Принятие правил работы в группе (а также создание традиций группы)




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Гнидин О.П., Тамбиева М.Б.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Рекомендации для организаторов

Детской оздоровительной кампании

Г. Ставрополь

Август 2006 г.


Пояснительная записка

 

Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации.

В условиях оздоровительного лагеря, когда привычное социальное окружение меняется, возникает возможность моделирования новых форм поведения ребенка в специально создаваемой воспитательной среде. Ценности физического, социального, культурного, временного пространств жизнедеятельности несут ребенку не обремененные прежними негативными отношениями педагоги и психологи лагеря. Их задачей является восстановление позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены в процессе жизнедеятельности дома и в школе.

Основой для составления программы тренинга послужили разработки В. В. Петрусинского, а также были использованы работы, А. П. Ситникова, Г. А, Цукермана, Б. М. Мастерова, Б. Г. Ананьева, С. Т. Танцорова, Н. В. Цзена и других.

Данная программа рассчитана на подростков, и несёт в себе следующие цели:

- вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально- психологических ситуаций;

-познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;

- формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций;

- развитие навыков рефлексии и обратной связи.

Для успешной реализации данных целей, таким образом, необходимо осуществление работы по двум направлениям:

1. Организация на занятии процесса общения.

2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.

 

ДАННАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ:

- рассчитана на старший школьный возраст (9-11 кл.);

- основной курс рассчитан на 10 занятий; длительность одного занятия от 1, 5 до 3 часов; занятия могут проводиться 2-3 раза в неделю;

- каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения происходит рефлексия.

Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры которой могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы (отношение к происходящему, собственный вклад в него и т. п.), а также диагностика (состояния участников, понимания ими тренинговой ситуации. Очень важно привлечь внимание подростков к тем результатам, которые были получены в ходе встречи, сделать акцент на осознании того, что подросток увидел в себе или других, что почувствовал, выполняя то или иное упражнение, что произвело на него большое впечатление и т. д.; - проведение данной программы желательно только при соответствующей подготовке руководителя, особенно это касается определенных занятий, связанных с введением участников в состояние транса.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

1. диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе "Я".

2 формирующий этап - выстраивание нового типа отношении с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.

 

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего "Я", что является основанием для продуктивного общения.

В основе программы социально-психологического тренинга лежат принципы групповой психотерапии.

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ:

1. игровые тренинги и упражнения;

2. беседы, диспуты;

3. для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятия проводятся анкеты «Откровенно говоря», цветопись, как форма самодиагностики участниками эмоционального состояния во время работы, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров тренинговых занятий (см. Цветопись и оценочную таблицу в приложении), а также самоотчёты участников как метод изучения полученных результатов.

 



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

 

Тема Часы Краткое содержание
1. «Мир во мне» 1,5-3 ч. Создание условий для знакомства и установления психологического контакта. Определение особенностей личности каждого участника, восприятие образа "Я".
2. «Мир вокруг меня» 1,5 -3 ч. Это занятие направлено на понимание того, как человек видит другого, какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек воспринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации.
3. «Я глазами мира» 1,5 -3 ч. Здесь субъект узнает, как другие люди воспринимают его. Происходит сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне", т. е. встречаются оценка и самооценка, что является, отправной точкой для коррекции последней
4-5. «Встреча двух миров» 1,5 -3 ч. Помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения. Отработать вербальные и невербальные средства общения.
6-7. «Взаимодействие миров»   1,5 -3 ч. Содержанием этих занятий является отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия. На этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т. е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных типов группового общения.
8. «Встреча с самим собой» 1,5 -3 ч. Занятие посвящено уточнению и закреплению наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях.
9. «Кто есть кто?» 1,5 -3 ч. Здесь создаются психологические портреты каждого участника, что способствует формированию более адекватного представления о себе, и одновременно идет отработка умений анализировать личностные особенности других.
10. «Заглянем в будущее» 1,5 -3 ч. Смысл заключительного занятия - рефлексия, т. е. анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вторая часть занятия посвящена проектированию будущего: прогноз своего будущего самим участником, и получение обратной связи от остальных членов группы.

 

 


Занятие

Тема: «Мир во мне»

Цель: выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает, как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать, и хочет ли изменяться, есть ли сложности в общении, и как он их пытается разрешить.

Задачи:

1. создание условий для знакомства;

2. определение особенностей личности каждого участника;

3. создание климата психологической безопасности.

Тренинг начинается с объяснения ведущим сути и смысла групповых занятий, их задач и возможностей. Ведущий тренинга определяет цели первой встречи.

Можно начать с круга знакомства. Можно предложить назвать друг друга на "ты" и по именам. Дальше обычно каждому участнику предлагается сказать о своих ожиданиях.

" Круг знакомств"

Эта игра дает каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное - сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.

Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:

1) один из игроков делает шаг к центру круга;

2) называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел (а) бы называться в этой группе;

3) демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;

4) назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;

5) все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение.

После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.

При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 139 с. упр. 2.1.32 Оригинальное знакомство.)

 

Принятие правил работы в группе (а также создание традиций группы)

Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим. В ожиданиях, о которых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что много не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: "То есть ты берешь на себя ответственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь". Любая ответственность, пусть даже самая маленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника.

Игра "Из пункта "А " в пункт "Б" (на знакомство)

Цель ведущего: сделать определенное количество шагов, пройти расстояние. Цель группы - задержать его (расстояние определяется произвольно, например, от лавочки до лавочки). Ведущий будет стоять на месте до тех пор, пока группа будет задавать ему вопросы (любые, относительно его самого).

Игра-разминка "А я еду, а я тоже, а я заяц:"

Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул пустой. Сидящий слева садится на него со словами: "А я еду", следующий -на его место: "А я тоже", третий: "А я - заяц", четвертый - "А я с:" (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул). Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул.

Рефлексия "здесь и теперь"

Объяснение понятия "рефлексия". Отработка навыка рефлексии: осознание участниками происходящего в группе и с группой, описание своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятия.

Главная особенность предлагаемых игр в том, что они вводят участников в "здесь и теперь", позволяют наработать реальные чувства, ь ««..создать отношения между участниками в психологически безопасной форме. Упражнения дают опыт обратных связей в безоценочной форме. Они помогают снять некоторые конвенциональные барьеры в общении (телесные, эмоциональные, сексуальные) и немного раскрепоститься. Они дают опыт общения на нетрадиционных "языках" описания личностного и межличностного опыта - метафорический, язык чувств, язык тела. Это дает возможность каждому участнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необычной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части:

1 получение опыта "здесь и теперь"

2 рефлексию этого опыта.

Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чувствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны "Я".

В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника "самооценки включенности" в групповой процесс.

Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: "Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чувствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощущаем. Может быть, придется потолкаться, но, в конце концов, наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем увидеть, какова наша группа".

Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на коленки, поскольку тоже чувствует себя в самом центре.

Иногда центр остается почти пустым. В любом случае - это ценнейший материал для обсуждения, рефлексии при переходе к следующему занятию.

Работа с цветописью, оценочной таблицей, написание психологического автопортрета каждым участником.

"Портретная галерея "

Каждый рисует портрет себя, как интересного человека. После того, как картины нарисованы, под каждой делается короткая реклама своего интереса и информация о том, с кем бы хотел изображенный на портрете иметь контакты в течение всех занятий.

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 200 с. упр. 3.1.25 Проективный рисунок)

Упражнение "Телеграф "

(демонстрация слаженности работы в группе)

Цель: отслеживание динамики группы.

Выбирается любая фраза из стихотворения. Каждый сидящий в кругу называет по одной букве этой фразы. После произнесения слова все хлопают в ладоши, вместо знака препинания - топают ногой, в конце предложения - встают.

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 198 с. упр. 3.1.23 Печатная машинка.)

 

Занятие

Тема: «Мир вокруг меня»

Это занятие направлено на понимание того, как человек видит другого, какие качества он замечает, и какие из них являются особо значимыми для него: насколько адекватно человек воспринимает окружающих людей и возникающие вокруг ситуации.

Цель: помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей; формировать чувствительность к невербальным средствам общения.

Рефлексия состояния. Информирование о невербальных средствах общения.

Упражнение "Гомеостат на пальцах"

На счет "три" участники должны выбросить какое-то количество пальцев одной руки. Понятно, что после первого раза у каждого будет разное количество пальцев. Нужно молча посмотреть друг на друга, увидеть у кого, сколько выброшено пальцев, а затем повторить попытку, поставив такую задачу: у всех должно оказаться выброшенными одинаковое количество пальцев. "Посмотрим, как мы чувствуем друг друга, как можем не сговариваясь, по интуиции, делать что-то слаженно.

Интересно, сколько попыток нам понадобиться?"

Делается несколько попыток, потом результат обсуждается: кто какую стратегию и тактику использовал, кто на кого ориентировался, может быть появился лидер? Кто упорствовал? Далее используются игры, подключающие телесные контакты.

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 138 с. упр.2.1.29 Гомеостат.)

Упражнение "Искренняя радость "

Группа делится на подгруппы, каждая из которых загадывает определенную эмоцию и демонстрирует ее (невербально) ведущему. Задача ведущего - понять изображаемое.

"Броуновское движение"

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

"Захвати руки"

Участники становятся в круг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого - схватить и держать как можно большее число рук, не открывая глаз. Потом открывают глаза и смотрят: чьи руки захватил, кто оказался оттесненным и т. д.

"Передача чувств прикосновениями"

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

Упражнение "Испорченный видеомагнитофон "

Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов. Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то, прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением выразить какое-то чувство. "Получивший" это чувство, старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается к его пославшему.

Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался его передать. Обычно такое упражнение создает очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие-то барьеры в контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники начинают лучше чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами "здесь и теперь".

Игра "Сыщики"

(умение распределять свое внимание)

Каждый участник получает задание: выполнить какое-либо простое действие, например, ходить и считать деревья или стулья в комнате. Все одновременно начинают выполнять свои действия.

Задача № 1 - пронаблюдать за кем-либо, с целью понять смысл его действий.

Задача № 2 - заметить того, кто наблюдает за тобой самим.

Процедура "Диалог руками" (знакомство руками)

Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, только через прикосновение рук (развитие умения чувствовать другого человека).

Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных.

Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга, так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, "познакомиться", потом "поссориться", затем "помириться" и "попрощаться". После 5-7 минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

Практически всегда у участников возникает совершенно новые ощущение партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, а появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности.

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 196 с. упр. 3.1.17 Чувствование.)

Упражнение "Испорченный телефон жестов"

Участники встают в затылок друг к другу так, чтобы не видеть, что творится сзади в колонне. Последний в этой колонне поворачивает к себе впереди стоящего и показывает ему какой-то жест. Например, он жмет руку впереди стоящему, пару раз приседая при этом. Принявший это сообщение, поворачивает к себе следующего и передает ему сообщение.

В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Например, в приведенном случае может дойти такое сообщение: похлопывание по плечу и подпрыгивание. Игра вызывает смех и живое обсуждение, которое следует простроить следующим образом: "Мы слушаем друг друга невнимательно, мы чувствуем невнимательно, когда слушаем и поэтому привносим свое. Каждый человек, в бессловесной форме имел возможность почувствовать, насколько именно он невнимателен, какие он вносит искажения. Следовательно, во внешне облегченной форме уже вносится мотив собственной рефлексии. И эти выводы не отторгаются, как они наверняка отторгались бы, если человеку сказать: "Смотри, ты не понимаешь другого человека. Вместо того чтобы слушать его, ты слушаешь себя".

Рефлексия процесса.

"Что сейчас представляет собой наша группа. Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Таковыми, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?"

Работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря..." (см. в приложении вариант № 1).

 

Занятие

Тема: «Я глазами мира»

Здесь субъект узнает, как другие люди воспринимают его. Происходит сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне", т. е. встречаются оценка и самооценка, что является, отправной точкой для коррекции последней.

Цели:

- предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей, соотнести самооценку и оценку членами группы;

- формировать умение слушать и давать обратную связь.

Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи.

Установление психологического контакта с детьми определяет сам процесс взаимодействия, который чаще всего проявляется в общении. В процессе общения применяются различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Упражнение "Ранжирование по признаку"

Встать по росту, по цвету глаз, по улыбчивости (глубина ранжирования определяется фазой развития группы). Один из участников группы расставляет остальных по какому-то субъективному критерию, например, по степени открытости в группе, естественно, со своей точки зрения, как он видит эту открытость. Водящий выстраивает своих партнеров в шеренгу, и, пока не закончил, не говорит, какой из флангов означает максимальную, а какой - максимальную открытость.

Это заставляет выстаиваемых нервничать, прокручивать в голове свои варианты видения группы по этому критерию и своего места среди этих людей. Водящий также должен предусмотреть

Игра-разминка "Пип"

Участники сидят на стульях (креслах) в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в середине круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Теперь он не знает, кто где сидит. Его задача - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: "Пип!". А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит. Если он отгадал, то водить должен отгаданный. Ошибся - все начинается с начала.

Понятно, что эта игра вызывает хихиканье, шутки, типа того, что мы занимаемся тренингом сензитивности того, на чем сидим. Особенное оживление возникает тогда, когда водящий юноша садится на колени девушке, когда ошибается, приняв мужские колени за женские и т. п. Эта игра уже на начальном этапе позволяет прорваться "сексуальной" и "телесной" тематике через конвенциональные барьеры.

"Метафора на себя "

Участникам предлагается дать какой-то развернутый образ, метафору, отражающую их "сущность", то как они себя понимают и чувствуют.

Атмосфера группы способствует возможности говорить о подлинном внимании и интересе друг к другу, о готовности сопоставлять опыт другого с опытом своего "Я". Вот некоторые примеры: вижу себя маленьким зверьком, забившимся в норку. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится". "Привидение, которое не хочет творить зла. Но его бояться".(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 188 с. упр. 3.1.5 Метафора.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: