Анализ влияния внешней среды на туристскую индустрию России




Несмотря на все свои недостатки, отечественная индустрия туризма имеет все шансы достичь мирового уровня, но для этого необходим правильный подход к решению этой проблемы. Одним из первых действий должно быть проведение анализа внешней среды, чтобы, с учетом существующих реалий, можно было планировать дальнейшие действия по улучшению ситуации в отрасли туризма. Поэтому, будет проведен PEST-анализ.

Но, чтобы провести этот анализ, необходимо определить факторы в каждой категории, которые оказывают наибольшее влияние на туристскую индустрию. Факторы, которые будут влиять на любую туристическую фирму в России:

1. Сильное влияние будут оказывать политико-правовые факторы, так как именно политическая обстановка в стране оказывает наибольшее влияние на все остальные факторы. Так как именно следствием политики могут быть кризисы, скачки курсов валют, ужесточение или смягчение туристских формальностей.

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

- Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»

- Федеральный закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ

- Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 N 54-ФЗ

На развитие международного туризма сильное влияние имеет как внутриполитическая обстановка в стране и регионе, так и международные отношения. Так, существующая угроза терроризма или вооруженной смены режима оттолкнут возможных туристов. Урегулирование же разногласий и заключение договоров о дружбе и сотрудничестве между странами, наоборот, подтолкнет туристов к посещению той или иной страны.

На сегодняшний день, основное внимание направлено на изменение законодательства на то, чтобы защитить туристов от внезапного банкротства турфирмы.

2. Состояние экономики также существенно влияет на сферу туризма. Экономическую обстановку могут характеризовать такие факторы как: темпы инфляции, темпы роста отрасли, устойчивость валюты, покупательная способность и др. Так, состояние экономики не только страны, но и мировой экономики будет сильно влиять на туризм, который очень чувствителен к этому элементу.

Особенно важен и экономический рост страны. Основной пик падения экономики, предположительно, пройден. Так что, если не будет других потрясений, то можно прогнозировать рост спроса на тур услуги в ближайшие 3-5 лет. Но ситуация и в стране, и в мире остается нестабильной.

3. К социально-культурным факторам можно отнести такие факторы как: демографическая структура, мнение и отношение клиентов, культурные факторы.

В связи с замедлением роста населения на планете, происходит увеличение возрастных групп населения, так, можно прогнозировать рост спроса у групп населения с самым высоким доходом (35-55 лет).

Благоприятно влияет на туризм и рост числа людей пожилого возраста (от 65 лет), так как в этот период у людей появляется больше свободного времени и имеется пассивный доход (пенсия), который может быть достаточно крупным, особенно в развитых странах.

Хорошим дополнением послужит то, насколько местное население терпимо к представителям других культур, конфессий и рас.

4. Технологические факторы напрямую влияют на развитие туризма. Благодаря им происходит модернизация и увеличение способов производства и сбыта продукции, а также, возможностей развития и улучшения в области обслуживания клиентов.

Так, можно наблюдать массовое внедрение более надежных и эффективных систем безопасности и улучшение быта гостей. Имеются и изменения в транспортной отрасли. Создаются более комфортабельные условия для перевозки большого числа туристов. Транспортные средства стали более удобными и быстрыми, что способствует развитию всей туриндустрии.

Среди политических факторов, которые будут принимать участие в анализе внешней среды можно выделить:

1. Политическая стабильность имеет огромное влияние на индустрию туризма в регионе или стране, она создает предпосылки для развития и улучшения качества туризма, отсутствие же стабильности отрицательно влияет на всю индустрию туризма, ведь пока не упокоится в регионе обстановка, развитие туризма невозможно.

2. Сильное влияние оказывают и визовые режимы между странами, так как отсутствие виз при перемещении из одной страны в другую дает стимул для роста спроса на посещение этих стран. Что также благоприятно влияет на туризм.

3. Налоговая политика государства может иметь как благоприятное, так и пагубное влияние на состояние туризма в стране. Так, например, слишком высокие налоги на добавленную стоимость (НДС) могут привести к тому, что многие туристские предприятия станут нерентабельными. При этом, они направлены на то, чтобы по возможности перераспределить издержки от туризма.

4. Наличие законов, благоприятно влияющих на развитие туризма в регионе или стране, сильно помогает индустрии, так как направлены на оптимизацию работы предприятий в данной отрасли.

5. Подписание договоров и сделок с зарубежными странами или наличие таких договоров, например, о дружбе и сотрудничестве или соглашений по обмену студентами способствуют тому, что жители одной страны будут заинтересованы в посещении другой, так как эти законы способны облегчить въезд или пребывание на своей территории граждан страны-партнера.

Среди экономических факторов, оказывающих сильное влияние на индустрию туризма в России можно отметить:

1. Кризисы в мировой экономике, которые оказывают влияние на состояние многих областей экономической деятельности, в том числе и на туризм. Из-за снижения зарплат люди вынуждены экономить на всем, в том числе и на отдыхе. В то же время кризис может вызвать сокращение не только зарплат, но и работников и, даже, закрытие малых предприятий. Также, возможно появление конфликтов и напряженности между странами, что воспрепятствует туризму.

2. Влияние на въездной и внутренний туризм стоимости отдыха в стране сложно переоценить. Несоответствие качества туристской инфраструктуры и цен на ее эксплуатацию приведет к отказу туристов от посещения данного региона. Подобное видно на примере России, где цены в курортных районах являются слишком высокими при низком уровне инфраструктуры, что ведет к росту популярности зарубежных стран, как, например, Турция, где уровень инфраструктуры выше, чем в России, при более низких ценах.

3. Состояние с инфляцией оказывает влияние не только на туристскую отрасль, но и на другие. Так, повышение цен на туристские услуги при действительном уровне доходов населения, ведет к отказу от туров как внутри государства, так и за рубеж.

4. Покупательная способность населения напрямую влияет на спрос на туристские услуги. При высокой покупательной способности населения, существуют хорошие предпосылки для развития туристской индустрии, потому что это вызывает спрос населения на туристские услуги, а, соответственно, и к увеличению доходов туристских предприятий.

5. Деловой климат в стране показывает те условия, которые обеспечивает государство для развития частного предпринимательства. При благоприятном деловом климате появляются предпосылки для инвестиций, как внутри страны, так и иностранных. Так, возможны вложения в туристскую деятельность, что приведет к ее развитию и популяризации продукции.

6. Большое значение для состояния туристской области представляют цены на транспортные услуги. Туризм сильно зависит от транспортной сферы, ведь от ее состояния и цен, во многом, зависит то, каким транспортом будет пользоваться большинство туристов и будет ли вообще, так как при слишком высоких ценах, может произойти отказ людей от пользования тем или иным транспортом, что приведет к падению спроса на туристские услуги.

Социальная сфера также оказывает огромное влияние на индустрию туризма. Среди социальных факторов, влияющих на туризм, стоит выделить:

1. Большое влияние на туризм оказывают национальные особенности как местного населения, так и приезжих. Так, при развитии туризма в регионе, следует учитывать то, какие традиции и обычаи есть у местного населения, потому что при отсутствии учета местных особенностей, можно непреднамеренно оскорбить людей, что может привести к недовольству и нестабильности в данном районе. Важно учитывать и особенности туристов, так как также возможен вариант нанесения обиды, что приведет к отказу от пользования услугами данной организации.

2. Боязнь поездок за рубеж у части населения – это один из факторов, негативно влияющих на развитие выездного туризма, но который может положительно сказаться на внутреннем. При возникновении международной напряженности возможно построение в стране «образа врага», в качестве которого выступают другие государства, что может привести к тому, сто люди будут бояться выезжать за пределы страны, опасаясь за свою жизнь, что для туризма имеет крайне негативные последствия.

3. От демографической ситуации в стране зависит то, захотят ли и смогут ли люди позволить себе путешествовать. Повышение культурного уровня населения, снижение пенсионного возраста и стремление людей к познанию обычаев и культур других народов способствует развитию туризма. Сильное влияние на индустрию туризма оказывает и уровень жизни в стране. Так, в развитых странах наблюдается рост длительности отпусков работников и их обеспеченности, что ведет к развитию туризма в стране. К сожалению, в России происходит процесс сокращения населения из-за низкой рождаемости и миграции, хотя, после 2010 года появилась тенденция к увеличению численности населения.

4. На состояние туризма в стране сильно влияет и то, как местным населением воспринимаются люди с другим цветом кожи или другого вероисповедания, так как если в обществе имеются устойчивые предрассудки касаемо других рас и наций, то развитие туризма в регионе может быть очень проблематичным. В России, в силу многонационального состава населения страны, расовые предрассудки имеются у немногочисленной прослойки общества. К сожалению, фактор терпимости к людям других рас, наций и конфессий очень актуален сейчас в мире из-за роста межнациональных конфликтов.

5. Большое значение для туризма имеет обеспечение безопасности перемещения туристов. Для этого модернизируются существующие средства перемещения, изобретаются новые и обеспечивается необходимый уровень инфраструктуры. В России, из-за плохого состояния дорог и дороговизны авиасообщения, основным средством перемещения туристов является железнодорожный транспорт.

Уровень развития технологий в стране и мире имеет огромное влияние на индустрию туризма в любой стране, так как благодаря уровню технологического развития, во многом, обеспечивается потенциал развития индустрии.

1. Инновационная деятельность направлена на приобретение новых знаний в разных областях деятельности общества. В сфере туризма она направлена на выпуск новых видов туристского продукта или на выявление и использование новый рынков сбыта продукции. В России для этого создаются региональные целевые программы, нацеленные на финансирование развития туристской инфраструктуры, подготовку и переподготовку кадров, информационное продвижение продукции.

2. Для успешного развития туризма в регионе необходимо постоянное совершенствование и изобретение новых технологий. Но не менее важно своевременное внедрение и адаптация этих технологий. Необходимо, чтобы они прижились и стали правильно функционировать, так как рано или поздно эти технологии появятся у конкурентов и будет намного сложней вернуть позиции, потерянные из-за запоздания внедрения инноваций. К сожалению, в России внедрение новых технологий и их адаптация к современным условиям происходят со значительными задержками, что не способствует развитию туризма.

3. Большое значение для туристов имеет скорость и комфорт средств передвижения. Поэтому, происходит постоянный процесс изобретения нового транспорта, более быстрого, удобного и безопасного. Россия, в плане наличия современных средств передвижения, сильно отстает от более развитых стран.

4. Возможность внедрения программ информатизации является, пожалуй, одним из важнейших факторов, влияющих на туризм. В современном мире большое значение имеет то, какой уровень развития программ информатизации существует в той или иной стране. Туризм – это очень информационно насыщенная отрасль, поэтому своевременное внедрение новых программ информатизации необходимо для ее успешного развития. Эти программы важны тем, что помогают облегчить и ускорить поиск необходимой информации или процесс бронирования туров. Это может быть информация о туристе, въезжающем на территорию страны или информация об интересующем человека туре или стране.

Более подробно факторы внешней среды приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Факторы внешней среды индустрии туризма России

Политика Экономика
1. Правительственная стабильность 2. Визовые режимы между странами 3. Налоговая политика 4. Принятие благоприятных законов в области туризма 5. Подписание договоров и сделок с зарубежными странами 1. Кризисы в мировой экономике 2. Стоимость отдыха в России 3. Рост инфляции 4. Покупательная способность 5. Деловой климат в стране 6. Цены на транспортные услуги
Социум Технологии
1. Национальные особенности 2. Боязнь поездок за рубеж у части населения 3. Демографическая ситуация 4. Терпимость к иностранцам 5. Безопасность поездок 1. Инновационная деятельность 2. Адаптация технологий 3. Современные средства передвижения 4. Возможность внедрения программ информатизации

На основе этих данных, можно переходить непосредственно к проведению PEST-анализа внешней среды туристской индустрии России. Анализ будет проводиться в таблице 2, прилагаемой ниже.

 

Таблица 2 – PEST-анализ внешней среды индустрии туризма России

№ п/п Описание фактора Влияние фактора Экспертная оценка Средняя оценка Оценка с поправкой на вес
         
  Политика                
  Правительственная стабильность             4,8 0,36
  Визовые режимы между странами             4,2 0,21
  Налоговая политика             3,6 0,09
  Принятие благоприятных законов в отрасли туризма             4,2 0,32
  Подписание договоров и сделок с зарубежными странами             3,2 0,16
  Социум                
  Национальные особенности             3,2 0,16
  Боязнь поездок за рубеж у части населения             3,4 0,09
  Демографическая ситуация             2,6 0,07
  Терпимость к иностранцам               0,20
  Безопасность поездок             4,4 0,22
  Экономика                
  Кризисы в мировой экономике               0,20
  Стоимость отдыха в России             4,4 0,33
  Рост инфляции             3,6 0,18
  Покупательная способность             4,6 0,35
  Деловой климат             3,8 0,19
  Цены на транспортные услуги             3,4 0,17
  Технологии                
  Инновационная деятельность               0,05
  Адаптация технологий             3,2 0,16
  Современные средства передвижения             4,2 0,21
  Возможность внедрения программ информатизации             4,4 0,22
  Итого:                

Анализ проводится поэтапно, для чего, сначала, определив факторы, следует оценить то, насколько сильно он будет влиять на индустрию. Для этого производится индивидуальная оценка экспертом по шкале 1-3. Чем выше значение, тем сильнее будет чувствоваться влияние фактора. Результаты оценки заносятся в графу «Влияние фактора».

Далее, для более тщательного анализа, к работе могут быть привлечены эксперты, в данном анализе принимали участие 5 экспертов, которые оценивают то, насколько высока вероятность изменения факторов. Для этого они используют шкалу 1-5, где 1-это минимальная вероятность изменения, а 5-максимальная. Итоги оценки заносятся в графу «Экспертная оценка» и высчитывается их среднее арифметическое.

Теперь необходимо оценить реальную значимость каждого из факторов. Вычисления будут проводиться по формуле (1):

, (1)

где x – реальная значимость фактора;

S – показатель среднего арифметического;

b – показатель влияния фактора;

k – показатель графы «Итого».

Данные операции заносятся в графу «Оценка с поправкой на вес». Исходя из полученных данных следует отметить то, что чем выше оценка с поправкой на вес, тем больше внимания, сил и ресурсов следует направить для понижения воздействия данных факторов на деятельность.

Следующим шагом будет построение матрицы, в которую заносятся результаты расчетов в порядке убывания, это делается для более удобного определения степени важности данного фактора для индустрии. Стоит отметить, что если показатель является незначительным, то индустрия все равно испытывает никакого влияния. Влияние присутствует, просто оно слабее воздействует, чем другие. Матрица содержится в таблице 3.

 

Таблица 3 – Матрица PEST-анализа

Политика   Экономика  
Правительственная стабильность 0,36 Покупательная способность 0,35
Принятие благоприятных законов в области туризма 0,32 Стоимость отдыха в России 0,33
Визовые режимы между странами 0,21 Кризисы в мировой экономике 0,20
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами 0,16 Деловой климат 0,19
Налоговая политика 0,09 Рост инфляции 0,18
    Повышение цен на транспортные услуги 0,17
Социум   Технологии  
Безопасность поездок 0,22 Возможность внедрения программ информатизации 0,22
Терпимость к иностранцам 0,20 Современные средства передвижения 0,21
Национальные особенности 0,16 Адаптация технологий 0,16
Боязнь поездок за рубеж у части населения 0,09 Инновационная деятельность 0,05
Демографическая ситуация 0,07    

 

Таким образом, исходя из полученных результатов следует, что самое большое внимание необходимо обратить на снижение воздействия на туристские предприятия таких факторов как: правительственная стабильность, слабая покупательная способность населения, безопасность поездок, возможность внедрения программ информатизации.

Как итог, можно точно сказать, что у российской индустрии туризма имеются такие факторы внешней среды, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на нее. Для определения того какие факторы в каждой категории оказывают наибольшее влияние, был проведен PEST-анализ внешней среды туристской индустрии России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: