Урок 1
Тема: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА
Тема коллективной композиции «Цветы».
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.
Оборудование урока: для учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).
Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный р я д: загадки по теме.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.
Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).
II. Беседа по теме урока.
Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать и т. д.
В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.
Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) - Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.
1) Многоцветие мира - радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.
2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей - основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.
3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».
Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к уроку - это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.
Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:
Черный Ивашка -
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота. (Краски, цветные карандаши.)
А также есть другие инструменты художника:
• Бумага - она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.
• Линейка - преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала - криволинейные линейки.
• Циркуль - лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.
• Палитра - небольшой кусок доски у художников, а у нас -из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.
• Фломастеры, маркёры - используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.
Необходимы художнику и тряпочки - для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.
Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений - крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.
- Какие из этих «инструментов» есть у вас?
- Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка - наши основные материалы.
Некоторые правила работы:
• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
• нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);
• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.