ГЛАВА III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.




Существуют два важных критерия — уровень развития законодательства и состояние законности в стране. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят: социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета; технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней; эффективность законодательства — соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная ценность.

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Правовая культура в процессе правоприменения играет не маловажную роль. Необходимый уровень правовой культуры образует психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

Также роль правовой культуры в процессе правоприменения проявляется через ее прогностическую функцию. На основе уже имеющихся знаний можно определить наиболее подходящие средства для достижения правовых культурных ценностей и предсказать возможные последствия и объяснить необходимость возникновения новых

Правоприменению должно соответствовать технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно- правовых актах, судебных и административных решениях; совпадения смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствия в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами других уровней.

Результатом правоприменения является правильно принятое решение, которое обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества (в целом), с одной стороны, а с другой охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону, а, следовательно, повышает уровень правовой культуры в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений.

Москва 2006.

2. Лазарева В.В. Теория права и государства: Учебник. М., 1997..

3. Матузов Н.И и Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001.

4. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2001.

5. Конституционное право «Правовой статус личности»

6. Конституция РФ 1993 года ст:59

7. Общая теория государства и права.

Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Козьмин, В.В. Лазарев и др.

8. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: Учеб.пособ. Саратов, 2006

9. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибуллина, В.В.Лазарева. М., 2009.

10. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Козьмин.

 


[1] Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2001. С. 190.

[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 635.

[3] Конституция РФ 1993 года ст:59

[4] Конституционное право «Правовой статус личности» стр:159

[5] Общая теория государства и права.

Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г.

 

[7] Общая теория государства и права.Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев идр. Под общ. ред. А.С. Пиголкина.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.с.150

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: