Можно резюмировать что основными причинами применения процедуры экологического аудита к промышленным предприятиям являются:
1. Необходимость выработки комплексной экологической стратегии и определение показателей экологичности как ответа на требования рынка, общественности и государственной экологической политики.
2. Улучшение имиджа предприятия, его взаимоотношений с территориальными и государственными органами экологического контроля и управления, а также населением и общественностью, сглаживание конфликтных ситуаций. В данном случае промышленное предприятие само инициирует процедуру экологического аудита, доказываю свою добрую волю и открытость в решении экологических проблем данного региона.
3. Необходимость привлечения зарубежных и отечественных инвестиций для структурной перестройки и модернизации производства с целью перехода к выпуску новых видов конкурентоспособной продукции. Так, одним из основных требований инвесторов является предоставление по каждому потенциальному объекту (заявителю), нуждающемуся в инвестициях, специальной экологической оценки, составленной согласно определенным процедурам и требованиям.
Например, требования процедуры экологической оценки в проектном цикле Международного банка реконструкции и развития (МБРР) разделяют ответственность МБРР и ответственность заявителя за сбор и оценку экологически значимой информации по объекту инвестирования. Заявитель на этапе подготовки к переговорам о предоставлении инвестиционного займа обязан провести экологическую оценку, которая включает в себя не только определение воздействий, но и подготовку плана снижения воздействий и управления ими, разработку проектных критериев и стандартов, проведение экологического аудита (комплексного или частного) и т.п. Параллельно с этим МБРР ведет свою собственную работу, заключающуюся в независимой экологической оценке, включающей изучение альтернатив, оценку воздействия и подготовку планов его снижения, управления и мониторинга, а также ведет активную работу с органами власти и общественностью. Близость экологической оценки предоставленной заявителем к экологической оценке МБРР во многом определяет возможность предоставления инвестиционных займов.
4. Изменение формы собственности предприятий, требующее комплексной оценки их не только с экономической и социальной, но также и с экологической позиции. Причем процесс изменения формы собственности путем законного акционирования или приватизации предприятий, связанный с комплексной оценкой их реальной стоимости, должен отделяться от активного процесса передела собственности, зависящего от политический конъюнктуры.
Проведение экологического аудита дает возможность определить будущий объем ответственности нового собственника (или коллектива собственников - юридических и/или физических лиц) за экологические проблемы, возникшие в предыдущий период функционирования промышленного предприятия, находившегося в общественной или другом виде собственности; необходимость исполнения штрафных и других платежей за воздействие на окружающую среду; возможность предъявления различных исковых требований или исков за ущерб, нанесенной деятельностью предприятия в предыдущий период времени. Кроме того, он позволяет определить объем необходимых затрат для приведения деятельности в соответствие с требованиями нормативов состояния окружающей среды и т.п.
5. Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности, которые определены нормативными подзаконными актами Правительства РФ, а также отдельных министерств и ведомств, входящих в структуру государственного управления.
Следует отметить, что экологическое аудирование дает каждому конкретному предприятию аргументы для эффективного взаимодействия с органами государственной власти при определении параметров договоров, сопровождающих лицензии на комплексное природопользование или частных (специализированных) лицензий, т.к. с помощью этой процедуры возможно оптимизировать параметры платы за право пользования природными ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, лимитирующие показатели, параметры контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов и т.п.
6. Расширение хозяйственной деятельности промышленного предприятия, требующее покупки (аренды, застройки) новых зданий и сооружений на существующем или вновь присоединяемом к территории ответственности предприятия земельном участке.
Как можно увидеть, причины применения процедуры экологического аудита, во многом определяющие его конкретную цель и задачи разнообразны и требуют различных методологических подходов, реализация которых во многом случае затруднена несовершенством существующих оценочных методик, а также квалификацией участвующих в экологическом аудите специалистов. Поэтому очень важно для руководства конкретного предприятия определить тип и вид применяемого экологического аудита, утвердить его процедуру, а также четко обозначить желаемый набор результирующих рекомендаций и параметров.
7. Необходимость подготовки обоснованных материалов для прохождения процедуры государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», т.к. подлежащие экологической экспертизе проектные и предпроектные материалы должны базироваться на оценке фактически существующей экологической ситуации на промышленном предприятии, а также соответствовать определенным самим предприятиям показателям экологичности и его экологической стратегии.
8. Необходимость экологической сертификации производственного цикла, технологий, продукции и услуг.
При экологической сертификации стоит задача, с одной стороны, создать условия для деятельности предприятий на едином товарном рынке РФ и для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле, а с другой стороны - подтвердить показатели качества окружающей среды, продукции, работ и услуг природоохранного назначения, заявленных промышленным предприятием. В рамках экологической сертификации осуществляются специальные процедуры, направленные на обследование и анализ потребительских свойств и характеристик, а также показателей воздействия на окружающую среду.
Например, для сертификации технологических процессов проверяются сырье, другие материалы и вещества, проводится испытание технологического процесса для выявления и оценки воздействия на окружающую среду. Именно здесь может использоваться экологический аудит, позволяющий проанализировать выявленные параметры, дать им оценку с точки зрения действующих организационных, правовых и других нормативов, а также выработать рекомендации по управлению и изменению параметров технологического процесса.
9. Необходимость построения критериев экологической безопасности (в рамках Декларации промышленной безопасности, разрабатываемой на основании Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов»).
Декларация промышленной безопасности представляет собой документ, отражающий всестороннюю оценку риска возникновения аварии и связанной с ней угрозы его реализации; анализ достаточности принятых мер по упреждению аварий, по обеспечению готовности предприятия к эксплуатации опасного (относящегося к перечню в Приложении 1 Федерального закона) производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Анализ показывает, что информация и рекомендации, выработанные группой аудиторов соответствующей квалификации, позволяют на 70-80% (в зависимости от специализации предприятия) обеспечить разработку Декларации экологической безопасности, согласно Порядку, утвержденному Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России № 222/59 от 04.04.96.
10. Развитие экологического страхования.
Понимая экологическое страхование как инструмент экономического механизма обеспечения экологической безопасности, заключающийся в возмещении убытков, понесенных вследствие: негативного воздействия на природный объект как результата аварии или катастрофы или воздействия природного объекта, загрязненного вследствие техногенной аварии, катастрофы на предприятии - страхователе, в связи с которым предъявляется в установленном законодательством порядке претензия (иск) по поводу причиненного вреда, покрываемого экологическим страхованием, можно сделать вывод о корректности применении экологического аудита для оценки возможного экологического ущерба, а также негативных, в т.ч. аварийных и катастрофических воздействий в различных периодах деятельности предприятия.
Вышеперечисленные причины определяют также типы и виды экологического аудита, которые можно использовать с наибольшей эколого-экономической эффективностью для конкретного предприятия:
К наиболее распространенным видам экоаудирования можно отнести:
- аудирование в составе работ Государственного экологического контроля за состоянием окружающей среды;
- аудирование при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей природной среди;
- аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС;
- аудирование, связанное с подтверждением действительного состояния окружающей среды (экологической безопасности) на месте хозяйственной деятельности предприятия;
- аудирование на промышленном предприятии;
- аудирование инвестиционных проектов;
- аудирование при приватизации, смене прав собственности;
- аудирование в системе управления качеством окружающей природной среды (ГОСТ Р ИСО серии 14000);
- аудирование при оценке экологической безопасности промышленных производств и хозяйственных систем;
- аудирование при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов (лесных, земельных, водных);
- аудирование пилон деятельности, связанных с использованием минерально-сырьевых ресурсов;
- аудирование цикла обращения отходов производства и потребления;
- аудирование природоохранных мероприятий;
- аудирование страховых компаний.
«Предыдущий | Следующий »
ДВГТУ 2009