Выпуск с использованием данной техники начинается с поворота руки, натягивающей тетиву, в запястье. Это действие должно быть непринужденным и начинаться движением запястья, а не всей руки. После выпуска стрелы внешняя поверхность кисти должна повернуться к лицу; большой и указательный пальцы должны вместе составлять полумесяц и располагаться близко к уху (фото 80). Рекомендуется дотронуться кончика уха ногтем указательного пальца. Выпуск тетивы и поворот запястья должны быть единым плавным движением без каких-либо задержек.
Эта техника имеет значительные преимущества. Тетива не ударяется о кончик указательного пальца и ноготь большого. Так как тетива не проходит под кольцом (что могло бы повлечь травму большого пальца), она не причиняет урона коже, защищающей большой палец. Вдобавок, такая техника делает возможным чистый выпуск и увеличивает стабильность благодаря согласованности движений – поворота запястья и обратного движением руки с тетивой.
Автор книги, Адам Свобода, лично использует эту технику и рекомендует ее всем колечникам.
Обратите внимание: оба описанных выше метода с поворотом могут быть использованы вместе. |
Во время выпуска тетивы очень важна последовательность размыкания пальцев – сначала разгибается указательный палец, а затем большой. Все это происходит лишь за долю секунды, и когда вы только учитесь этой технике – важно делать все правильно. Если пальцы размыкаются одновременно (ошибка, свойственная некоторым новичкам), тетива с характерным тупым звуком ударяет по ногтю большого и кончику указательного пальцев.
Даже если удар тетивы по пальцам почти не чувствуется, это может деформировать тетиву, когда она будет подаваться вперед. Другими словами, это повлияет на направление полета стрелы и ухудшит точность.
|
Также полезно будет приучить себя оставлять пальцы разомкнутыми после выстрела, особенно это касается среднего пальца. Отставленная рука не будет считаться ошибкой. В этом случае предплечье должно находиться под углом по отношению к плечу (фото 81), или даже полностью в горизонтальном положении. В прошлом лучники, особенно те, кто участвовал в сражениях, могли менять положение руки, а именно – им не следовало слишком сильно отставлять назад руку, особенно в узких или тесных помещениях. Слишком широкий размах руки мог помешать человеку, стоящему позади лучника.
Обратное движение руки, производящей выпуск тетивы, должно выглядеть так, как будто бы лучник хочет ударить локтем стоящего позади. В этот момент правая лопатка сильно оттянута к позвоночнику. Это движение, похожее на удар, предотвращает преждевременную потерю тетивы и не дает руке в момент выпуска двигаться вперед.
Движение руки вперед в момент выпуска тетивы, либо же преждевременная потеря тетивы, а также комбинация этих двух ошибок приводит к ухудшению показателей дальнобойности и точности. Вышеупомянутую технику нужно использовать без приложения силы. Слишком интенсивные движения приведут к так называемому “срыву тетивы”, другими словами, получится эффект, обратный описанному выше. Таким образом, слишком напряженные действия являются ошибкой.
Заключение или что должно происходить с луком и лучником после выпуска тетивы
|
После выпуска обе руки должны быть разведены в разные стороны и лежать на одной линии с целью, грудина лучника должна быть выдвинута вперед, а лопатки сведены вместе. Благодаря выдвижению грудной клетки вперед стрелку легче сводить лопатки. Следите за тем, чтобы обе руки высвобождались одновременно. В противном случае пострадает точность, либо показатель мощности стрелы. В результате стрела пройдет выше или ниже мишени.
При выпуске тетивы первое движение – это реакция мышц лучника на внезапное расслабление лука. Если выстрел произведен правильно, рука, которая держит лук, должна двигаться в направлении мишени и оставаться на одной линии с ней до тех пор, пока стрела полностью сойдет с лука. В этот момент плечевые части рук должны быть на одной линии с целью.
Для того чтобы все эти действия вошли в привычку можно держать руку с луком в указанном выше положении одну-две секунды. Как показывает опыт, лучники, привыкшие опускать руку с луком сразу после выстрела, могут совершить такую же ошибку, когда стрела еще лежит на луке. В результате, стрела полетит слишком низко.
Существует высказывание: в момент выпуска поверни правую руку и толкни левую. Получается, что правая рука должна выпустить стрелу с помощью поворота запястья. Мизинец же прижат к рукоятке и сжимает ее сильнее, чем средний палец. Указательный и большой палец лежат на луке свободно.
Из такого сочетания приложенных сил следует, что после выпуска тетивы рукоять проворачивается, и рука с луком движется вперед (фото 82). Другими словами, лук проворачивается целиком, что и является желаемым результатом и наделяет выстрел большей динамической силой.
|
Вращение должно идти от лучезапястного сустава и должно производиться с той же силой, как если бы это был удар. Сама левая рука в этот момент остается неподвижной и лежит на одной линии с мишенью.
Резкое опускание верхней части лука в момент выпуска тетивы создает ощущение того, что это лук выталкивает стрелу вперед. Когда вы опускаете верхнюю часть лука, вы не должны опускать всю руку. Рукоять остается на том же уровне, на котором она была до выстрела и опускается только сих лука.
Одновременное выталкивание лука вперед и левой руки вниз поворотом кисти сразу после выпуска тетивы рассматривается некоторыми лучниками-специалистами как одна из фундаментальных особенностей искусства стрельбы из лука. Движение верхней части лука вниз должно быть остановлено легким контактом нижнего конца лука и области левой подмышки (фото 83).
Не лишним будет сказать, что вышеописанное движение лука связано со стойкой, которую принимает лучник во время выстрела. Во фронтальная стойке (стопы параллельны, левая чуть впереди правой, носки стоп смотрят на мишень) выпуск тетивы не может производиться с выталкиванием лука вперед и вниз, так как такая стойка не совместима с этим движением. Однако, выталкивание лука полностью подходит для косой стойки (левые нога и рука направлены в сторону мишени, правая нога под прямым углом к левой и несколько отставлена от нее, пятки находятся на одной линии).
В завершение можно сказать: движение руки с луком сразу после выпуска – это неотъемлемая и столь же важная часть процесса стрельбы, как и остальные, изложенные в других главах этой книги.