Онтогенез речи ребенка дошкольного возраста (использованы материалы Г. Крайг «Психология развития», 2007 и М. Полякова «Самоучитель по логопедии», 2017.




Лингвистическая терминология

Фонемы Основные звуковые единицы языка.
Морфемы Основные смысловые единицы языка. Одно слово может состоять из одной морфемы, либо включать дополнительные (приставка, окончание, суффикс).
Семантика Порядок определения смысла морфем или их комбинаций. Семантика включает контекст и коннотации (сопутствующее значение языковой единицы), например, изменение смысла слова в зависимости от ситуации.
Синтаксис Управляет порядком сочетания слов в предложении.
Грамматика Широкий термин, объединяющий все описанные выше категории.

Онтогенез речи ребенка дошкольного возраста (использованы материалы Г. Крайг «Психология развития», 2007 и М. Полякова «Самоучитель по логопедии», 2017.

Примерный возраст Демонстрируемое ребенком речевое поведение
0-4 недели Младенцы рождаются с набором перцептивных навыков, помогающих им выявить важные черты любого языка, который они воспринимают после рождения. Первое проявление речи – крик. Возникает сразу после рождения. Отличает человеческую речь от других звуков.
8 недель (2 мес) Ребенок начинает смеяться, появляется «комплекс оживления». Начинает произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки и ряд других.
12 недель (3 мес) Улыбка при обращенной к ребенку речи; гуление. Узнает голос матери, различает интонации.  
16 недель (4 мес) Поворачивает голову по набавлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него.
20 недель (5 мес) Произносит гласные и согласные звуки вовремя гуления. Понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (будем кушать, дай ручку).
6 месяцев Гуление превращается в лепет, который содержит все звуки человеческой речи.
8 месяцев Повторяет некоторые слоги (например, ма-ма). Понимают первые слова (мама, папа).
12 месяцев (1 год) В возрасте около года произносят первое слово. Понимает некоторые слова, может произнести несколько слов (дай, мама, баба), а также усеченные формы более простых слов.
18 месяцев (1,5 года) Может произносить вплоть до 50 слов (мама, папа, тетя, дядя, дай, на). Появляется простая фраза (предмет + действие), то есть соединяют два слова. Слова могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения. Ребенок должен отвечать «да» и «нет» и владеть хотя бы двумя глаголами: «дай» и «на».
24 месяца (2 года) Ребенок должен хорошо понимать речь, соответствующую его уровню, правильно выполнять доступные инструкции, а также произносить предложения из 2-3 слов, поясняя их жестами. Ему пора начинать оформлять речь грамматически — употреблять окончания, уменьшительные суффиксы (не всегда правильно), приставки (пришла, ушла). Словарь ребенка состоит более чем из 50 слов. Словарный запас накапливается, фразовая речь усложняется. Хорошо освоены основополагающие аспекты языка. В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка.
30 месяцев (2,5 года) Словарь расширяется до нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3-5 слов.
36 месяцев (3 года) Словарь включает около 1000 слов. Дети, достигшие 3-х лет, должны говорить грамотно, правильно построенными предложениями. Их словарь должен включать различные части речи. В речи детей могут встречаться нарушения звукопроизношения, которые не делают речь непонятной.
4 года Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова образованные по аналогии (скобланул - царапнул). Совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; исчезает замена шипящих и свистящих звуков. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие произносятся недостаточно четко; не умеют произносить Р, Л.
5 лет К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Складывается полноценное произношение всех звуков. В 5 лет ребенок с нормальным речевым развитием готов к обучению чтению.
6 лет Словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
7 лет

 

Если ребенок самостоятельно не освоил произношение звуков, их нужно специально ему поставить, но не позднее, чем за полгода до школы.

 

Здесь описан тип своевременного развития речи, что сейчас встречается редко. Обычно речевые возможности (кроме лепета и гуления) формируются у детей с запаздыванием на год. Если развитие речи отклоняется от описанных параметров, значит, у ребенка есть те или иные патологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: