ЖКХ, как объект прогнозирования: понятие и сущность




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Прогнозирование и планирование»

 

на тему: «Прогнозирование развития ЖКХ»

КР–02068025.38.03.04.120.16

Автор работы __________ __________ Миркушина А.А.

дата подпись

Группа ГМУ-301 № зач. кн. 13.2 - 120

Институт, форма и срок обучения инженерно- экономический, очная

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Нормоконтролер __________ __________ Бобков В.А.

дата подпись

Допуск к защите __________ __________ Бобков В.А.

дата подпись

Дата защиты __________ Оценка: ___________

Руководитель

работы __________________ Бобков В.А.

подпись

Члены комиссии _________________ Ботина Е.Н.

подпись

 

 

Брянск -2016

 

Теоретические и правовые основы прогнозирования и развития ЖКХ

ЖКХ, как объект прогнозирования: понятие и сущность

Проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование коммунального хозяйства. Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли. Принципиально изменились функции государства в управлении коммунальным хозяйством, что проявилось в отказе от бюджетного финансирования и переходу к выработке и проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на переход к 100% оплате коммунальных услуг населением, стимулирование внедрения новых технологий и поддержку структурных изменений в коммунальном хозяйстве. Однако до сих пор не выявлены приоритеты реформирования коммунального хозяйства и не учитывается специфика отрасли - ее социальная значимость. Неоднократный перенос сроков реформирования коммунального хозяйства, также свидетельствует о значительных недоработках в планировании процесса реформирования. Не созданы условия, в которых коммунальное хозяйство смогло бы эффективно функционировать и выполнять свою главную роль - это обеспечение социально-экономической безопасности государства. Эффективное функционирование коммунального хозяйства, также невозможно без прогнозирования и разработки вариантов своего будущего развития, нацеленных на обеспечение стратегических интересов. Одним из основных вопросов при разработке стратегии развития коммунального хозяйства является определение эффективной стратегии развития на разных уровнях (страны, региона, муниципального образования и предприятия) при обеспечении социальной безопасности населения. Решение вопросов, - связанных с разработкой стратегии развития, сталкивается с проблемой определения эффекта от ее реализации, как для предприятий коммунального хозяйства, так и для всего народного хозяйства страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инфраструктуры поселений, а также различных зданий в них, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей путём предоставления им коммунальных ресурсов и широкого спектра жилищных услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает:

1) Энергоснабжение: электроснабжение — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепловой энергии, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение.

2) Водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных вод.

3) Составление, хранение и использование цифровых карт города, включающих: сети коммунальных ресурсов и канализации, транспортные пути, здания, сети коммуникаций и др.

4) Системы учета и расчетов за потребление коммунальных ресурсов и жилищно-коммунальных услуг, включая интернет порталы ГИС ЖКХ России в каждом регионе с личными кабинетами каждого пользователя ресурсами и услугами ЖКХ.

5) Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха.

6) Лифтовое хозяйство.

7) Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны.

8) Вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка твердых бытовых отходов.

9) Молниезащита зданий.

10) Системы защиты зданий и сооружений от пожара и пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средства пожаротушения) и др. [2].

Возникновение жилищно-коммунального хозяйства непосредственно связанно с возникновением городов. Их рост требовал не только постройки нового жилья, но и его обслуживания. Со временем количество и виды услуг, которые требовались населению и были необходимы для благоустройства города, увеличивались. Сегодня уже трудно представить существование города без его жилищно-коммунального хозяйства. Городское население, проживающее в благоустроенных домах, уже не может существовать без отопления, холодной воды, канализации и т.д. Прекращение оказания коммунальных услуг на долгое время может привести не только к социальной, но и к экологической катастрофе. В соответствии со статьей 40 п. 1 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на жилье [1].

С вступлением нашей страны в эпоху рыночных отношений главной целью деятельности большинства вновь создаваемых предприятий стало являться получение прибыли. Уже действующие предприятия также рассматривались только в плане возможности получения быстрой отдачи на вложенный капитал. В последнее время ситуация стала немного исправляться, но и сейчас предприятия, которые не могут приносить прибыль или получение прибыли возможно только в долгосрочный период, практически не интересуют инвесторов. К таким предприятиям относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство России имеет очень давнюю историю. Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством в истории нашей страны менялся от жестко централизованного до децентрализованного, и сегодня этот процесс продолжается. Первые упоминания о государственном контроле за состоянием безопасности и жилых строений, и дворовых территорий можно найти в Наказе Царя Алексея Михайловича "О градском благочинии" от апреля 1649 года. Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.

Коммунальное хозяйство является частью городского хозяйства, именно той его частью, которая призвана удовлетворять материально-культурные и бытовые нужды населения; при этом далеко не вся область бытового обслуживания входит в состав коммунального хозяйства. Вне его остаются общественное питание (столовые, фабрики-кухни, хлебозаводы и т.д.), детские учреждения (ясли, детские сады и т.д.) и т.п. На коммунальном хозяйстве лежит обеспечение городского населения кровом и всеми современными удобствами, входящими в состав жилищного обслуживания. В современной экономической литературе определение коммунального хозяйства встречается довольно редко. Так, к примеру, в экономических словарях отсутствует определение коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг. Рассмотрим основные определения. В большом экономическом словаре нет определения коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг. Коммунальные услуги - услуги населению, относящиеся к городскому хозяйству, связанные с ними. В современном экономическом словаре также отсутствует определение коммунального хозяйства, но дано определение коммунальных услуг. Коммунальные услуги - услуги, оказываемые населению и связанные с поддержанием и обеспечением бытовых условий в местах домашнего пребывания людей (водоснабжение, теплоснабжение и др.). На наш взгляд, анализируя рассмотренные определения коммунальных услуг и коммунального хозяйства, можно сделать следующие выводы:

Основным потребителем коммунальных услуг является население.

Услуги связаны с поддержанием и. обеспечением бытовых условий в местах домашнего пребывания людей.

Коммунальные предприятия автономны, но в тоже время их деятельность взаимосвязана (т.е. предприятия пользуются продукцией и услугами друг друга). Так как деятельность коммунальных предприятий взаимосвязана, а их продукция и услуги используются при производстве в других отраслях, то потребителями коммунальных услуг, кроме населения, являются и предприятия.

Коммунальные услуги относятся к городскому хозяйству, следовательно, коммунальные услуги производятся и потребляются только в городе [9, с. 143].

Между тем, в некоторых населенных пунктах, не являющихся городами, имеются коммунальные предприятия. Следовательно, коммунальных предприятий существуют не только в городе, но и в других населенных пунктах. Так как любой населенный пункт территориально ограничен, то деятельность коммунальных предприятий осуществляется на определенной территории.

Коммунальные предприятия и организации отличаются большим разнообразием, но могут быть подразделены на две группы. К первой группе относятся коммунальные предприятия и организации, производящие материальную продукцию:

1) заводы и мастерские, выпускающие вещественную продукцию (готовая продукция может потребляться не сразу, храниться на складе и перевозиться на значительные расстояния); количество подобных предприятий незначительно и носят они подсобный характер;

2) водопроводы, организации газового хозяйства, электростанции и электросети, котельные и теплосети (продукция, этих предприятий выступает в виде веществ и энергии с определенными качествами и показателями; производство и потребление продукции либо совпадают по времени (электроснабжение), либо следуют друг за другом (водопровод); в связи с этими особенностями предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее столько, сколько требуется в данное время.

Ко второй группе относятся коммунальные предприятия, оказывающие услуги:

1) жилищно-эксплуатационные организации, создающие благоприятные условия для проживание в жилых домах;

2) городской пассажирский транспорт, удовлетворяющий потребности населения в быстром и удобном перемещении по территории города;

3) бани и прачечные, удовлетворяющие бытовые нужды населения;

4) гостиницы, создающие необходимые жилищно-бытовые условия для временного проживания в городе;

5) предприятия санитарной очистки, обеспечивающие удаление и обезвреживание бытовых отходов и мусора из жилых домов и с городской территории [9,с. 150].

Оказание услуг неотделимо от процесса их производства, по времени они совпадают.

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность и основные функции органов ЖКХ. Перейдем к рассмотрению правового регулирования данной сферы деятельности.

 

1.2 Особенности планирования в сфере ЖКХ

 

Прогнозирование и планирование жилищного хозяйства ведется но двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.

Основная сложность при определении объема строительства жилья состоит в установлении размера финансовых ресурсов на указанные цели и их источников. Ими могут быть:

1) средства государственного бюджета (обычно для удовлетворения потребностей социально незащищенных групп населения -тяжелобольных, инвалидов и других лиц в соответствии с действующим законодательством);

2) безвозмездное субсидирование и льготное кредитование из государственных средств для малообеспеченных слоев населения, молодых семей;

3) строительство за счет собственных средств населения и получаемых обычных кредитов банков. [11, с. 369]

В настоящее время сокращается удельный вес бюджетных средств на строительство жилья. Наиболее интенсивное развитие получают те формы жилищного строительства, где финансирование осуществляется за счет личных средств населения с использованием государственного кредита. Это различные формы индивидуального и кооперативного жилищного строительства [11, с. 371].

Кроме того, жилье должно быть объектом собственности с правом владения, распоряжения, наследования. Создание и функционирование рынка жилья способствует более широкому привлечению средств для организации жилищного строительства и его надлежащего содержания.

Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в расчете на одного жителя. Существует два вида душевой нормы жилой площади: социальная и санитарная. Социальная норма определяется с учетом рациональных потребностей в жилье, обусловленных ростом культурного уровня жизни народа. Санитарная норма обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни. Обе нормы устанавливаются государством и используются в процессе прогнозных расчетов потребности в жилье [10, с. 87].

Обеспеченность жильем занимает определяющее место в решении социальных проблем. Жилищные условия в значительной мере определяют структуру и приоритеты остальных потребностей человека.

Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок.

Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства.

К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городское теплоэнергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др.).

Основной задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Повышение качества обслуживания предполагает улучшение санитарно-гигиенических условий проживания [10, с.92].

Основной показатель деятельности коммунальных предприятий - объем продукции или услуг, который определяется в денежном и натуральном выражении.

Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Кроме того, учитывается среднее потребление воды на одного городского жителя, обеспеченность водопроводом жилого фонда, протяженность водопроводной сети. Потребность в воде определяется отдельно для промышленных предприятий (исходя из норм расхода на единицу продукции и производственной программы) и для населения (на основе его численности и душевых норм потребления).

Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях. Количество сточных вод, пропускаемых через коллекторы и очистные сооружения, для каждого потребителя принимается равным количеству потребляемой им воды, независимо от источника подачи.

По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.

Для оценки работы городского пассажирского транспорта применяются следующие показатели: количество перевезенных пассажиров; общий пробег подвижного состава; средняя наполняемость одного вагона (машины); протяженность трамвайных путей и троллейбусных линий. Прогнозируется потребность в транспортных средствах.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к местному хозяйству. В связи с этим планирование транспорта; энергии, их производственно-эксплуатационной деятельности осуществляется в основном местными органами управления.

Местное самоуправление организуется для обеспечения жизнедеятельности населения. При этом местные бюджеты являются общественными фондами, сформированными для выполнения данной задачи. Фактически местные бюджеты формируются за счет средств самого населения муниципального образования и трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня. Ввиду значительного объема расходов, которые необходимо осуществлять для обеспечения жизнедеятельности населения, органам местного самоуправления следует эффективно использовать сформированные фонды денежных средств. Поэтому повышается важность планирования расходов с целью их оптимизации. Качественное планирование объема предоставляемых муниципальных услуг и их финансового обеспечения может способствовать экономному и результативному расходованию средств местных бюджетов. Несмотря на внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, при планировании местных бюджетов часто применяется планирование расходов «от достигнутого», то есть в качестве базы применяются расходы прошлых лет, скорректированные на коэффициенты, отражающие условия следующего года. Таким образом, планирование расходов большинства местных бюджетов по-прежнему осуществляется недостаточно эффективно. Использование бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях имеет свою специфику по сравнению с региональным уровнем. Причинами этому служат как гораздо меньшие масштабы большинства местных администраций, так и организационные сложности (необходимость реализации муниципальной реформы, требующей значительных кадровых и материальных ресурсов). Вместе с тем его внедрение является актуальной задачей на муниципальном уровне, так как по отношению к бюджетным услугам, оказываемым в рамках решения вопросов местного значения (озеленение территории, вывоз мусора, благоустройство городских поселений и т.п.), общественный контроль достижения результатов может быть весьма эффективным. Одной из главных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, является планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство [10, с. 158].

Бюджетный процесс всегда начинается с планирования расходов, поскольку в них отражаются цели органов власти любого уровня. Планирование расходов местного бюджета целесообразно определить как одну из составных частей деятельности органов власти соответствующего уровня, заключающуюся в обоснованной разработке планов на конкретный промежуток времени, определяющих будущее состояние экономической системы муниципального образования в соответствии с его потребностями.

В наиболее общем смысле, планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство – это определение с использованием специальных методов бюджетного планирования объема финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку планирование является процессом, постольку основной его составляющей будет временной фактор, то есть сроки планирования. В Таблице 1 достаточно наглядно представлены формы планирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и их содержание. Разделение планирования на три основные формы позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участников.

 

Таблица 1 - Формы планирования расходов бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства и их содержание

 

Форма планирования расходов Содержание
Долгострочное(стратегическое) — более 7 лет Определение приоритетов развития и приоритетов финансирования (например, Федеральная целевая программа «Жилище»)
Среднесрочное (тактическое) — 3-7 лет Инвестиционные проекты
Краткосрочное (оперативное) - 1-2 года     Определение, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов, объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год

 

Наиболее важным с точки зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления является этап долгосрочного планирования расходов, поскольку именно на этапе определяются правовые и организационные основы жилищной политики, ее приоритетные направления и отрабатываются механизмы реализации. Основные методы, применяющиеся при планировании бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство:

- нормативный (нормативно-тарифный);

- метод индексации;

- плановый метод.

Под нормативным методом планирования расходов понимается расчет объема бюджетных ассигнований на основе нормативов, утвержденных в соответствующих муниципальных актах, по формуле:

БА=n*K (1)

где БА – объем бюджетного ассигнования;

n – норматив расходов на одного условного носителя расходного обязательства (части расходного обязательства);

K – планируемая (прогнозируемая) численность условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году.

Метод индексации расчета бюджетных ассигнований заключается в расчете бюджетных ассигнований путем индексации на уровень инфляции (иной коэффициент) объема бюджетных ассигнований текущего финансового года, по формуле:
БА=R*t (2)

где БА – объем бюджетного ассигнования;

R – объем расходов в году, предшествующем планируемому;

t – коэффициент индексации или изменения объема расходов в планируемом году по сравнению с предыдущим годом [11, с. 170].

Использование нормативно-тарифного метода и метода индексации широко распространено при планировании бюджетных расходов на оплату коммунальных расходов, содержание муниципальных бань, наружное освещение, организацию отлова безнадзорных животных и др. Под плановым методом понимается расчет объема бюджетных ассигнований в соответствии с показателями, указанными в муниципальном правовом акте (муниципальной долгосрочной программе, муниципальной ведомственной программе, договоре, соглашении) либо в соответствии со сметной стоимостью объекта или стоимостью основных средств. При данном методе планирования корректировка бюджетных ассигнований не только необязательна, но и нежелательна. Его применение ограничивается планированием бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности.

Таким образом, совершенствованию планированию бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство должен содействовать постепенно осуществляемый переход к формированию местных бюджетов на основе муниципальных минимальных социальных стандартов, определяемых как необходимым объемом постоянных бюджетных расходов, так и объемом расходов, требуемым для повышения качества жилищно-коммунальных услуг

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: