Прочтите текст и выполните задания 8.1 — 8.6.




Культура

1. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием

1) общество 2) культура 3) познание 4) наука

2. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру.

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. В приведенном списке указаны черты сходства матери­альной и духовной культуры и отличия материальной культуры от духовной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) деятельность человека 2) вещественный результат

3) создание ценностей 4) формирование идей, образов

Черты сходства Черты отличия
       
       

4. Выберите в приведенном списке верные утверждения о культуре и запишите в строку цифры, под которы­ми они указаны.

1) Культурой называют уровень воспитанности человека.

2) Культура возникла только с появлением государства.

3) Культура - определенный уровень развития общества.

4) Культура сформировалась раньше общества.

5) Культура представляет собой часть природной среды.

5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к областям культуры.

1) искусств 2) мораль 3) образование 4) общество 5) религия 6) наука

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда

Прочтите текст и выполните задания 6.1-6.6

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, - есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

6.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

6.2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?

6.3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.

6.4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

6.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна.

Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

6.6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

7. Верны ли следующие суждения о духовной жизни обще­ства?

А. Духовная жизнь охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума.

Б. В процессе духовной жизни общество усваивает накоплен­ные ценности и творчески создает новые.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочтите текст и выполните задания 8.1 — 8.6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура - это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

8.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

8.2. На основе текста заполни пробелы в таблице.

  Материальная культура Духовная культура
Продукт (результат, форма)    
Что воплощает    

8.3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.

8.4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

8.5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?

Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

8.6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

9. Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется

1) творчеством 2) образованием 3) социализацией 4) религией

10. Студент четвертого курса педагогического университета Владимир преподает химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

11. Недавняя выпускница строительного университета Екате­рина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

12. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одна из задач образования - приобщение человека к дос­тижениям цивилизации.

Б. Образование - важное средство социализации человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. В 1993 и в 2008 г. в стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан.

Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов представлены в таблице.

Мнение % выбравших это мнение
  1993 г. 2008 г.
Полное (среднее) образование    
Среднее профессиональное обра­зование    
Высшее профессиональное обра­зование    
Успех в жизни вообще не зависит от образования    

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку цифры, под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием пол­ного (среднего) образования, увеличился в 2008 г. по срав­нению с 1993 г.

2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993 и 2008 г.

4) Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем обра­зования, значительно уменьшилась в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

5) Среднее профессиональное образование популярнее полно­го (среднего) образования в обоих опросах.

14. М. - гражданин России, директор крупного завода. Уста­новите правильную последовательность прохождения им ступеней образования.

1) обучение в средней (полной) школе

2) получение высшего профессионального образования

3) окончание основной школы

4) посещение дошкольного образовательного учреждения

5) защита диссертации и получение ученой степени

15. Что является отличительным признаком искусства?

1) использование художественных образов

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности явлений и событий

4) обращение к сверхъестественным силам

16. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обоб­щает все остальные?

1) архитектура 2) музыка 3) живопись 4) искусство

17. Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно

1) морали 2) религии 3) искусству 4) идеологии

18. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Целью искусства является самовыражение творца и эмо­циональное воздействие на зрителя.

Б. Благодаря искусству осуществляется научное познание ми­ра.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства - получение и постоянное об­новление знаний об окружающем мире.

Б. Художественный вымысел совершенно недопустим в про­цессе познания мира с помощью искусства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
A) создание художественных образов Б) логичность и доказатель­ность выводов B) объяснение природных и общественных явлений Г) эмоциональное воздейст­вие на человека 1) искусство 2) наука  

21.Найдите в приведенном ниже списке виды искусства, и за­пишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура 2) культура 3) живопись 4) литература 5) религия

22. Какому понятию соответствует определение: «область культуры, связанная со специализированной деятельно­стью по созданию системы знаний о природе, обществе и че­ловеке»?

1) образование 2) наука 3) искусство 4) религия

23. Что является отличительным признаком науки?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности явлений и событий

4) обращение к сверхъестественным силам

24. К наукам об обществе относится

1) астрономия 2) физиология 3) экономика 4) география

25. Верны ли следующие суждения о роли науки в совре­менном мире?

А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности ученых за последствия их деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о роли науки в совре­менном мире?

А. Потребности развития общества влияют на выбор проблем, исследуемых наукой.

Б. Научные знания влияют на формирование мировоззрения че­ловека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

27. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и за­пишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сход­ства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) влияние на формирование мировоззрения человека

2) допустимость художественного вымысла

3) важность эмоциональной составляющей

4) отражение природных и общественных явлений

Черты сходства Черты отличия
       
       

28. В приведенном списке указаны черты сходства гумани­тарных и естественных наук и отличия гуманитарных наук от естественных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) стремление к достоверной информации об окружающем мире

2) сосредоточение на проблемах человека и общества

3) выдвижение и обоснование гипотез

4) исследование закономерностей развития живой и неживой природы

Черты сходства Черты отличия
       
       

29. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обоб­щает все остальные?

1) христианство 2) ислам 3) религия 4) буддизм

30.Представление о существовании внешних сверхъестест­венных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует

1) мораль 2) религию 3) искусство 4) идеологию

31. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм 2) индуизм 3) шаманизм 4) конфуцианство

32. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия влияет на отношение верующего к действитель­ности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.

Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34. В приведенном списке указаны черты сходства религии и науки и отличия религии от науки. Выберите и запи­шите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а за­тем черт различия.

1) обращение к сверхъестественным силам

2) организация процесса обучения

3) объяснение природных и общественных явлений

4) воздействие на эмоции человека

Черты сходства Черты различия
       
       

35. Нормы и оценки поведения человека, группы или обще­ства в целом с позиции добра и зла находят отражение в

1) деятельности 2) познании 3) морали 4) праве

36. Способность человека самостоятельно вырабатывать свою линию поведения в соответствии с нормами мора­ли называют

1) нравственным сознанием

2) этническим самосознанием

3) свободой совести

4) самообразованием

37. Способность человека к моральному самоконтролю назы­вают

1) долгом 2) совестью 3) честью 4) достоинством

38. Принцип: «Будь честным в любой ситуации», - относится к сфере

1) права 2) морали 3) религии 4) познания

39. «Относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - один из принципов

1) искусства 2) науки 3) права 4) морали

40. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали действуют только в духовной сфере жизни общества.

Б. В требованиях морали выражено стремление людей к самосо­вершенствованию.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

41. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к категориям морали:

1) долг 2) совесть 3) честь 4) сознание 5) достоинство

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

42. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Согласно гуманистическому идеалу лишь благо государ­ства может быть критерием справедливости общества.

Б. Гуманизм признает ценность человека как индивидуаль­ности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

43. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних душевных пережива­ниях за судьбу Родины.

Б. Патриотизм исключает критическое отношение к сущест­вующему политическому строю.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

44. Верны ли следующие суждения о гражданственности?

А. Гражданственность предполагает определенную нравствен­ную позицию человека.

Б. Гражданственность- синоним понятия «гражданство».

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: