Техника коллективного сновидения




В комнате приглушается свет. Участники комфортабельно, насколько позволяют условия комнаты и мебель, садятся в круг, закрывают глаза. Кто-то начинает говорить о возникающем у него образе. Неважно, что это будет. Например, это может быть пейзаж, и участник начинает его описывать. По мере того, как он говорит, в образе могут появиться какие-то изменения, он начинает развиваться, может возникнуть движение, могут появиться какие-то "персонажи". Остальные участники, закрыв глаза, слушают, стараются "увидеть" этот образ вслед за рассказчиком, войти в него. В какой-то момент рассказчик передает слово рядом сидящему, например, касаясь рукой его колена. И тот должен далее развивать этот образ, насыщая его уже своими деталями, иногда сказанными по смыслу с тем, что говорилось раньше, иногда нет. Точно так, как это бывает во сне. Образ развивается всеми участниками по кругу, обрастает событиями, красками:

Подобная техника провоцирует трансовые состояния. Образы начинаются видеться все ярче и живее. Создается чувство пребывания в одном сне.

При проведении данного занятия необходимо присутствие психолога.

Игра "Ассоциации"

Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить водящий. В том числе можно загадать и его самого. Затем водящий входит и начинает задавать вопросы: "Если бы этот человек был литературным героем, то каким?", "Если это погода, то какая?", "Если это животное, то какое?", "Если это цвет?", "Если это дерево?". Запах, время года, историческая эпоха, воинское звание, мебель - все, что угодно, можно использовать в вопросах.

Водящий должен также выбирать, кому какой вопрос задавать, чтобы: как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания. Игра обычно проходит легко и живо, но не только потому, что вызывает спортивный азарт: "отгадает - не отгадает". Очевидно, что она дает "загаданному" огромное количество обратных связей, то есть видений его участниками, которые они в этой игре выражают в метафорической форме. Игра обязательно обсуждается. Какие чувства вызвали те или иные ассоциации? Тебе кажется, что тебя здесь видят не таким, каков ты есть? Обязательно проговаривается общее отношение к игре, стимулируется любое высказывание, поощряется любая позиция: от "надо же!" до "ерунда какая!".

(В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 212 с. упр. 3.1.48 Угадывание по ассоциациям.)

Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей, описание участниками своих мыслей, ощущений, переживаний.

Занятия

Тема: «Встреча двух миров»

Начиная с 4 занятия, субъект включается в активные взаимодействия с другим человеком. При этом выявляются основные его способы и приемы общения с партнером, способы реагирования в сложных ситуациях, инициация общения, умение добиваться результата и т. п. На этой основе определяются наиболее адекватные и эффективные поведенческие реакции, а также те формы поведения, которые являются нежелательными. При этом следует учитывать, что проектирование общения основывается на этом уточненном образе "Я", который должен появиться у субъекта в результате первых занятий.

Таким образом, результатом первой половины тренинга должны стать: формирование наиболее адекватной "Я - концепции"; осознание необходимости проектирования общения и активной работы по выработке специальных коммуникативных навыков.

Цели:

- помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения;

- отработать вербальные и невербальные средства общения.

 

Занятие

Задача: информирование участников об эмпатии.

"Дуэлянты" (развитие эмпантийного понимания)

Задача: группа разбивается на пары, которые, медленно удаляясь в противоположную сторону, должны одновременно оглянуться.

"Шаг навстречу"

Задача: два партнера, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга, должны качнуться навстречу друг другу и опираясь на ладони партнера - найти оптимальное положение для обоих (расстояние постоянно увеличивается).

"В одну точку"

Задача: закрытыми глазами партнеры пытаются встретиться указательными пальцами.

Упражнение "Сиамские близнецы"

Задача: обнявшись за талию, и образовав три ноги, пары выполняют различные действия (едят, ходят, играют в футбол и т. д)

Упражнение "Слепой и поводырь"

Участники тренинга разбиваются на пары (м. + д.) и определяются, кто из них будет первым исполнять роль "слепого", а кто роль "поводыря". После распределения они получают задание: "поводырь" становится за спиной "слепого", который закрывает глаза. "Поводыри" всех пар, прижимаясь к "слепым", берут их руки в свои. Они начинают водить своих "слепых" по комнате, подводя друг к другу, знакомят их. "Поводыри" руками "слепых" начинают трогать лицо и тело другого "слепого". Все происходит молча.

При выполнении этого упражнения обязательно проявляются конвенциональные запреты на прикосновение, в первую очередь, сексуальные. Затем происходит обсуждение. Ведущий помогает участникам не убегать от темы запретов, спрашивая: "Какие чувства вызвало это упражнение, приятно ли было ощущать руками другого человека, было необычно, неловко, интересно, удалось ли узнать чтонибудь новое при таком способе знакомства? Какие чувства возникли по отношению к партнеру, как чувствовался "поводырь", делал он что-то лишнее, или не хватало его активности, хотелось, что бы он более активно действовал вашими руками и т. д. (В. В. Петрусинский Игры - обучение, тренинг, досуг: / 198 с. упр 3.1.21 Слепец и поводырь.)

Ролевые игры

Примерные ситуации для разыгрывания:

"В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер:"

"Собака вашего соседа изгадила вам половик. Вы звоните в дверь соседа. Он оказывается на пороге:"

"Ваш друг (подруга) настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет сериал, а вы смотрите то, что нравится вам:" и т. п.

Рефлексия процесса, работа с цветописью, оценочной таблицей, анкетой "Откровенно говоря:" (вариант № 2 в приложении).

 

Занятие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: