Гипербола — основное средство создания образов




Один из важных принципов эпической типизации — изобра­жение множественного в обобщенном единичном (синекдоха). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изоб­ражали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.

Вражеская сила также могла изображаться в единичных фан­тастических образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Иногда вы­делялся предводитель вражеского войска (Калин-царь).

 

Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. А. Ф. Гильфердинг и другие собиратели засвидетель­ствовали, что певцы воспринимали гиперболы не как поэтичес­кий вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

 

С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войс­ко, которое побеждает русский богатырь. В былине "Илья Му­ромец и Калин-царь", записанной от Т. Г. Рябинина:

 

Выехал Илья да во чисто поле

И подъехал он ко войскам ко татарскиим

Посмотреть на войска на татарский:

Нагнано-то силы много множество,

Как от покрику от человечьяго,

Как от ржанья лошадиного

Унывает сердце человеческо.

Тут старыя казак да Илья Муромец

Он поехал по раздольицу чисту полю,

Не мог конца краю силушке наехати.

Он повыскочил на гору на высокую.

Посмотрел на все на три-четыре стороны,

Посмотрел на силушку татарскую.

Конца краю силы насмотреть не мог.

И повыскочил он на гору на другую.

Посмотрел на все на три-четыре стороны,

Конца краю силы насмотреть не мог.

[Гильф. — Т. 2. — С. 23-24].

В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в.:

 

Сбиралося с ним <Калином-царем> силы на сто верст

Во все те четыре стороны.

Зачем мать сыра земля не погнется?

Зачем не расступится?

А от пару было от конинова

А и месяц, со(л)нцо померкнула,

Не видать луча света белова;

А от духу татарскова

Не можно крещеным нам живым быть. [К. Д. — С. 129].

 

Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищ­ный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага.

 

В былине "Илья Муромец и Идолище":

Как есть у нас погано есть Идолищо

В долину две сажени печатныих,

А в ширину сажень была печатная,

А головищо что ведь люто лохалищо,

А глазища что пивныи чашища,

А нос-от на роже он с локоть был.

[Гильф. — Т. 1. — С. 429].

 

 

Подобным образом был нарисован и Тугарин:

Вышина у собаки видь уж трёх сажон.

Ширина у собаки видь двух охват,

Промежу ему глаза да калена стрела,

Промежу ему ушей да пядь бумажная <...>

[Добр. Никитич и Ал. Попович. — С. 180].

 

Гиперболически и одновременно сатирически изображалось количество съедаемой врагом пищи. В былине "Алеша Попович":

 

Стали тут пить, есть, прохложатися,

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:

По целой ковриге за щеку мечит,

Те ковриги монастырския;

И нечестно Тугарин питья пьет:

По целой чаше охлестовает,

Котора чаша в полтретья ведра.

Он взявши, Тугарин, лебедь белую,

Всю вдруг проглатил.

Еще тут же ковригу монастырскую. [К. Д. — С. 102-103].

Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпива­ют чарочку в полтора ведра, и не одну. Но в данном случае ги­пербола передавала чувство восхищения героем:

 

Да сказал же тут Владимир стольно-киевский:

"Слуги верные, наливайте-тко-сь зелена вина,

А не малую чарочку — в полтора ведра;

Наливайте-тко-сь еще меду сладкого,

Наливайте-тко-сь еще пива пьяного,

А всего четыре ведра с половиною".

А принимает Алешенька одною рукой

И отдает чело на все четыре стороны,

И выпивал Алешенька чары досуха;

А особенно поклонился старику Илье Муромцу.

[Азб. — С. 121].

 

Гиперболы усиливали общее место (locus communis), изображающее устрашающий крик врага. В былине "Илья и Соловей", записанной от Т. Г. Рябинина:

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Ен крычит злодей разбойник по-звериному,

 

И от него ли-то от посвисту соловьяго,

И от него ли-то от покрику звериного,

То все травушки муравы уплетаются.

Все лазуревы цветочки отсыпаются.

Темны лесушки к земли ecu приклоняются,

А что есть людей, то ecu мертвы лежат.

В конце былины князь поднес Соловью чарочку зелена вина:

Выпил чарочку-ту Соловей одным духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловъему,

Закрычал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От него от посвисту соловьяго,

А что есть-то людюшок, так ecu мертвы лежат;

А Владымир князь-от стольнё-киевской

Куньей шубонькой он укрывается.

[Гильф. — Т. 2. — С. 11; 17].

В былине "Иван Гостиной сын", записанной в XVIII в., устрашаю­щий крик и гиперболическое изображение его невероятных последствий отнесены к чудесному коню Ивана. Иван, пировавший у князя Владими­ра, побился с ним за своего коня о велик заклад:

 

Не о сте рублях, не о тысячу —

О своей буйной голове!

Чудесный конь бурочко-косматочко, троелеточко не подвел хозяина. Он привел в ужас не только сопер­ничавших с ним жеребцов, но и весь княжеский двор, а также самого Владимира со княгинею:

 

Зрявкает бурко по-туриному,

Он шип пустил по-змеиному.

Три ста жеребцов испужалися,

С княженецкого двора разбежалися,

Сив жеребей, две ноги изломил,

Кологрив жеребец тот и голову сломил.

Полонян Воронко в Золоту орду бежит.

Он, хвост подняв, сам всхрапывает.

А князи и бояра испужалися,

Все тут люди купецкия

Акарачь оне по двору наползалися.

А Владимер-князь со княгинею печален стал.

По подполью наползалися.

Кричит сам в окошечко косяш,етое:

"Гой ecu ты, Иван Гостиной сын.

Уведи ты уродья со двора долой <...>"

[К.Д. — С. 41-42].

 

В изображении русских богатырей гиперболы особенно зна­чительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия.

 

У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд [Азб. — С. 30], клюка сорок пудов [Азб. — С. 27], палица три тысячи пуд [К. Д. — С. 133]. У Добрыни Никитича палица буёва — шестьдесят пудов [Азб. — С. 102], Добрыня берет вяз в девяносто пуд [Азб. — С. 178]. Алеша Попович берет палицу булатную в девяносто пуд [Азб. — С. 178]; у Екима-парубка палица в три тысячи пуд [К.Д. — С. 57]; у калики перехожей шепальпа подорожная... в тридцать пуд [Азб. — С. 127]; у Василия Буслаева вяз во двенадцать пуд [К.Д. — С. 49].

 

Столь же весомо (в прямом и переносном смысле) все бога­тырское снаряжение.

 

У Михаила Казаринова в колчане полтораста стрел [К. Д. — С. 110]. У Святогора шляпонька — сорок пуд [Гильф. — Т. 2. — С. 307]; у Добрыни Никитича шляпа — сорок пудов [Азб. — С. 37]. Нательный крест у Самсона-богатыря на вороте шести пудов [Гильф. — Т. 2. — С. 33]; у Ильи Муромца — полтора пуда [Рыбн. — Т. 1. — С. 74].

 

Гиперболически подчеркивалась цена богатырского снаря­жения.

 

У Михаила Казарина кольчуги цена сорок тысячей, шелому цена — три тысячи, куяку и панцырю цена на сто тысячей, цена луку — три тысячи, стрелы — по пяти рублев, коню — цены-сметы нет [К. Д. — С. 110]. Как видим, самое дорогое для богатыря — его конь.

Гиперболы, отлитые в поэтическую формулу, изображали нео­бычайную скорость богатырской поездки на коне:

 

Только видели удала, как в стремена вступил,

А не видели поездки богатырские,

Только видели — в чистом поле курево стоит,

Курево стоит, да дым столбом валит. [Азб. — С. 115].

 

Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью пре­одолевает богатырский конь.

О коне Ильи Муромца:

 

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

 

 

С холмы на холму стал перемахивать.

Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

[Гильф. — Т. 2. — С. И].

О коне Михаилы Казаринова:

Он скачет, конь, с берегу на берег,

Котора река шириною пятнадцать верст. [К. Д. — С. 110]. |

Конь Настасьи королевичны:

По целой версты конь поскакивал,

По колен он в земелюшку угрязывал,

Он с земелюшки ножки выхватывал,

По сенной купны он земелики вывертывал.

За три выстрелы камешки откидывал.

[Гильф. — Т. 2. — С. 104].

 

Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былин­ного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула (locus communis): богатырь хватает то, что подверну­лось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дуби-ночку и даже татарина) и начинает этим помахивать.

 

Лак куды-де махнёт — туда улицы.

Да назадь отмахнёт — переулочки.

[Гильф. _ Т. 3. — С. 162];

 

Где он ни пройдет, тут улица,

Где ни повернется, проулочек,

Где он ни станет, тут площадью.

[Киреевский. — Вып. 3. — С. 110].

 

В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в., предводитель не­сметного вражеского войска велел татарам сохватать Илью. Приказа­ние было исполнено: Связали ему руки белыя

Во крепки чембуры шелковыя. Даже связанный, Илья добром предлагает Калину отойти прочь с татарами от Киева, или им не быть живыми.

 

И тут Калину за беду стало

И плюет Ильи во ясны очи:

"А русской люд всегды хвастлив,

Опутан весь, будто лысай бес,

Еще ли стоит передо мною, сам хвастает!"

И тут Ильи за беду стало,

За великую досаду показалося,

Что плюет Калин в ясны очи,

Скочил в полдрева стоячева,

Изорвал чембуры на могучих плечах.

Не допустят Илью до добра коня

И до ево-та до палицы тяжкия,

До медны литы в три тысячи.

Схватил Илья татарина за ноги.

Которой ездил во Киев-град,

И зачал татарином помахивати,

Куда ли махнет — тут и улицы лежат,

Куды отвернет — с переулками,

А сам татарину приговаривает:

"А и крепок татарин — не ломится,

А жиловат собака — не изорвется!"

И только Илья слово выговорил,

Оторвется глава ево татарская,

Угодила та глава по силе вдоль,

И бьет их, ломит, вконец губит.

Достальныя татара на побег пошли,

В болотах, в реках притонули все,

Оставили свои возы и лагири.

Воротился Илья он ко Калину-царю,

Схватил он Калина во белы руки,

Сам Калину приговаривает:

"Вас-та, царей, не бьют—не казнят.

Не бьют—не казнят и не вешают!"

Согнет ево корчагою.

Воздымал выше буйны головы своей.

Ударил ево о горюч камень,

Росшиб он в крохи говенныя. [К. Д. — С. 132—133].

В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине "Поединок Дуная Ива­новича с Добрыней Никитичем", записанной А. Д. Григорье­вым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен, а дальше

 

Соскочили ребятушки со добрых коней

А схватилися плотным боем, рукопашкою,

А еще борются удаленьки добрые молодцы,

А еще борются ребятушки двои су точки,

А и борются ребятушки трои суточки;

По колен они в землю да утопталися,

Не которой один друга не переборет. [Азб. — С. 138].

 

В былинах с мирным содержанием появлялись свои гипербо­лы. Например, в былине "Дюк", записанной от П. А. Воинова, мать Дюка Степановича — жена старо-матерна — одета столь роскошно, что не много шелку ведь, вся в золоте. Она так была представлена Добрыне Никитичу:

 

"Да и ай ты, удалой доброй молодец!

Да ты в утри стань-ко ты ранёшенъко,

А и стань в церквы нищею коликою.

Лак первая толпа пройде метельщиков,

Друга толпа пройде лопатников,

Третья толпа пройде подстельщиков,

Расстилают сукна багрецовые,

Идут как тутова три женщина.

Несут подзонтик-от подсолнечной,

Умей-ко ты тут с ней поздороваться". [Гильф. — Т.З.— С. 248].

 

В былине "Вольга", записанной от И. Касьянова, пахарь Микула Селянинович также имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты:

 

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту пяту воробей пролетит.

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковый, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота. Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. ры­жая, с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепи­ем пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета. [Гильф. - Т. 2. - С. 537-542].

 

 

Тропы

 

Сказители воспринимали эпические песни в качестве до­стоверно исторических, и это влияло на их поэтический стиль.

 

В былинах отсутствуют метафоры как стилеобразующий при­ем — метафорические выражения возникали только в привыч­ных оборотах речи (Богатырская кровь раскипелася; Разгорелось его сердце богатырское).

 

Важным художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения[2].

 

Сравнения использовались при изображении богатыря, а также врага. Богатырь выезжает на своем коне как ясен сокол, как бы белой кречет. Конь под ним — как бы лютой зверь, а копье в его руках как свеча горит. [К. Д. — С. 110].У Идолища головища что ведь люто лохалищо, А глазища что пивныи чашища [Гильф. — Т. 1. — С. 429].

Сравнения подчеркивали конфликтную ситуацию:

 

Тугарин почернел, как осення ночь,

Алеша Попович стал как светел месяц. [К. Д. — С. 103].

 

Сравнения входят в состав loci communes: богатырь бьет-то силу, как траву косит; в формуле течения времени

 

Еще день за день ведь как и дождь дождит,

А неделя за неделей как река бе­жит.

 

Предметы, наполняющие поэтический мир русского эпоса, отличаются статичностью своих качеств. Это обусловило посто­янство сопровождающих их кратких определений — эпитетов. В былине почти всегда поле — чистое, конь — добрый, море — синее, дуб — сырой, лебедь — белая, богатырь — сильный, могу­чий, вражья сила — поганая, неверная, палица — булатная, стре­ла — каленая, сабля — вострая, Русь — святая, Киев — стольный, палаты — белокаменные, пир — почестей, Владимир — солнышко, Соловей — разбойник, Калин-царь — собака... Эпитеты настоль­ко крепко срослись с определяемыми словами, что, например, Калин-царь сам говорит Илье Муромцу: "Да служи-тко ты со­баке царю Калину".

 

Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты состоят из одного определения, сложные — из нескольких. В сложных эпитетах определения могут быть синонимическими, усиливающими выделяемое качество (Сила могучая богатырская) или характеризующими предмет с разных сторон (Да на малых перелетных на серых утушек). Иногда возникают разнообразные сочетания сложных и простых эпитетов, превращаясь в эпитеты развернутые. Например: Тетивочка была шелковая, А белого шел­ку шемаханского.

 

По словам А. Н. Веселовского, за точностью эпитетов лежат "тысячелетия выработки и отбора"[3].

 

 


[1] Гильфердинг А. Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды… - С. 57.

[2] См.: Селиванов Ф. М. Художественные сравнения русского песенного эпоса:

Систематический указатель / Отв. ред. В. М. Гацак. – М., 1990.

[3] Веселовский А.Н. собр. Соч. – Т.1: Поэтика. – СПб., 1913. – С. 67.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: