти качества у детей 10-11 лет почти такие же, как у взрослого. Наиболее совершенные черты внимание приобретает, когда предмет или явление наиболее интересны для ребёнка. Особую роль в развитии произвольного внимения играет учебный процесс.

Развитие памяти: Память- процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Бурное развитие характеристик памыти связано прежде всего с процессом обучения. Усвоение новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти (психич. познават. процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использовании спец.приёмов.под воздействием требований школы запоминание становится всё более произвольным и гораздо более активным. По сравнению с памятью детей дошкольного возраста память детей младших школьников достигает гораздо более высокого уровня.

Обучение ребёнка в школе является одним из важнейших факторов развития у него когнитивных процессов. Например, само по себе развитие памяти не происходит. Поэтому одним из направлений деятельности в школе должно быть обучение мнемоническим приёмам (спец.приёмы используемые для эффективного запоминания).

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего возраста является переход психических познавательных процессов реб.на более высокий уровень. Это проявляется в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, память, внимание, представления, а также формировании у ребёнка абстрактно- логического и обучения его письменной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: