Практика применения сказкотерапии в работе психолога.




Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека [12].

Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций».

4. Сказкотерапия, является также профилактикой негативного поведения ребенка. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [18].

Давай рассмотрим пример использования методов сказкотерапии.

На примере сказки «Колобок» 3–5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «я сам», ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «Зайцами», «Медведями», «Колобками» и «Лисами». Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую подоплеку сказки о Колобке… [22].

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений, по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. [21]. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой решаемой ситуации, подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Сказки используются с различными заданиями: анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое [23].

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии [24].

Школьный психолог может использовать данный метод и в работе с преподавательским коллективом, так как прямое воздействие, или даже косвенное со стороны психолога всегда воспринимается учителями болезненно, а сказкатерапия помогает качественно осуществлять данную деятельность.

Существуют различные формы работы со сказками, каждый психолог, психотерапевт может дополнять их различными элементами из игровой терапии, арт-терапии, пескотерапии, музыкотерапии и многих других направлений психологии [25].

Различные авторы предлагают различные способы применения данного метода на практике. Существуют сказкотерапевтические тренинги, которые включают не только работу со сказками, а также использование сказочного пространства, игровых упражнений, рисования, все зависит от того, какую цель преследует психолог [25].

Анализируя различны психологические источники по проблеме применения сказкотерапии, мы столкнулись с множеством вариантов использования данного метода на практике.

Формы работы со сказками:

1 Интерпретация сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Сочинение сказок.

4. Переписывание (или дописывание) сказок.

5. Сказочная куклотерапия.

6. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации – важный компонент в сказкотерапии.

7. Сказочная имидж-терапия.

8. Сказочное рисование.

9. Медитации на сказку. Медитация есть погружение в какой-либо процесс.

10. Использование танцев в сказкотерапии.

Описав множество форм работы со сказкой, предложенные Зинкевич-Евстигнеевой мы приходим к выводу, что каждая из них в первую очередь направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого человека. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой подход. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать [26]. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: