Анализ и оценка состояния развития ЖКХ в Брянской области
Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.
К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами [3].
Второй вид направлен на жизнеобеспечение конкретного домовладения, общественного или производственного здания. Это лифты, мусоропроводы, чердаки, подвалы, придомовая территория, предназначенные для обслуживания жителей домовладения или общественного и производственного здания. Это услуги, характеризующие комфортность и привлекательность конкретного домовладения или общественного и производственного здания.
И, наконец, третий вид услуг предназначен для жизнеобеспечения конкретной квартиры, обособленного общественного или производственного помещения, и имеет характер индивидуального потребления.
Именно для второго и третьего вида тарифная политика и расчет норм потребления услуг должны изменится коренным образом, и основой этих изменений должны стать инструментальные методы контроля и измерения объема и качества произведенной и потребленной коммунальной услуги.
Нормирование и тарифы должны являться производной функцией от стоимости производства и доставки услуг конкретному потребителю.
Обеспечение этого вида услуг является прямой обязанностью городской администрации, заинтересованной в экономическом и культурном развитии города.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р определен комплекс мероприятий органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, направленных на решение задач по ликвидации аварийного жилищного фонда.
Данным комплексом мер, а также Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в действующей редакции) установлен срок переселения граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года.
В целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области, признанного аварийным до 1 января 2012 года, утверждено распоряжение Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 18-рп «Об утверждении плана организационных мероприятий («дорожной карты») на территории Брянской области в связи с переселением граждан из аварийного жилищного фонда (2013-2015 годы)».
План мероприятий позволит расселить свыше двухсот аварийных домов площадью 45 тыс. м2 аварийного жилья, около трех тысяч человек переедут в новые квартиры. На данные цели планируется направить 1,22 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 0,52 млрд. рублей.
Электроснабжение, горячее водоснабжение и теплоснабжение области осуществляется предприятием ГУП «Брянсккоммунэнерго».
Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса 63,9% составляет покупная продукция и 36,1% вырабатывается на собственных котельных.
Общее количество котельных -1042ед,
Центральных тепловых пунктов -168 ед,
Протяженность тепловых сетей - 687,6 км.
Число водопроводов и отдельных водопроводных сетей- 1011ед., число канализаций и отдельных канализационных сетей -102 ед.
Протяженность водопроводных сетей и водоводов - 7793,8 км, канализационных коллекторов, уличных и внутриквартальных канализационных сетей - 1475,5км.
В настоящее время обслуживанием жилищного фонда (296225 жилых домов общей площадью 30920,4 тыс. м²) и предоставлением коммунальных услуг занимаются 642 предприятия [12].
В рамках реформирования ЖКХ идет процесс разгосударствления отрасли: доля предприятий смешанной и частной форм собственности неуклонно растет.
Кардинальным образом изменилась и структура жилищного фонда в области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. В процессе приватизации выросла доля частного жилого фонда, которая в настоящее время составляет 70,7%.
В 2015 году область перешла на стопроцентную оплату населением жилищных и коммунальных услуг с одновременным внедрением механизма предоставления субсидий на возмещение затрат по этим расходам, что позволило поддержать малоимущие слои населения и одновременно повысить собираемость платежей с потребителей услуг.
Брянская область участвует в таких целевых программах, как: "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области" (2014-2043 годы); «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2013-2017 годы); "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Брянской области на 2010-2020 годы и целевые показатели на период до 2020 года"; "Развитие транспортной системы Брянской области" (2011-2015 годы) и др.
Общее количество средств бюджета Брянской области, предусмотренных для софинансирования программных мероприятий долгосрочной целевой программы в 2015 году составляло 30 млн. руб., в том числе по видам программных мероприятий:
¾ строительство и капитальный ремонт улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 4 млн. руб. (доля областного бюджета 85%);
¾ совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 1 млн. руб. (доля областного бюджета 30%);
¾ обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 25 млн. руб. (доля областного бюджета 30%) [12].
В 2015 году поданы заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ по благоустройству 82 муниципальными образованиями 22 сельских муниципальных районов на общую сумму 12,799 млн. руб.
Фактическое исполнение программ в 2015 году за счет средств бюджета Брянской области составило 6427,4 тыс. руб., в том числе по видам работ:
¾ строительство и капитальный ремонт улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 3998,3 тыс. руб.;
¾ совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 173,6 тыс. руб.;
¾ обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 2255,5 тыс. руб.
Общая сумма заявок органов местного самоуправления для участия в программе в 2015 году за счет средств бюджета Брянской области составляет:
¾ в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 213,9 млн. руб.;
¾ в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 6,12 млн. руб.;
¾ в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 5,72 млн. руб.
¾ В бюджете Пензенской области предусмотрено 26,87 млн. руб. для софинансирования программных мероприятий, в том числе:
¾ в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 20 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 85/15%);
¾ в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 2 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%);
¾ в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 4,87 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%) [12].
Проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта и реконструкции.
По данным Брянскстат на конец 2014 года в капитальном ремонте нуждалось 3684 многоквартирных жилых дома (11.7% от их общего числа).
Капитальный ремонт в течение 2015 года проведен лишь в 11 многоквартирных домах.
В таблице 1 представлена общая оценка проведения капитального ремонта в Брянской области
Год | |||||
Общая площадь капитально-отремонтированных жилых домов, квадратных метров | 6732,7 | 2822,2 | 36568,8 | 20030,6 | 20330,4 |
Общие затраты на капитальный ремонт жилых домов, тыс.рублей | 637512,7 | 188578,2 | 453327,1 | 215289,5 | 28077,4 |
в том числе: ремонтно- строительные работы | 620204,3 | 182648,0 | 444771,3 | 208190,5 | 27813,0 |
Таблица 1 – Оценка состояния проведения капитального ремонта в Брянской области [12]
Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что с каждым годом площадь отремонтированных жилых домов и квадратных метров уменьшается. То же можно сказать и о средствах, выделяемых на капитальный ремонт.
В таблице 2 представлены показатели проведения капитального ремонта фасадов и крыш в 2015 г.
Таблица 2 – Капитальный ремонт фасадов и крыш в 2015 [12]
Площадь отремонти-рованных фасадов, кв. метров | Общие затраты на ремонт фасадов, тыс. рублей | Площадь отремонти-рованных крыш (кровель), кв. метров | Общие затраты на ремонт крыш (кровель), тыс. рублей | |
Всего: | 3333,0 | 10982,8 | 2900,5 | 3014,3 |
в том числе: | ||||
жилищный фонд частной формы собственности | 270,0 | 908,2 | 1827,0 | 1887,4 |
жилищный фонд государственной формы собственности | 3063,0 | 10074,6 | 1073,5 | 1126,9 |
По состоянию на 31 декабря 2014 года в Брянской области эксплуатируется жилищный фонд в размере 33,8 млн.кв. метров общей площади. В среднем на одного жителя приходится 27,5 кв.метра общей площади против 26,6 кв.метра в прошлом году.
Таблица 3 - Жилищный фонд области по городской и сельской местности [12]
Год | |||||
Общая площадь всего жилищного фонда | 32123,8 | 32362,0 | 32719,1 | 33039,8 | 33888,1 |
городская местность | 20708,8 | 20947,4 | 21221,1 | 21622,4 | 22403,9 |
сельская местность | 11415,0 | 11414,6 | 11498,0 | 11417,4 | 11484,2 |
Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что общая площадь жилищного фонда увеличивается, но незначительно. Больше всего увеличение наблюдается в городской местности
Таблица 4 – Ветхий и аварийный жилищный фонд [12]
Год | |||||
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, тыс. м2 | 548,3 | 512,8 | 401,7 | 336,6 | 344,9 |
в том числе: ветхий | 537,8 | 486,3 | 375,2 | 251,4 | 255,8 |
аварийный | 10,5 | 26,5 | 26,5 | 85,2 | 89,1 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов | 1,7 | 1,6 | 1,2 | 1,0 | 1,0 |
По данным этой таблицы можно сделать вывод о том, что общее количество ветхого и аварийного фонда за последние 5 лет уменьшилось. Количество ветхого фонда стремительно растет, что является негативной тенденцией и требует незамедлительного решения. В то же время, стоит отметить, что удельный вес ветхого и аварийного фонда в общей площади всего жилого фонда за последние 3 года существенно не изменился.
Таблица 4 - Характеристика жилых квартир по числу комнат [12]
Год | |||||
Число квартир - всего, единиц | |||||
в том числе: однокомнатных | |||||
двухкомнатных | |||||
трехкомнатных | |||||
Общая площадь квартир - всего, тыс. м2 | 31537,8 | 31777,5 | 32136,0 | 32706,5 | 33544,9 |
в том числе: | 4236,8 | 4295,8 | 4367,1 | 4403,4 | 4523,4 |
однокомнатных | |||||
двухкомнатных | 10618,8 | 10661,0 | 10741,2 | 10974,5 | 11333,4 |
трехкомнатных | 11566,3 | 11635,5 | 11748,7 | 11857,1 | 12106,7 |
четырехкомнатных и более | 5115,9 | 5185,2 | 5279,0 | 5471,5 | 5581,8 |
Средний размер одной квартиры, м2 общей площади жилых помещений | 53,5 | 53,6 | 53,9 | 55,0 | 52,4 |
однокомнатной | 33,9 | 34,0 | 34,2 | 33,9 | 31,9 |
двухкомнатной | 48,2 | 48,2 | 48,4 | 48,3 | 47,0 |
трехкомнатной | 62,1 | 62,3 | 62,7 | 65,3 | 62,3 |
четырехкомнатной и более | 87,5 | 88,4 | 89,0 | 90,3 | 89,9 |
Из данных этой таблицы можно сделать вывод о том, что с каждым годом число квартир значительно растет. Больше всего наблюдается рост однокомнатных квартир. Но, в то же время, наблюдается незначительное уменьшение общей площади квартир.
Таким образом, оценив состояние развития ЖКХ в Брянской области, перейдем к предложениям по совершенствованию стратегии развития ЖКХ в Брянской области.