Что такое сказка. Цели и задачи сказкотерапии.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

Научно-методический центр развития образования

 

Отдел практической психологии,

социальной работы,

специального и инклюзивного

образования

 

Тема: "Работа со сказкой как одно из направлений работы практического психолога образовательного учреждения".

Выпускная работа

Волошиной Марии Сергеевны

слушателя курсов

повышения квалификации

практических психологов,

практического психолога КУ

"Алчевской социально-

экономической гимназии"

 

Луганск 2015

Содержание работы

Введение

1. Что такое сказка. Цели и задачи сказкотерапии.

2. Возможности работы со сказкой. Метафорическое пространство сказки. Основные архетипы в сказке. Язык символов в сказке.

3. Практика применения сказкотерапии в работе психолога.

4. Работа со сказкой в работе практического психолога образовательного учреждения.

Заключение

Литература

 

 

Введение

Сказкотерапия существует и эффективно используется с древних времен. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передаются из уст в уста, каждое новое поколение перечитывает и впитывает их. Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами. Сказки способствуют развитию наблюдательности, способности сочувствовать и сопереживать. Даже самые короткие сказки ярко и образно показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления нашего сложного мира.

Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат и формируют культурный смысл поведения. Истории, мифы, легенды и другие сказки, таким образом, предоставляют слушателю или читателю ценную информацию и осмысление жизни людей, обычаев, убеждений и даже их чувства юмора и психологических предпочтений, способствующих пониманию культурных различий. Внутри культуры, внутри семьи создаются свои коллекции детских сказок, которые отражают мораль, транслируют понимание и знания родителей.

Впервые сказка как психологический метод была определена в школе психоанализа и являлась проективной методикой, которая имеет много общего со свободными ассоциациями или сновидениями. Однако сказка и рассказывание историй, как психотерапия так тесно переплелись с повседневными видами общения взрослого и ребенка, что порой трудно отделить одно от другого. И в этом есть ценность сказки, в ее естественности и доступности. Дети рассказывают истории, чтобы общаться с родителями, друзьями, преподавателями, чтобы косвенно выразить значимое содержание, когда прямое выражение представляет риск или угрозу для ребенка.

С помощью сказки, рассказывания историй взрослые символически помогают детям справиться с проблемой, выбирать приемлемую альтернативу. Ребенок рассказывает свою историю, а взрослый предлагает ответную, в которой могут быть различные варианты или модели поведения, негативные и позитивные перспективы поступков и пр. Так психологи могут решать диагностические и психотерапевтические задачи (Gardner, 1995).

В современной отечественной психологии сказкотерапию ("лечение сказками") рассматривают более широко, и специалисты соединяют сказку, игру, рисование, песочную терапию и другие технологии для более полного восприятия содержания сказочных историй и для достижения поставленных диагностических, дидактических, коррекционных и психотерапевтических задач (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, 1998).

Объект: методы практической психологии.Предмет: сказкотерапия как метод практической психологии.

Целью данной выпускной работы является раскрыть особенности использования метода сказкотерапии в работе практического психолога образовательных учреждений.

Актуальность данной проблемы и недостаточный уровень знаний в этой области обусловили выбор темы выпускной работы: «Работа со сказкой как одно из направлений работы практического психолога образовательного учреждения».Исходя из объекта, предмета и цели данной работы, задачи выпускной работы заключаются в следующем:· исследовать истоки возникновения метода Сказкотерапия;· дать описание основных видов сказок;· провести сравнительный анализ решаемых задач в психологии с помощью Сказкотерапии;· провести анализ алгоритма работы со сказками и этапы развития сказочного сценария.

Что такое сказка. Цели и задачи сказкотерапии.

 

Сказка – способ заглянуть в самого себя, обнаружить там волшебников и добрых фей, злобных драконов и коварных ведьм, найти в себе героя, побеждающего иллюзии и обретающего мудрый опыт.

Сказка – богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах: анализ; рассказывание; сочинение сказки; обсуждение поведения и мотивов действий персонажей; проигрывание эпизодов сказки; использование кукол; рисование.

Рассказывание историй – это древнейший способ человеческого общения. Сказки являются эффективным средством общения с детьми. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках противопоставляется добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, щедрость и жадность. Слушая сказки, дети находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Благодаря сказкам у ребенка появляется надежда и это очень важно.

Сказка – это то, что объединяет и маленьких и больших, людей разных национальностей, разного вероисповедания. То, что связывает нас с нашим прошлым и рисует наше будущее.

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности - к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.

Один из самых простых подходов - поведенческий или бихевиоральный - относится к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Чисто прагматически сказки могут объяснять ребенку - Что будет, если… - Сказочный посыл тут оказывается абсолютно реалистичным. Принцип из - Репки: не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы.

Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. Эрик Берн описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица.

Другой подход рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. Это является точкой зрения юнгианской аналитической психологии. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - аниму, женское начало - и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее.

Те, кто уделяют основное значение эмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Эмоциональный анализ сказок, при котором основное внимание уделяется тем чувствам, которые пробуждает сказка, очень важно в работе с ребенком.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Смысл заключается в том, что ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки и т.п.). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать. Уже упомянутая идентификация говорит о том же: сказка - не просто описание возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное, внушение моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев. В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе «сообщение», «послание», аналогичное недирективному постгипнотическому внушению.

Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. А именно, некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о взрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. [5]

Имея представление о различных подходах к применению сказки, каждый сказкотерапевт выбирает более близкий на его взгляд способ работы и в последствии применяет его в своей деятельности, получая качественные результаты.

Для того чтобы понять, в чем же заключается эффективность применения данного метода, нами было проанализировано много трудов различных авторов, так, например, Бюлер специально изучала роль сказки в развитии подростка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. [5]. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), - то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ресурс успешной социализации в любом случае у ребенка имеется. Если же взрослые обсуждали с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. [6]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит, о том, что процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя:

· Художественные (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-психологами.

· Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, - со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

· Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

 

· Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

· Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностногоииииресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение к бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие в них конфликтов и злыхиииигероев [4].

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с «формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков (выделение автора. - И.В.)» [6].

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой говорит о том, что сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

На современном этапе актуальными являются вопросы сказкотерапии в учебно- воспитательном процессе. Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности (И.В.Вачков, 2007).

Что же такое сказкотерапия?

Можно сформулировать несколько определений этого понятия:

· Сказкотерапия - это лечение сказками, то есть совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Она несет в себе человеческое участие и мудрость. Это то, в чем на самом деле больше всего нуждается современный человек и в этом смысле сказка, безусловно, активизирует ресурсный потенциал личности;

· Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, так называемый "банк жизненных ситуаций";

· Сказкотерапия - это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, то есть осознание взаимосвязи смысла сказочной ситуации и сказочных событий с реальной жизнью и поведением человека в реальных обстоятельствах, объективизация проблемных ситуаций;

· Сказкотерапия - это процесс активизации когнитивного и творческого потенциала личности [1]. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволяет изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации. Сочинение, рисование, драматизация сказок (творческий аспект) позволяет высвободить творческую энергию воображения. Эти силы позволяют конструктивно изменить свою жизнь;

· Сказкотерапия - это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии, философии разных культур.

Итак, сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходить переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего [2]. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален. Иногда клиент не хочет или по каким-то причинам не готов сразу погружаться в мир творчества, фантазии совершенно не связанный с его реальной жизнью. В этом случае сказкотерапия на начальном этапе будет не эффективна, вызвав, возможно, даже сопротивление клиента относительно дальнейшей работы. В случае, сильно развитого логического мышления этот метод может и вовсе не подойти.

Ключевые моменты применения сказкотерапии в образовании:

• Психологический анализ сказок, в процессе которого происходит движение в собственном психологическом пространстве. Психологическое пространство требуют от «Я» человека его выраженности, оформленности в виде собственных текстов – «Я-высказываний», что выводит ребенка на глубинные личностные слои, на существование духовного начала в человеке.

• Психологический анализ художественных произведений с использованием сказкотерапевтических методов и приемов на уроках.

• Самоактуализация собственных психических состояний через сказку.

 

 





Читайте также:
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.027 с.