Виды фарфора
- Твердый. В состав тверд. фарфора входит 50%глинистых в-в, по 25% отощителей и плавней. Темпер. обжига 1380-1420 0С. Кристал. фаза составл. 30-35%, стекловид. 40-60%, газовая 5-7%. Тверд. фарфор отличается высок. степенью спекания, прочностью, термич. и механич. устойчивостью. просвечивает в толщине до 2,5мм, при ударе издает чистый звук. Использ. при изготовл. посуды и художественных изделий. Разновидностью тверд. фарфора явл. низкотемпературный фарфор. Он содержит 41-46% глинистых вещ-в, 45-52% плавней, отощителей от 2 до 14%. Темпер. обжига 1180 0С. Он хар-ся высок. прочностью, в тонком слое не просвечивает, т.к покрывается непрозрачной глазурью. Используется для изготовления посуды общепитов.
- Мягкий. Выпускается 2 разновидностей:
- Мягкий костяной отлич. высок. содерж. в массе плавней 53%,глинистые в-ва32% и отощители 15%. Темпер. обжига 1260 0С. В структуре черепка 85% стекловид. фазы. Черепок очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости (до 4 мм.), но имеет меньшую прочность и термостойкость. Используется для изготовл. высокохудож. чайной и кофейной посуды декоративных изделий.
- Высокополевошпатовый предназначен для худож-декоративн. изделий в основном скульптур.
2.Сырье для изготовления керамических товаров подразделяют на материалы для черепка, глазури и материалы для декорирования.
1. Материалы для черепка – это пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие (кварцевые) материалы и плавни.
Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие красножгущиеся глины.
|
Каолин – наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.
В основе керамического производства лежат характерные свойства глинистых материалов – способность образовывать с водой пластичное тесто и легко формироваться, сохранять связность в сухом состоянии и приобретать прочность и твердость после обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.
Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.
Плавни – это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает частицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обуславливают просвечиваемость черепка.
Порообразующие добавки – вводятся с целью получения облегчен. керамич. изд с улучш. теплофизич. св-вами, мех. прочностью и морозостойкостью.
Пластифицирующие добавки – вводят для улучш. сушильных св-в и лучшей формуемости изделия.
2. Материалами для глазури служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие.
|
Глазурь – это стекловидная пленка на поверхности керамических изделий. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.
По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.
3. Материалами для декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, ангобы. Керамические краски подразделяют на:
- надглазурные - представляют собой смесь пигментов (оксиды железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные силикаты). При обжиге (600-800оС) флюсы размягчаются, и краска наплавляется на глазурь.
- внутриглазурные - обжигают при 1200-1400оС. При этом краски выплавляются или погружаются в глазурь, что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.
- подглазурные - наносят на неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный кобальт дает глубоко синюю окраску, а растворимые соли кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона. Ангобы – разновидность подглазурной краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса.
|
Этапы производства керамических изделий
1. обработка сырья; 2. приготовление массы; 3. формирование изделия; 4. сушка; 5. обжиг; 6.декорирование.
Обработка сырья и приготовление массы сводится к очистке сырья от посторонних главным образом окрашив. примесей; грубому и тонкому его помолу; смешению в соотв. с рецептурой; тщательной переминке и вакуумизации массы. Формование бытовых изделий производится из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде). Изделия простых очертаний имеющих формы тел вращения (тарелки, кружки) формир. из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством шаблона или ролика. изделия сложной конфигурации с тонкими стенками с рельефными или ажурными рисунками изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовую форму. Сушка может осущ. как в естеств. так и в искусстьв. условиях. Имеет целью повысить прочность п/ф и подготовить его к обжигу. Обжиг формир. структуру черепка и св-ва керамич. изделия. обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг – утельный. для твердого фарфора явл. предварит. 900-10000 С; для мягк. фарфора 1260 0 С, фаянса 1250-1280 0 С, майолики 990-1100 0 С явл. основным, определяющим их св-ва. Второй обжиг - политой. это обжиг тверд. фарфора при темпер. 1350-1420 0 С. Имеют целью завершение физико-хим. превращ. компонентов, окончат. формир. черепка и глазури, ее зеркальный розлив. При политом обжиге мягк. фарфора, фаянса, майолики происходит плавление и закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора закрепляют однократно.
При нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури и др. Декорирование изделий. Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. Разделка рельефа – это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом. Основными видами разделок являются следующие.
Усик, отводка, лента – это непрерывные круговые полоски разной ширины: усик – до 1 мм, отводка – до 3, лента – 4-10 мм. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими.
Трафарет представляет собой плоскостной одно-, двух- или многокрасочный рисунок с резко очерченными краями. Получают его распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.
Крытье сплошное – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.
Штамп – однокрасочный графический рисунок краской или золотом, наносимый резиновым штампом. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками.
Печать - графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.
Декалькомания (деколь) представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.
Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.
Живопись выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка). Рисунки в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на:
- сплошные - покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий
- бортовые - – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия,
- раскидные – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков
- букетом – до трех рисунков включительно
Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены.
Фотокерамика – это фотография воспроизвед. на изделии, часто в медальоне, т.е. в круглом, овальном и другом обрамлении.