Образование как предмет педагогики




Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине

 

 

«Педагогика и Психология»

 

Студента отделения

Заочного обучения (ОЗО)

II курса, 21-АУЗ группы

Головочев В.В.

 

Проверила преподаватель: Ерещенко Ю.В.

 

 

Брянск 2016

Содержание

 

1. Образование как предмет педагогики…………………………………3

2. Темперамент основные типологии………………….………………..11

Список литературы………………………………………………………20

Образование как предмет педагогики

 

Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Это и сфера человеческой деятельности, результатами которой являются добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий. Непосредственными целями науки выступают описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает?

Свое название педагогика получила от греческого слова “пайдагогос” (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает “детоводство” или “дитяведение”. В этой связи многие считают, что педагогика – это наука о ребенке, его личности. Однако еще в 1922 году А.С.Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде “бездетной” педагогики, сформулировал мысль о том, что неверно полагать объектом педагогического исследования ребенка. Объектом исследования научной педагогики, по мысли А.С.Макаренко, является “педагогический факт (явление)”. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Впрочем, необходимо заметить, что не все ученые разделяют точку зрения на педагогику как науку об образовании. Во многих учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика определяется с помощью категории воспитание; при этом авторы стремятся подчеркнуть сложность и многозначность этого явления. За расхождениями в понимании объекта педагогики стоят не просто личные, субъективные пристрастия ученых, но исторические и социокультурные факторы. К примеру, в англоязычной традиции приоритет отдается категории образование, тогда как в российской, французской педагогических традициях – категории воспитание. В то же время, историки и методологи педагогики отмечают одну общую тенденцию. Представление о педагогике как науке о воспитании складывалось в тот исторический период, когда создание условий, обусловливающих развитие человеческого индивида, было деятельностью приватной, деятельностью отдельных людей (воспитателей), семьи, в которой рос ребенок. В ХХ в. с усилением роли государства в этом процессе, с развитием социальных институтов, ориентированных на формирование и развитие человека (школ, высших учебных заведений и др.), с объединением этих институтов в общественную “систему образования” на первый план педагогики выдвинулась категория образование как ведущая категория для характеристики предмета.

Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие гуманитарные науки. Например, социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать социальным преобразованиям. Психолог изучает те изменения в личности развивающегося человека, которые порождаются образованием. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования. Что же в образовании изучает педагогика?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть образование как социальное явление, соотнеся его с процессами развития и социализации.

Развитие человека - это процесс его становления под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Таким образом, в развитии человека можно выделить естественную (развитие по сущности природы) и искусственную (развитие по сущности социума) составляющие. В поле интересов педагогики как науки лежит искусственная (социальная) составляющая процесса развития человека.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, то есть следуют обусловленному конкретными природными и культурно-историческими условиями социальному опыту. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называют социализацией. Очевидно, что задачи социализации человека решаются как стихийно, в процессе его жизнедеятельности в обществе, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. Образование как социальное явление – единый процесс физического и духовного формирования личности, управляемый процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

Как мы подчеркивали выше, многие науки исследуют образование как социальный феномен. Но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации педагогического процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Очевидно, что понятие “педагогический процесс” – стержневое для педагогической науки. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Анализ понятия “педагогический процесс” поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов – обучения и воспитания, относительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К. Бабанский). В педагогической литературе и образовательной практике понятие “система” употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического образования и т.п.) или даже с деятельностью конкретного учебного заведения. Однако понятие “педагогическая система” выходит за рамки узко понимаемой персонализации. Дело в том, что при всем своеобразии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования в условиях педагогической системы.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие как взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в процессе их общения, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие “педагогическое взаимодействие” поэтому шире, чем “педагогическое воздействие” или “педагогическое влияние”.

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы, два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, и говорить о них как о субъектах педагогического процесса. Признание субъектности ребенка в педагогическом процессе подвергает серьезной критике традиционное понимание педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Школьник – не объект педагогических манипуляций, но полноправный субъект взаимодействия с педагогом. Это фундаментальное положение гуманистической педагогики.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы.

Источником возникновения педагогических систем является цель образования как интерпретированная в педагогических терминах совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Выражая социальный заказ, цель образования педагогически интерпретируется с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.

Таким образом, цель выступает в роли системо-образующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание и обучение. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений, и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т.е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.

Цели, ценности, мотивы личности – ускорители (или замедлители) обучения. Значит, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Таким образом, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: