Жизнь и смерть как историко-философская проблема. Смысл жизни.
Известный русский философ Бердяев Н.А. писал: “личность чел-ка более таинственна чем мир”, её тайна “никому не известна до конца”
Однако чел-к как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Первоначально слова “индивид”, “личность”, “индивидуальность” употреблялись как простые синонимы, однако, в последнее время их принято рассматривать в общей системе философско-антропологических категорий. Чел-к, как уже было сказано, есть сущ-во одновременно биологическое и социальное, материальное и духовное. Это относится именно к конкретному чел-ку, индивиду. Понятие индивида указывает во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичного представителя чел. общ-ва.
Параметры чел-ка как индивида охватывают его анатомо-физиологическме данные (индивидуальные особенности конституции и тип нервной системы), а также данные психические. Поэтому проблема чел-ка как ин-да есть проблема как генотипа (наследственности), так и фенотипа (развития одних задатков и подавление других). Составляющие индивид качества проявляются в его деятельности и в то же время формируются ею. Кач-ва ин-да являются материальным базисом его социализации, которая, собственно и превращает его в конкретное социальное сущ-во. Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.
Личность - это “социальное лицо” чел-ка, плод социализации индивида в процессе онтогенеза. Личность - это человек — носитель социально обусловленных физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.
Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.
Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, друзья, знакомые.
— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических инстинктах человека, вторгающихся в сферу подсознательного;
— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;
— диалектико-материалистическая концепция исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает воздействие на неё всей гаммы общественных связей и отношений;
Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию — эгоист.
Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.
Структура личности включает в себя три подсистемы:
Первая — мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и даёт первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.
Втора я — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.
Третья — деятельная. В ней происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.
(В настоящее время существуют две осн. Концепции личности: личность как функциональная (ролевая) хар-ка чел-ка и личность как его сущностная или экзистенциальная хар-ка.
Первая концепция опирается на понятие социальной роли чел-ка и имеет важное значение в современной прикладной социологии. В то же время она не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир чел-ка, фиксируя только его поведение, к-рое не всегда и не обязательно выражает действительную сущ-сть чел-ка. Вторая концепция раскрывает сущность личности прежде всего как субъекта социальной деятельности, как центр самосознания и сгусток её регулятивно-духовных потенций. В таком случае содержание и ценность личности характеризуется пятью оcновными потенциалами:
Гносеологический - определяется объёмом и качеством информации, к-рой располагает Л. И к-рая складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Получение этой инф-ции зависти от природного ума, ОБРАЗОВАННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА личности.
Аксиологический потенциал - система ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической и т.д. сферах, т.е. определяется её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Творческий потенциал определяется полученными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Коммуникативный - определяется мерой и формами е1 общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с др. людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается и описывается в системе социальных ролей.)
Т.об., личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением чел-к, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического процесса, как звено в цепи покплений. Личность - это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически чел-к становится Л. По мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Если же нарушаются социальные связи чел-ка (Маугли) или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.п.), Л. распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.
Повернув эту проблему в др. плоскость, мы можем сказать, что реализация в чел-ке личности зависит не только от его свободного и сознательного выбора, но и от разнообразных обстоятельств, внешних и внутренних, не подвластных воле и ограничивающих свободу его самораскрытия и самоутверждения.
Поэтому, с одной стороны, мы говорим, что в фундаменте личности лежит с в о б о д а, с др. мы должны помнить, что мера свободы так или иначе всегда вырастает из осознания н е о б х о д и м о с т и.
Соотношение объективной свободы личности и мера социальной необходимости есть показатель уровня развития общества. С др. стороны, мера субъективной свободы личности определяется в каждом конкретном случае её нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности. Свобода и ответственность — это взаимодополняющие друг друга противоположности. Степень ответственности человека перед самим собой и другими выступает нравственным критерием его внутренней свободы. Благодаря ответственности свобода как произвол превращается в свободу позитивную, созидательную, проявляющуюся в нравственной и творческой жизни человека. Свобода от… становится свободой в…
Человек тем более заслуживает права называться Л., чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Умение делать осознанный нравственный выбор и нести ответственность за него - конституирующие основания Л. (“На том стою и не могу иначе” - девиз независимо-личностного поведения.) Там, где нет нравственных норм, там нет и личности, там начинается деградация и саморазрушение (аномия).
Смерть и бессмертие - вот два полюса, обращенных к Человеку, альфа и омега бытия личности. “Ты всех загадок разрешенье, Ты разрешенье всех цепей.” (Евгений Баратынский “Смерть”) Тем не менее, как справедливо писал Фрейд “по сути никто не верит в собственную смерть, или - что то же самое - каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бессмертии”. Именно поэтому учение о бессмертии явл-ся характерной особенностью всех религиозных воззрений и значительной части философских систем. Отношение к смерти во многом определяет формы религиозных культов, особенно это касается древних культур. Самые ранние воззрения не проводят еще четкой границы между жизнью и смертью, это лишь продолжение земного существования, но в ином, труднодоступном мире. Напр.,для древних египтян вся их жизнь была лишь подготовкой к загробному бытию... Культ предков. Смерть как сон (Гипнос и Танатос, усопшие= мертвые)
Позднее как в религии, так и в философии возникает представление о смерти как об отделении души от тела, освобождении её из “темницы”, где она пребывала в своей земной жизни. Наиболее явно эти представления выражены, каждый раз по-своему, в восточной концепции реинкарнации и в иудео-христианской концепции смерти и последующего личностного воскресения.
Учение о переселении душ имеет три формы. Первая содержится в древнейших текстах Упанишад. Согласно учению др. индийцев, в мире существует только Бог, и никого нет, кроме него. Только Бог рождает из себя мироздание и снова в себя забирает, втягивает. Все явления мира возникают и рождаются из недр божественного и погружаются в него обратно. Каждый чел-к единосущ Божеству и должен помнить, что рано или поздно вновь вернется в это состояние. Перевоплощение - это лишь временное состояние, один из грандиозных моментов воплощения Абсолюта. Спасение здесь заключается прежде всего в осознании единства чел-ка и Бога, полной тождественности. Отсюда методы и упражнения (йога) для того, чтобы осознать и реализовать это единство. Высшее спасение - полное растворение, исчезновение личности, ибо Л. есть временный всплеск на поверхности бытия.
Для христианства же чел-к не частица, творение: он не был и стал. Абсолютное не рождает, а творит _ важнейшее, принципиальное отличие. Мы не единосущи Богу, мы - его творение. “Твое творенье я, Создатель, Твоей Премудрости я тварь”, говорит пророк. Созданный Богом чел-к - не частица, не излияние, а новая, свободная воля, способная восстать против своего создателя. Спасение есть приобщение к божественной жизни, но не растворение в ней. В Евангелии говорится, что душу каждого видит ангел, т.е. созданная личность абсолютно драгоценна для Творца.
Ещё один вид учения о перевоплощении - буддийский. Согласно учению Будды личности не существует, она лишь сумма некоторых элементов, поток дхарм. Комбинации дхарм зависят от того, как вел себя чел-к в этой жизни. Зло, совершенное людьми переходит в следующее воплощение, и самое великое счастье - прекратить поток этих бесконечных воплощений (в сансаре счастливых жизней не бывает). Спасение для буддизма в том, чтобы пресечь жажду жизни, выйти за пределы этого тяжкого бытия, погрузиться в нирвану.
Христианство есть учение о воплощении: Бог приходит в этот мир, становится одним из нас. Личность не разрушается, разрушается в ней только зло. Но чем больше зла в личности, тем меньше от нее останется, от этого зависит судьба чел-ка в посмертном мире.
Третья модель учения о перевоплощении - эволюционистская, или теософская, особую популярность приобрела в 19 веке. Сущность её - в самоспасении мира через развитие и спасение чел-ка в рез-те его различных перевоплощений. Переходя из тела в тело по закону возмездия, чел-к получает возможность очиститься и может достичь совершенства. Но тело - не гостиница, это то, что дано чел-ку Богом и связано с ним навсегда. Не может быть личности, к-рая переходит из одного тела в другое, как из квартиры в квартиру.
Для христианского сознания уникальность каждой личности исключает идею странствия душ, однако учение о перевоплощении остается очень важным, но в др. смысле. “Если чел-к хочет идти за Мной, он должен отказаться от себя, отдать себя и взять свой крест”. Перевоплощение - через любовь и сострадание, через умение выйти за границы своего Я, чтобы понять и сопереживать другому. Для этого не надо иметь несколько жизней каждый может выполнить то, что он задумал,в одной.
Тайна жизни и смерти неразрывна, потому что, как сказал о.А.Мень “личное бессмертие прямым образом зависит от того, был ли чел-к ЛИЧНОСТЬЮ здесь”.
Материалистическая трактовка бессмертия идет еще от Эпикура, от понимания жизни как вечного круговорота атомов, что естественно, то не страшно.
По словам Спинозы “чел-к свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни”.
Ницше вновь возродил античную идею “вечного возвращения”, широко подхваченную потом Шпенглером, Сартром, Камю.
Марксизм видит бессмертие чел-ка в результатах его творчества. Будучи смертным как индивид, человек остается жить в роде, личность есть часть социального целого и уход части не означает исчезновения всего целого. Биологическое бессмертие - продолжение себя в потомстве.
Альтруизм- нравственный принцип, согласно к-рому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное Я и его благо.
В кач-ве морального принципа провозглашался буддизмом, стоицизмом, христианство англ. Этикой 18 века. Сам термин был введен О.Конто сформулировавшим принцип “жить для других”. Спенсер рассматривал альтруизм как адаптивное кач-во, возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше - способ бегства слабых от своей посредственности. Фрейд - невротич. компенсация врожденного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
ЭГОИЗМ - принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия забота о своем Я и его интересах, даже ценой блага других. Пр-п эгоизма был признан в кач-ве универсального мерила человеч. (предпринимательской) активности в эпоху развития капитализма, что нашло свое отражение в общ. мысли Просвещения.С теорией “разумного эгоизма” выступили фр. мат-сты 18 в., считавшие, что основой добродетели явл-ся правильно понятый собственный интерес или “разумное себялюбие” (Гольбах).