Абу Салах Хамдун Кассари 11 глава




Прочёл имя, иди теперь ищи нарицаемое.
Пойми, луна находится наверху, а не в текущей воде.
Если хочешь освободиться от букв и имён,
В первую очередь очисти себя совсем от себя.

*

Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение, целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.

*

Разрушил дом и выскользнул из стен,
Чтоб получить Вселенную взамен,
В моей груди, внутри меня, живёт
Вся глубина и весь небесный свод.

*

Шли вместе турок, перс, араб и грек.
Им дал дирхем[3] какой-то человек.  
Случилось так, что дармовой дирхем
Им четверым принёс несчастье всем.  
Промолвил перс: «Я был бы очень рад
Купить ангур (что значит виноград)».  
«Аллах нас сохрани, — сказал араб. —
Зачем ангур? Приобретём эйнаб».  
Вмешался турок: «Прекратите шум,
Зачем ангур, эйнаб, — возьмём узум!»  
Сказал четвёртый, тот, что греком был:
«Коль покупать, так покупать стафил!»  
Кричали зло, и спор их был таков,
Что дело вмиг дошло до кулаков.  
Они тузили, знанья лишены,
Друг друга без причины и вины.  
О, если б повстречать им знатока,
Что знал бы все четыре языка.  
Сказал бы он, что можно за дирхем
То приобресть, что им желанно всем,  
Поскольку каждый думал об одном,
Что выражал на языке своём.  
Слова «ангур», «эйнаб», «узум», «стафил»
Суть виноград, что им желанен был.  
Быть может, тот знаток в одно мгновенье
Их озарил бы светом разуменья,  
Чтоб четверо, что дрались и бранились,
В единомышленников превратились.  
Так мудрость знанья может всем на счастье
Вражду и распрю превратить в согласье.

*

Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли; не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книги, истина сделала его мудрым.

*

Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное — верить, что после этой жизни нет другой. В самом деле, если мы перелистаем все сочинения как философов, так и других мудрых писателей, все сходятся на том, что в нас есть нечто постоянное.

*

Среди людей сердца внешнее поведение существует внутри.

*

Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!

*

Человека с завязанными глазами, никогда не видевшего прежде воды, опускают в воду, и он чувствует её. Когда повязку снимают, он узнаёт, что это такое. До того, как это произойдёт, он будет знать о воде только по воздействию, которое она производит.

*

Схватила где-то птица червяка,
А кот за ней следил исподтишка.
И стала птица, ибо всё здесь тленно,
Едой и едоком одновременно.
Кто отличит еду от едока —
Их разница не слишком велика!..

*

Следи за внешностью, хотя она (сущность) — всё, ибо она (внешность) ведёт внутрь, к сущности.

*

Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор — чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.

*

Сказал верблюду мул коротконогий:
«Я падаю нередко на дороге:  
Мне так порою тяжело идти,
Что я бреду, как сбившийся с пути.  
Какой ни пробираюсь я тропою,
Упав, я ушибаюсь головою.  
Меж тем как ты идёшь в любые дни
Не падая. В чём тайна, объясни?»  
Верблюд ответил: «Что ж, к твоей печали,
Скажу, что зорче я, что вижу дале,  
Что я на мир взираю с высоты
Совсем другой, чем, низкорослый, ты.  
И потому, достигнув лишь начала,
Уже конец я вижу перевала.  
За это открывает мне Аллах
Всё, что сокрыто на моих путях.  
А ты в пути, порою недалёком,
Лишь то заметить в силах, что под боком.  
Так птица видит корм за два шажка,
Не видя дале скрытого силка!»

*

Пока ты здоров и силён, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью найти клад. Не отставай от дела, и если ты наделён судьбой, то она найдёт тебя.

*

Нищий тот, у кого нет богатства, а человек веры тот, кто порицает своё тело.

*

Твои чувства подобны летучей мыши, стремятся они к Западу, а чувства, рассыпающие перлы, — к Востоку. Эй, всадник, путь чувств — это путь ослов. Эй, ты, который находишься среди ослов, стыдись! Кроме этих пяти чувств — есть ещё пять чувств, похожих на красное золото, а те чувства — на медь. Как же купит знающий и понимающий на базаре медные чувства наравне с золотыми чувствами?! Чувства тела насыщаются пищей царства тьмы, а чувства души — солнцем.

На некоторое время ты эти чувства промой водой очевидности; знай, что это и есть мытьё одежды суфиев. Как только ты предстанешь очищенным, разорвётся занавес, души очищенных возникнут перед тобой. Пусть даже весь мир будет полон лучей и изображений, только лишь глаз способен воспринять эту красоту. Если закроешь глаза и навостришь уши, чтобы видеть кудри и лицо красавицы, ухо скажет: «Я не в силах видеть картину. Если картина произнесёт звук, я пойму. Я знаток, но знаю лишь то, что под силу мне, а это лишь звук и буква». Если ты скажешь носу: «Созерцай эту красоту», то он не сможет… Но если ты освободишь от оков тело, то ухо и нос превратятся в глаза. Правильно заметил тот сладкоречивый падишах: каждый волосок посвящённых превратился в глаз.

Несомненно, что каждый человек создан благодаря соединению самого низкого тела и самой высокой души. Всевышний высшей силой объединил эти две противоположности.

*

Солнце душ расчленяется и распадается через окна тел. Когда посмотришь на диск солнца, он сам по себе, один. Но у человека, который охвачен телом, возникает сомнение. Расчленение свойственно душе животного. Суть единства же — в духе человека.

*

Сосед пришёл к соседу за советом:
«Ты озари мой скудный разум светом!»  
Тот отвечал: «Советчика другого
Найди, чтоб он сказал благое слово,  
А я — твой тайный враг, и никогда
Благих советов не даёт вражда.  
Ты к другу обратись, чтоб друг любезный
Тебе на счастье дал совет полезный.  
Я ж поступить иначе не могу,
Чем так, как подобает мне, врагу.  
Когда овец пасти заставишь волка,
От пастуха немного будет толка.  
Твой враг, я слово для тебя найду
Лишь то, что принесёт тебе беду.  
Когда увидишь друга, хоть в аду,
Покажется, что в райском ты саду.  
С врагом в раю Господнем быть случится —
Что в преисподней ты, тебе примнится.  
Цени же дружбу, и согласье душ
Своей заносчивостью не нарушь.  
Ты для спокойствия своей души
Пред другом, как пред Богом, не греши,  
Чтоб человек, чья дружба дорога,
Не превратился б в твоего врага.  
И пусть тебе советом удружит
Тот, кто твоею дружбой дорожит!»  
Сказал сосед, который ждал совета:
«Ты мой сокрытый враг, я понял это,  
Но честен ты, и я сказал бы так:
Чем друг нечестный, лучше честный враг!»

*

Хотя по внешности ты кажешься «малым миром»,
Но на самом деле ты самый «большой мир».  
На вид ветка является основой плода,
Но мысленно она создана для плода.  
Если садовник не имел бы желания и надежды собрать плоды,
Он не посадил бы дерева.

*

К учителю явился ученик,
К тому, чей горем был отмечен лик.  
Услышав плач наставника, и сам
Дал волю ученик своим слезам.  
Рыдал он, плачем оглашал обитель,
Хоть и не знал, о чём скорбит учитель.  
Но смолк учитель — шейх преклонных лет —
И вышел прочь, а ученик вослед.  
Ученику промолвил старец чинный:
«Мне многостранен плач твой беспричинный.  
И как ни искренне твоё рыданье,
Но всё ж его основа — подражанье.  
Достоин только осужденья тот,
Кто без причин, как туча, воду льёт.  
Ведь слёзы подражания едва ли
Сродни слезам беды, слезам печали.  
Ты никогда слезами не греши,
Что рождены не в глубине души!»

*

Пусть будут малыми желанья,
Когда возможности малы.
Соломинка, при всём старанье,
Не может удержать скалы.

*

Мысль с языка сошла и устремилась в путь.
Ты — лук, она — стрела, её нельзя вернуть!
Пустил стрелу, так знай: вернёшь её едва ли,
Коль преграждать поток, так преграждай в начале.

*

«Ужель из-за тебя, — халиф сказал, —
Меджнун-бедняга разум потерял?  
Чем лучше ты других? Смугла, черна…
Таких, как ты, страна у нас полна».  
Лейли в ответ: «Ты — не Меджнун, молчи!»
Познанья свет не всем блеснёт в ночи.  
Не каждый бодрствующий сознаёт,
Что беспробудный сон его гнетёт.  
Лишь тот, как цепи, сбросит этот сон,
Кто к Истине душою устремлён.  
Но если смерти страх тебя томит,
А в сердце жажда прибыли горит,  
То нет в душе твоей ни чистоты,
Ни пониманья вечной красоты!  
Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.

*

Огнепоклоннику сказал имам:
«Почтенный, вам пора принять ислам!»  
А тот: «Приму, когда захочет Бог,
Чтоб истину уразуметь я мог».  
«Святой Аллах, — имам прервал его, —
Желает избавленья твоего;  
Но завладел душой твоей шайтан:
Ты духом тьмы и злобы обуян».  
А тот ему: «По слабости моей,
Я следую за теми, кто сильней.  
С сильнейшим я сражаться не берусь,
Без спора победителю сдаюсь.  
Когда б Аллах спасти меня хотел,
Что ж он душой моей не завладел?»

*

Мы сидим, но движемся, не меняя места, однако ты не видишь этого.

*

«Верх», «низ», «впереди», «позади» — являются свойствами тела, озарённая сущность души свободна от этих понятий.

*

Весь мир бежит… но различным образом. Бег человека — одного вида, а растения — другого, но полностью отличен от них бег души.

*

Посмотри на низины земли и на высоту неба… И для смены времён характерны две стороны: одну половину года земля становится целиной, а другую — цветёт. Сообразно подъём и спад времени; одна половина суток является днём, а другая — ночью… Одним словом, состояние всего мира таково: голод и обилие, война и мир… Вселенная на этих двух крыльях летит по воздуху.

*

Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: «Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?» Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток — озарён этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.

*

Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдаётся иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звёзды.

*

Эй, брат, как ты можешь увидеть этот чертог, когда у тебя на зенице ока сердца — волосок. Очищай от волоска и болезни око сердца, и после постарайся увидеть. Кто очистит душу от страстей, увидит Его сущность. Так как Магомет был очищен от этого огня и дыма, он всюду, куда бы ни поворачивал лицо, лицезрел Бога.

*

Он (Бог) скрыл море и показал нам пену, скрыл ветер и показал пыль… Ты видишь, как поднимается ввысь пыль, но не видишь ветра… Пену воспринимаешь чувством, а существование моря постигаешь с помощью аргументов.

*

Эй, проницательный, если хочешь узреть Его без покрова,
Избери смерть и разорви покров.
Но не такую смерть, после которой отнесут тебя на кладбище,
А такую, которая перевоплотит тебя и соединит с Лучом.

*

Чтобы не овладел тобой страх разлуки, следует превратиться в Солнце.

*

У Господа мы просим, чтоб просветил сердца,
Невежда пребывает вне милости Творца.  
Творит невежда злое не только сам себе —
Свой пламень он бросает с Земли и до небес.  
Однажды стол накрытый с небес к Земле сошёл,
Без горя, без заботы — с небес к Земле сошёл.  
Сказала Моисею толпа невежд, глупцов:
«Не нужно больше манны, дай луку и бобов».  
И прекратился с неба поток, что лил дождём,
Остались труд и горе с лопатой и серпом.  
Когда же заступился за род людской Христос,
Бог снова стол обильный народу преподнёс.  
Толпа глупцов надменных сдержаться не смогла,
Подобно нищим, стала тесниться у стола.  
И по вине безумцев — от жадности людей
Дверь милости закрылась навеки для людей.  
Коль горе иль заботы случаются с тобой,
Тому лишь невниманье и грубости виной.  
От воспитанья сердца сверкают небеса,
Невежество, надменность для солнца — пелена,  
За дерзость поплатился жестоко сатана!
Кто на «пути» надменность проявит, молвлю я,
Погибнет от смущенья в потоке бытия.

*

Арифы[4] не обращают внимания на оба мира, так как они без посева собирают урожай. Они опираются на бездействие, и за них дело делает Бог.

*

Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звёзды. Хотя душа обошла столь много городов, она всё ещё не очистилась от пыли их познания.

*

Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает всё. Тело перед морем души — капля.

Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели.

*

Для человека разум является и руками и крыльями для взлёта. Когда не обладаешь им, тогда избери путеводителем разумного. Ты будь хоть победителем, хоть искателем победы, будь хоть видящим, хоть ищи видящего, без ключей разума не сможешь открыть эту дверь, — (она) не откроется, старание твоё напрасно.

*

Бедняжка муравей одно зерно
Из кучи тащит, где зерна полно.  
И труд его столь тяжек и упорен,
Что остальных он и не видит зёрен.  
Хозяин тока, опытный мудрец,
На вора глядя, думает: «Слепец!  
Ты, прилепясь душою к пустяку,
Не зришь обилья на моём току».  
Так многие из нас в плену обмана
Постичь не могут мудрость Сулеймана,  
Пылинкой малою ослеплены,
Не видим мы ни солнца, ни луны.  
Меж тем любая тварь — всего лишь глаз,
Чтоб видеть Истину в счастливый час.

*

Каждый враг является для тебя лекарством, химией. Он приносит тебе пользу: успокаивает сердце, поскольку от него убегаешь и отдаёшься уединению, и ожидаешь милости Бога.

*

Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоёвывает небо.

*

Если на созидание Вселенной потребовалось шесть дней, то на сотворение человека — сорок лет.

*

На свете не существует абсолютного зла. И знай, что плохое — это относительное явление. Ты не найдёшь ни одного яда, ни одного куска сахара, которые для одного человека не были бы ногой, а для другого — оковами. Да, именно так, для одного они являются ногами, для другого — оковами, для одного — сахаром, для другого — ядом. Змеиный яд для змеи — это жизнь, а для человека — смерть! Для морской фауны море словно сад, а для обитателей земли оно — смерть.

*

Почти невозможно, чтобы не было зла в этом мире. Некоторая необходимость требует наличия на свете чистой воды и мочи.

*

Знай, что внешняя форма уничтожится, но мир идей вечен. До каких пор ты должен играть в посуде с отражённой картинкой? Брось ты эту картинку, иди к реке. Ты постиг форму, но не понимаешь смысла, если ты умён, извлеки из раковины жемчуг.

*

Если хочешь построить новое, должен разрушить старое; если пшеница не обмолочена, как выпечь из неё хлеб?

*

Человек похож на текучую воду: как только она замутится, её дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.

*

Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но ещё усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды.

*

Смертный умер один раз: покинул этот мир, переселился. А суфий умирает сто раз.

*

Обязанность совершенного человека как медиатора заключается в том, чтобы показать твою истинную природу, напомнить тебе твоё Божественное бытие. Он является для обычного человека как бы зеркалом, в котором последователи могут увидеть своё лицо. Если люди в нём лицезреют скверную внешность, это их отражение; если видят внешность Марии, то это тоже отражение. Поскольку они (совер­шен­ные люди) очищены от всяких форм, они отражают лишь твоё лицо.

*

Если даже экзотерист полетит криво, ты всё-таки следуй за ним, так как наконец он доведёт тебя до стороны эзотеризма. Вначале каждый человек является лишь формой, а после обогащается он душой, моральной и духовной красотой.

*

Один выдох человека стоит целой души, упавший с него волосок — целого рудника. Есть люди на свете, повидать которых, не говоря уже о близости с ними, стоит целого богатства мира.

*

Один монах в печали и в тоске
Средь бела дня шёл со свечой в руке.  
И некто, с кем сошлась его дорога,
Спросил монаха, удивясь премного:  
«Что ищешь ты с таким усердьем странным
На торжище, по лавкам и духанам?»  
Сказал монах: «Мне нужен человек,
Ищу я человека весь свой век!»  
Ответил некто: «Этого товара,
Чем надо, боле в толчее базара!»  
Сказал монах: «Хоть торжища полны,
Но люди всё не те, что мне нужны!»…  
Мы человека всюду ищем сами,
Идущего весь век двумя стезями:  
Путём любви, что к Истине приводит,
И злобы к тем, кто этот путь обходит.  
Где муж такой, в каком краю земли? —
Ему бы жизнь отдать мы в дар могли.

*

Так как Божье слово не арабское, не персидское и не древнегреческое или же сирийское, оно очищено от звуков и от голоса.

*

Не рви свои крылья, а изгони из своего сердца любовь к миру. Чтобы началась война, для этого требуется враг, если не будет врага, война невозможна. Если не будет страсти, невозможна будет и покорность Богу. Если у тебя нет желания, тогда нет и терпения, если у тебя нет врага, для чего же тогда отряд. Смотри, не превращай себя в евнуха, не делайся монахом, так как отречение и воздержание — это противовес страсти. Если не существует страсти, от неё невозможно воздержаться.

*

Страсть возникает от еды, — ешь мало или же женись, и отстранишься от зла.

*

День и ночь стараешься ты, чтобы совершенствовать моральные свойства женщины. Нечистоты женщины хочешь очистить собой. Лучше, если ты очистишь самого себя ею, так как тогда ты очистишь её вместе с собой. Очищай самого себя из-за неё, и иди к ней… Монахи ведут жизнь отшельника, поселяются на горе и не женятся на женщине, и так отрекаются от мира сего… Всевышний указал истинный путь пророку, да прославит его Аллах.

Каков этот путь? Желать женщину, тянуть с ней лямку, слышать от неё нелепости, держать её в узде, жениться на ней ради совершенствования и очищения своего. Истинно, ты владеешь прекрасными и великими качествами.

*

Эй, ты, с грязным телом, вокруг бассейна ходи! Тот, кто находится за бассейном, как он очистится? Такой человек находится далеко от своего внутреннего очищения. Не имеет предела чистота этого бассейна, тогда как чистота тела очень ограничена, так как сердце является бассейном, но скрытым. Этот бассейн имеет тайную дорогу к морю. Твоя ограниченная чистота нуждается в помощи, а то, что можно сосчитать, то можно и истратить. Сердце испачкалось в грязи бассейна тела, то тело очистилось водой бассейна сердца. Эй, сынок, вращайся вокруг ступени сердца, остерегайся дна бассейна тела. Море тела и море сердца связаны друг с другом, но не смешаны, между ними находится пространство. Хоть будь правым, хоть будь неправым, ты всё-таки ползи вперёд в сторону сердца, не отставай!

*

Ты внешне почти как истукан из чёрного железа. Но полируй, полируй, полируй себя, чтобы твоё сердце превратилось в зеркало, полное картин; чтобы оно отражало красавиц серебротелых. Хотя железо чёрное, лишённое всякого света, полировка снимает с него ту черноту. Поверхность полированного железа становится такой утончённой, что она отражает картины. Созданное из земли тело является тёмным и грубым. Полируй его, так как оно поддаётся полировке. Полируй, чтобы в нём показались тайные формы, отразились образы гурий и ангелов. Знай, что Бог даровал тебе способность полировать разум, чтобы ты смог с его помощью очистить сердце. Эй, без молитвы ты ограничиваешь полировку и развязываешь руки страстям. Если ты осилишь страсть и желание, то тогда развяжешь руки полировке. На поверхности железа, превратившейся в зеркало высшего мира, отражаются все формы. Если ты превратил своё нутро в черноту и ржавчину, тогда станет ясным смысл стиха Корана: «Смуту сеют на свете».

*

Эй, ты, который обнаружил множество пороков у других людей, знай, что твои свойства видны в них. В них отразилось твоё бытие, лицемерие, твоя несправедливость, твоё сильное опьянение. Ты — это он, и причиняешь себе зло. Ты в тот же миг сам себе готовишь проклятье. Ты не видишь, очевидно, в себе эту порчу, а то стал бы врагом самому себе. Ты нападаешь на самого себя. Эй, ты, невежда, как лев, нападаешь ты на своё отражение. Когда ты постигнешь основу своих свойств, тогда догадаешься, что эта низость присуща тебе самому… Эй, ты, который замечаешь чёрное пятно на чужом лице! То, что ты видишь, это отражение твоего родимого пятна, не пренебрегай им. Разве не от пророков идёт весть, что верующие являются зеркалами друг другу.

*

Если кто-нибудь говорит хорошее о другом человеке, это хорошее вернётся к нему. На самом деле он хвалит себя. Это похоже на человека, разводящего вокруг своего дома базилик и розы. Оглядевшись вокруг, он всегда будет видеть розы и базилик; он будет находиться всегда в раю. Человек должен сделать своим свойством — говорить хорошее о других. Если он о других говорит хорошее, он становится также любимым для других. Когда тот вспоминает его, то вспоминает любимого человека… Но если о других говоришь дурное, то заслуживаешь их ненависть. Когда представят или вспомнят подобного человека, то будто бы увидели змею, скорпиона или колючку… Когда можешь видеть день и ночь цветник роз, сад Ирема, почему бродишь по местам, где водятся змеи и колючки?!

Будь другом для всех, чтобы пребывать всегда среди роз. Если станешь враждовать со всеми, то поднимутся перед твоими очами враги, днём и ночью будешь бродить по местам, кишащим змеями. Святые любят всех, со всеми дружат, всех считают добрыми людьми, они это делают не для других, а для самих себя.

*

Око, способное видеть море, — одно; а только пену — нечто другое. Брось око пены, гляди оком моря.

*

Слово в глазах человека, знающего ему цену, — великая вещь; оно ниспослано с небес и не унизится; когда занавес поднимется и слово появится, ты увидишь, что оно — атрибут Господа-Творца… Слово — плод Божественного учения и творит Божье дело.

*

Шёл государь в мечеть молиться Богу,
И стражники, чтоб проложить дорогу,  
Чтоб без помех пройти владыка мог,
Сбивали многих правоверных с ног.  
Всегда лилось невинной крови много,
Когда воспоминал владыка Бога.  
И некий муж, избитый без вины,
Сказал: «Эмир, твои пути грешны.  
Зачем молитву, чистое деянье,
Ты превращаешь в наше наказанье?  
Ужель мученья мы должны терпеть
Лишь потому, что ты идёшь в мечеть?»

*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: