Проблема человеческой личности и различные аспекты её содержания.




Жизнь и смерть как историко-философская пробле­ма. Смысл жизни.

 

Известный русский философ Бердяев Н.А. писал: “личность чел-ка более таинственна чем мир”, её тайна “никому не известна до конца”

Однако чел-к как родовое существо конкретизиру­ется в реальных индивидах. Первоначально слова “индивид”, “личность”, “индивидуальность” употреб­лялись как простые синонимы, однако, в последнее время их принято рассматри­вать в общей системе фи­лософско-антропологических катего­рий. Чел-к, как уже было сказано, есть сущ-во одновременно биологи­ческое и социальное, материальное и духовное. Это относится именно к конкретному чел-ку, индивиду. Понятие индивида указывает во-первых, на отдельную особь как пред­ставителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичного представи­теля чел. общ-ва.

Параметры чел-ка как индивида охватывают его анатомо-физиологическме данные (индивидуальные осо­бенности консти­туции и тип нервной системы), а так­же данные психические. Поэтому проблема чел-ка как ин-да есть проблема как гено­типа (наследственности), так и фенотипа (развития од­них задатков и подавление других). Составляющие ин­дивид каче­ства проявляются в его деятельности и в то же время форми­руются ею. Кач-ва ин-да являются материальным базисом его социализации, которая, собственно и превращает его в кон­кретное социальное сущ-во. Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.

Личность - это “социальное лицо” чел-ка, плод социали­зации индивида в процессе онтогенеза. Личность - это человек — носитель социально обусловленных физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.

Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.

Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, друзья, знакомые.

 

— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических инстинктах человека, вторгающихся в сферу подсознательного;

— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;

— диалектико-материалистическая концепция исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает воздействие на неё всей гаммы общественных связей и отношений;

Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию — эгоист.

 

Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.

Структура личности включает в себя три подсистемы:

Первая — мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и даёт первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.

Втора я — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.

Третья — деятельная. В ней происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.

 

(В на­стоящее время существуют две осн. Концепции лично­сти: личность как функ­циональная (ролевая) хар-ка чел-ка и личность как его сущ­ностная или экзистен­циальная хар-ка.

Первая концепция опирается на понятие социальной роли чел-ка и имеет важное значение в современной прикладной социологии. В то же время она не позво­ляет раскрыть внут­ренний, глубинный мир чел-ка, фиксируя только его поведе­ние, к-рое не всегда и не обязательно выражает действи­тельную сущ-сть чел-ка. Вторая концепция раскрывает сущ­ность личности пре­жде всего как субъекта социальной дея­тельности, как центр самосознания и сгусток её регуля­тивно-духов­ных потенций. В таком случае содержание и цен­ность личности характеризуется пятью оcновными потенциа­лами:

Гносеологический - определяется объёмом и каче­ством информации, к-рой располагает Л. И к-рая складывается из знаний о внешнем мире и самопозна­ния. Получение этой инф-ции зависти от природного ума, ОБРАЗОВАННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА лично­сти.

Аксиологический потенциал - система ценностных ори­ентаций в нравственной, политической, религиоз­ной, эстети­ческой и т.д. сферах, т.е. определяется её идеалами, жиз­ненными целями, убеждениями и уст­ремлениями.

Творческий потенциал определяется полученными умениями и навыками, способностями к действию и ме­рой их реализа­ции.

Художественный потенциал личности определяется уров­нем, содержанием, интенсивностью её художест­венных потреб­ностей и тем, как она их удовлетво­ряет.

Коммуникативный - определяется мерой и формами е1 об­щительности, характером и прочностью контак­тов, устанавли­ваемых ею с др. людьми. По своему со­держанию межличностное общение выражается и описы­вается в системе социальных ро­лей.)

Т.об., личность есть обладающий самосознанием и миро­воззрением чел-к, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысли­вающий себя как субъ­екта исторического процесса, как звено в цепи покплений. Личность - это общест­венно развитый человек. Не только ис­торически, но и генетически чел-к становится Л. По мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере сво­его индивидуального приобщения к ней. Если же наруша­ются социальные связи чел-ка (Маугли) или происхо­дят патологи­ческие процессы в организме (душевные расстройства и т.п.), Л. распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода не­благоприятных и трагических обстоя­тельств.

Повернув эту проблему в др. плоскость, мы можем ска­зать, что реализация в чел-ке личности зависит не только от его свободного и сознательного выбора, но и от разно­образных обстоятельств, внешних и внутренних, не подвласт­ных воле и ограничивающих свободу его самораскрытия и са­моутверждения.

По­этому, с одной стороны, мы говорим, что в фунда­менте личности лежит с в о б о д а, с др. мы должны помнить, что мера свободы так или иначе все­гда вы­растает из осознания н е о б х о д и м о с т и.

Соотноше­ние объективной свободы личности и мера социальной необ­ходимости есть показатель уровня развития общества. С др. стороны, мера субъектив­ной свободы личности определя­ется в каждом конкрет­ном случае её нравственным императи­вом и является показателем степени развитости самой личности. Свобода и ответственность — это взаимодополняющие друг друга противоположности. Степень ответственности человека перед самим собой и другими выступает нравственным критерием его внутренней свободы. Благодаря ответственности свобода как произвол превращается в свободу позитивную, созидательную, проявляющуюся в нравственной и творческой жизни человека. Свобода от… становится свободой в…

Че­ловек тем более заслуживает права называться Л., чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной страте­гии. Умение делать осознанный нравственный выбор и нести ответственность за него - конституи­рующие основания Л. (“На том стою и не могу иначе” - девиз независимо-личност­ного поведения.) Там, где нет нравственных норм, там нет и личности, там начинается деградация и саморазрушение (аномия).

 

Смерть и бессмертие - вот два полюса, обращенных к Че­ловеку, альфа и омега бытия личности. “Ты всех загадок разрешенье, Ты разрешенье всех цепей.” (Евгений Баратын­ский “Смерть”) Тем не менее, как справедливо писал Фрейд “по сути никто не верит в собственную смерть, или - что то же самое - каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бес­смертии”. Именно поэтому учение о бессмертии явл-ся характерной особенностью всех религиозных воззрений и значительной части философских систем. Отношение к смерти во многом определяет формы религиозных культов, особенно это касается древних культур. Са­мые ранние воззрения не проводят еще четкой границы между жизнью и смертью, это лишь продолжение зем­ного существования, но в ином, трудно­доступном мире. Напр.,для древних египтян вся их жизнь была лишь подготовкой к загробному бытию... Культ пред­ков. Смерть как сон (Гипнос и Танатос, усопшие= мертвые)

Позднее как в религии, так и в философии возни­кает представление о смерти как об отделении души от тела, ос­вобождении её из “темницы”, где она пре­бывала в своей зем­ной жизни. Наиболее явно эти представления выражены, каж­дый раз по-своему, в восточной концепции реинкарнации и в иудео-христи­анской концепции смерти и последующего лично­стного воскресения.

Учение о переселении душ имеет три формы. Пер­вая со­держится в древнейших текстах Упанишад. Со­гласно учению др. индийцев, в мире существует только Бог, и никого нет, кроме него. Только Бог рождает из себя мироздание и снова в себя забирает, втягивает. Все явления мира возникают и рождаются из недр божественного и погружаются в него об­ратно. Каждый чел-к единосущ Божеству и должен помнить, что рано или поздно вновь вернется в это состояние. Пере­воплощение - это лишь временное состояние, один из гранди­озных моментов воплощения Абсолюта. Спасе­ние здесь заключается прежде всего в осознании единства чел-ка и Бога, полной тождественности. Отсюда методы и упражнения (йога) для того, чтобы осознать и реализовать это един­ство. Высшее спасе­ние - полное растворение, исчезновение личности, ибо Л. есть временный всплеск на поверхности бы­тия.

Для христианства же чел-к не частица, творение: он не был и стал. Абсолютное не рождает, а творит _ важнейшее, принципиальное отличие. Мы не едино­сущи Богу, мы - его творение. “Твое творенье я, Создатель, Твоей Премудрости я тварь”, говорит про­рок. Созданный Богом чел-к - не час­тица, не излия­ние, а новая, свободная воля, способная вос­стать против своего создателя. Спасение есть приобщение к божественной жизни, но не растворение в ней. В Евангелии говорится, что душу каждого видит ангел, т.е. созданная личность абсолютно драгоценна для Творца.

Ещё один вид учения о перевоплощении - буддий­ский. Со­гласно учению Будды личности не существует, она лишь сумма некоторых элементов, поток дхарм. Комбинации дхарм зависят от того, как вел себя чел-к в этой жизни. Зло, со­вершенное людьми переходит в следующее воплощение, и са­мое великое счастье - прекратить поток этих бесконечных воплощений (в сансаре счастливых жизней не бывает). Спа­сение для буддизма в том, чтобы пресечь жажду жизни, выйти за пределы этого тяжкого бытия, погрузиться в нирвану.

Христианство есть учение о воплощении: Бог приходит в этот мир, становится одним из нас. Личность не разрушается, разрушается в ней только зло. Но чем больше зла в личности, тем меньше от нее останется, от этого за­висит судьба чел-ка в по­смертном мире.

Третья модель учения о перевоплощении - эволю­ционист­ская, или теософская, особую популярность приобрела в 19 веке. Сущность её - в самоспасении мира через развитие и спасение чел-ка в рез-те его различных перевоплощений. Переходя из тела в тело по закону возмездия, чел-к полу­чает возможность очиститься и может достичь совершен­ства. Но тело - не гостиница, это то, что дано чел-ку Бо­гом и связано с ним навсегда. Не может быть личности, к-рая переходит из одного тела в другое, как из квар­тиры в квартиру.

Для христианского сознания уникальность каждой лично­сти исключает идею странствия душ, однако уче­ние о перево­площении остается очень важным, но в др. смысле. “Если чел-к хочет идти за Мной, он должен отказаться от себя, отдать себя и взять свой крест”. Перевоплощение - через любовь и сострада­ние, через умение выйти за границы своего Я, чтобы понять и сопереживать другому. Для этого не надо иметь несколько жизней каждый может выполнить то, что он задумал,в одной.

Тайна жизни и смерти неразрывна, потому что, как ска­зал о.А.Мень “личное бессмертие прямым обра­зом зависит от того, был ли чел-к ЛИЧНОСТЬЮ здесь”.

Материалистическая трактовка бессмертия идет еще от Эпикура, от понимания жизни как вечного круго­ворота ато­мов, что естественно, то не страшно.

По словам Спинозы “чел-к свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость со­стоит в размыш­лении не о смерти, а о жизни”.

Ницше вновь возродил античную идею “вечного воз­враще­ния”, широко подхваченную потом Шпенглером, Сартром, Камю.

Марксизм видит бессмертие чел-ка в результатах его творчества. Будучи смертным как индивид, чело­век остается жить в роде, личность есть часть со­циального целого и уход части не означает исчезно­вения всего целого. Биоло­гическое бессмертие - продолжение себя в потомстве.

 

Альтруизм- нравственный принцип, согласно к-рому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собствен­ное Я и его благо.

В кач-ве морального принципа провозглашался буд­дизмом, стоицизмом, христианство англ. Этикой 18 века. Сам термин был введен О.Конто сформулировав­шим принцип “жить для дру­гих”. Спенсер рассматривал альтруизм как адаптивное кач-во, возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше - способ бегства слабых от своей посредственности. Фрейд - невро­тич. компенса­ция врожденного эгоизма, подвергнутого вытес­нению.

 

ЭГОИЗМ - принцип жизненной ориентации, основы­вающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия забота о своем Я и его интересах, даже ценой блага других. Пр-п эгоизма был при­знан в кач-ве универсального мерила человеч. (предпринимательской) активности в эпоху развития капита­лизма, что нашло свое отраже­ние в общ. мысли Просвещения.С теорией “разумного эгоизма” выступили фр. мат-сты 18 в., считавшие, что основой добродетели явл-ся правильно поня­тый собственный интерес или “разумное себялюбие” (Гольбах).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: