Среди приоритетных целей, которые должна реализовывать начальная школа в условиях модернизации образования, такие как: целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, становление культуры деятельности, формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Только такое образование может привести к гуманизации общества, где высшей ценностью будет являться человеческая личность, способная творчески мыслить и развивать свой творческий потенциал.
Творческая личность, способная превращать любую совершаемую деятельность в творческий процесс, необходима современному обществу. Развитие творческого потенциала личности необходимо начинать с раннего детства и эта задача ложится на начальную ступень образования, которая является важным этапом в жизни и развитии каждого человека.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от осознания своей созидательной деятельности. Сказка является продуктом эмоциональных переживаний, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.
Литературное творчество обогащает эмоциональную сферу ребенка, пробуждающуюся и настраивающуюся в этом возрасте на серьезный лад, позволяет ребенку овладевать богатством человеческой речи – этим тонким и сложным механизмом формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, внутреннего мира человека.
|
Особо необходимо подчеркнуть, что сочинение сказок, умение создавать образы, т. е. «детское творчество» в начальной школе, является основой способности к творческому выполнению интеллектуальных заданий в старшей школе, умения принимать нестандартные решения в будущей взрослой жизни, а умение связывать между собою отдельные сказочные образы затем перерастает в логическое мышление [27].
Психологическая помощь, психокоррекция и психопрофилактика творчеством бывает разнообразной: терапия увлечениями, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия, сказкотерапия и др.
Каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.
Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Исходя из изучения различных авторских суждений Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Речицкой мы смогли прийти к мысли о том, что целью данного метода будет являться – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями.
|
Давайте рассмотрим проблему сказкотерапии как метода коррекции самооценки младших подростков.
Самооценка в возрасте 11–12 лет определяет социальную адаптацию подростка к новым требованиям, предъявляемым в 5 классе, является регулятором поведения и деятельности ребенка.
История самостановления и развития положительной и адекватной самооценки – это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя сказкотерапию в работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», он сможет выбрать, по-какому пути ему пойти самому [28].
Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся один раз в неделю по 1–1,5 часа. Оптимальное число участников в группе – 8–12 человек. Исходя из возрастных новообразований, наиболее эффективной представляется групповая форма работы.
В сказочном путешествии можно предлагать подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие интереса к самому себе, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятия эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.
Психолог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь терапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка.
|
Психологи работающие по данному направлению говорят о том, что на осознаваемом вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения чаще всего происходят на подсознательном уровне.
При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное с его проблемами [29].
Сама структура сказки, которую использует психолог, должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.
Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными.
Для того чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории.
Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть выходы из сложившейся ситуации.
В процессе работы необходимо следить за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строить работу в соответствии с его реакцией.
Техника рассказывания сказок и их специфический язык имеют принципиальное значение. Один из способов облегчить восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем – это использование неопределенных, не конкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможность самостоятельно вообразить, представить себе ситуацию. Например, фраза: «Девочка испуганно шла по лесу» позволяет каждому человеку создать в воображении тот образ, который ему ближе и понятней, и придумывать свои причины такой ситуации. Необходимо оставлять ребенку возможность собственного творческого поиска и максимальной идентификации себя с героем в процессе восприятия сказки.
Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости, введение собственного имени ребенка, особенно перед тем, как будто сказаны важная фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне.
Очень часто для снятия напряжения, сопротивления у детей в сказках присутствуют фразы типа: «Все дети делают так…», «Так всегда бывает…» и т.д.
Рассказывание сказок всегда притягательно для ребенка и позволяет создать максимально комфортную обстановку, что требует от психолога значительного напряжения и умения рассказывать сказки [30].
Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока не знакомый им мир. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки по окончании занятия тем же способом, что и вошел.
Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель, имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свои собственные сценарии путешествия по сказке.
Коррекционные возможности сказки и сказочного пространства в русле метода сказкотерапии используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие и тем самым способствующие повышению самооценки.
Заключение
Сказкотерапия является одним из эффективных методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, открытие клиентом тех знаний, которые живут в его душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия может быть использована как коррекционный прием при работе с выявленными отклонениями. Можно использовать психотерапевтическую метафору в виде сказки, рассказа, байки. Как и всякая коррекция, она должна быть направлена на преодоление стереотипного поведения, мешающего развитию ребенка.
В данной работе были описаны основные формы и способы работы со сказкой и сказочной действительностью, которые будут эффективны в коррекционной работе психолога.
Работа со сказкой в рамках метода сказкотерапии – не новая и не единственная форма детской коррекции, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для дальнейшего научно-практического исследования.
К сожалению, на сегодняшний день, развивающий и психотерапевтический потенциал сказок, при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно.
Одной из попыток решить данную проблему является выпускная работа. В данной работе были обозначены понятие сказкотерапии, дан анализ психологической литературы по проблеме применения сказкотерапии в работе психолога, описаны спектр практического применения данного метода, подробно остановились на раскрытии возможностей сказкотерапии в работе практического психолога общеобразовательных учреждений.