Составила: учитель Осодоева Т.Д-Х




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная коррекционная школа №2 г. Ангарска»

Методический комплекс занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью по теме:

«Формирование представлений и общих понятий о предметах окружающей действительности

У детей с умеренной умственной отсталостью».

 

Составила: учитель Осодоева Т.Д-Х

 

Формирование представлений и общих понятий о предметах окружающей действительности является важным компонентом развития ребенка с умеренной умственной отсталостью и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.

Стихийное накопление знаний и представлений об окружающем не становится источником умственного развития детей с нарушениями интеллекта, не создает у них основы для адекватной ориентировки в окружающем мире.

Учитывая значимость формирования представлений и общих понятий о предметах окружающей действительности в умственном развитии у детей с умеренной умственной отсталостью, дает основание считать, что данная тема актуальна в области коррекционной педагогики.

За основу обучения детей с умеренной умственной отсталостью было отобрано следующее содержание: целостное развитие ребенка идет через формирование пространственных и временных представлений, через формирование представлений о неживой природе и через формирование представлений о живой природе. Практическая значимость данной темы определяется тем, что она дает возможность совершенствовать педагогический процесс в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, в целях коррекции познавательной деятельности и их социализации.

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью осуществляется по следующим направлениям:

• Развитие представлений об основных свойствах предметов.

• Формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов).

• Формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации.

• Обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

Развитие представлений об основных свойствах предметов является подготовительным периодом. Изучение идет по теме «Предметы вокруг нас».

В различных видах практической и продуктивной деятельности происходит накопление представлений о свойствах, признаках и качествах предметов. Ребенок обучается обследовательским действиям. При изучении величины и формы предметов необходимо развивать умение видеть эти признаки в реальной ситуации. Сначала учится сравнивать по двум признакам, затем более, от контрастных признаков переходят к сходным. Формируются представления также о назначении и применении предметов. Большое внимание уделяется формированию пространственных и временных представлений.

В тематическом отношении материал представлен в виде следующих основных тем: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Учебные принадлежности», «Семья», «Растения», «Насекомые», и другие.

Например, в ходе знакомства с предметами быта и домашнего обихода (игрушки, посуда, мебель, продукты питания) ребенок рассматривает их, трогает, выделяет части, сравнивает, соотносит реальные предметы с их изображением, определяют сферу их использования и назначения.

При изучении темы «Растения» можно провести игры «Подбери листок», «Найди дерево (кустарник, цветок) по описанию», «Садовник» – садовник дает описание цветка. Ребенок должен узнать растение по описанию, выполнить разнообразные поручения садовника: сосчитать лепестки у цветка, понюхать цветок, рассмотреть стебель, определить толсый или тонкий, длинный или короткий. Полить его, разрыхлить почву, протереть листья. Выполняя задание, ребенок закрепляет признаки растения, его свойства.

Формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов).

Анализ предмета проводится в определенной последовательности:

· сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом

· затем выделяют основные части, например, ствол, ветви у дерева и их свойства

· далее выделяются более мелкие части предмета (листья и плоды), дается и их характеристика

· наконец, ребенок повторно рассказывает о предмете в целом, т.е. закрепляет.

Необходимо установить в процессе анализа тесную связь между наблюдением практической деятельности и развитием речи учащегося.

Например, в ходе знакомства с предметами одежды ребенок рассматривает их, трогает, чтобы ощутить качества материала, выделяет части – рукава, воротник, молнию, пуговицу. Сравнивает одежду взрослых и детей, сезонную одежду, группирует их по различным признакам, определяет сферу использования. Учится правильно надевать, снимать, складывать, вешать. После изучения предмета в целом и выделения его основных частей, ребенок учится составлять мини-рассказ – описание на основе собственных наблюдений. Учитель дает образец рассказа, а затем проводит по нему беседу, в ходе которой учащемуся задаются вопросы: «Что мы рассматривали? Как я об этом рассказала? Какую часть мы стали рассматривать? Для чего она нужна? Как я закончила рассказ?».

В других случаях целесообразно обратиться к рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок из природного материала. Указанные виды работ помогают учащемуся провести сравнительный анализ объектов, опираясь на наглядный материал. Анализ поделки:

· Выделение отдельных ее частей и название материала, из которого она сделана

· В процессе изготовления поделки, определяются ее разнообразные свойства (цвет, форма, величина и т.д.)

· Ребенок рассказывает о поделке в целом.

После создания разносторонних предметов надо учить дифференцировать наиболее часто смешиваемые понятия. Работу по формированию родовых понятий целесообразно проводить в следующих направлениях.

Для овладения данными понятиями необходимо соблюдать основные принципы работы:

1. К работе по практической группировке и словесной классификации приступать после того, как создана конкретная основа для образования общего понятия и ребенок знаком с 5-6 конкретными предметами.

2. Конкретные предметы (и их изображения) подбирать таким образом, чтобы в процессе группировки и классификации дети получали практику в дифференцировании наиболее часто смешиваемых понятий (например, овощи – фрукты, фрукты - ягоды, птицы - насекомые, кустарники - травы, кустарники - деревья, домашние и дикие животные, звери и птицы и т.д).

3. Основой формирования обобщающих понятий, как и на всех предыдущих этапах работы, являются практические действия учащегося с предметами.

4. Вводя в словарь новые, не употребляемые ранее термины, такие, как зимующие и перелетные птицы, надо сначала употреблять название группы, более доступное и понятное детям, давая его как можно чаще в развернутой форме, например: «Птицы, которые остаются на зиму».

 

- Практическая деятельность учащегося по объединению предметов в группы пуговицы черные и белые;

- Выделение признаков, на основании которых отдельные предметы можно отнести к соответствующим категориям (насекомые);

- Практическая деятельность учащегося по объединению предметов в группы (практическая группировка насекомые, птицы);

- Практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная группировка);

Проводятся различные варианты игр: «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Найди что подходит». Можно использовать такие упражнения как: «Наведи порядок», «Путаница», «Собери семью», «Исправь ошибки», «Кому что отдать».

- Подобные игры и упражнения обогащают словарь учащегося и развивают связную речь. Методика работы над словарем включает в себя введение новых слов – наименований предметов и их свойств, овладение выразительными средствами языка, усвоение синонимов, антонимов. Активизация словаря проводится в следующих упражнениях: составление словосочетаний с нужным словом, составление предложений с заданным словом, по опорным словам и т.п. Особе внимание уделяется монологической речи, в процессе анализа объектов дети выделяют опознавательные и существенные его признаки, устанавливают причинно-следственные и временные связи, делают простые умозаключения. Используются следующие виды работы: составление устных описаний по картинке, рассказов по картинам на сопоставление разных пейзажей (типа «Зима – лето»), беседы об увиденном и услышанном и т.п.

Критерии оценки результативности

Ø Осуществлять планомерный анализ предметов.

Ø Классифицировать предметы на группы на основании родовых признаков.

Ø Называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами.

Ø Устанавливать с помощью учителя простейшие причинно-следственные связи.

Ø Понимать пространственно-временные представления.

Ø Активно использовать слова и фразы в общении.

После проведения занятий дети называют предмет, его предназначение, более точно ориентируются в пространстве, временных отношениях, понимают и выполняют речевые инструкции, проводят сравнение предметов, выделяют общие отличительные признаки, с помощью устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Так же эффективным является такая работа, как консультативно-коррекционная работа. При такой форме работы родителям или другому заинтересованному лицу дается достаточно подробное описание занятий. Таким образом, сам процесс частично осуществляется опосредованно, через другое лицо.

Длительность проведения занятий определяется динамикой продвижения детей. По времени занимает около 10 минут и проводится на любом уроке, на разных этапах самого урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: