Зачем нужна стратификация




Реальная Россия

Михаил Тарусин, Татьяна Гурова. Как устроено российское общество? Совсем не так, как принято считать. Это доказывают результаты беспрецедентного социологического исследования

Что представляет собой современное российское общество? Не будет преувеличением утверждение, что сегодня ответа на этот вопрос не знает никто. Последнее крупномасштабное исследование общественной структуры нашей страны проводилось еще до распада СССР. Конечно, нельзя сказать, что социологические исследования в России не ведутся вовсе. Рынок социологии развит, и в стране регулярно проводится как минимум десяток социологических исследований только по вопросам политической ориентации граждан. А еще изучается их поведение на отдельных рынках, а еще демографические проблемы и т. д. Но большинство этих исследований узкоспециализированны и решают конкретные, часто конъюнктурные (в хорошем смысле слова) задачи.

Другая проблема исследований, прежде всего общественно-политических, —; анкета, вопросы, которые задаются гражданам. Как правило, анкета формируется исходя из уже имеющихся в обществе стереотипов, а они в большинстве своем заключаются в том, что российские граждане не одобряют реформ, мечтают о патернализме и ненавидят предпринимателей. Поговорить с людьми широко, ориентируясь на будущее, никто почему-то не решается. И в результате появляются такие удивительные по уровню негатива новости, как совсем свежая из одного из авторитетнейших социологических бюро. Эта новость появилась буквально на прошлой неделе, и она утверждает, что граждане России «более всего боятся резкого падения уровня жизни, вплоть до наступления голода».

К сожалению, легко предположить, что такая новость мало кого удивит. Действительно, чего же еще могут бояться граждане нищающей страны? Хотя нищает она как-то парадоксально. Несмотря на то что вот уже седьмой год подряд, согласно статистике, доходы граждан растут темпами 10−12% в год. Ответ на наше возражение насчет темпов роста давно известен, тоже благодаря множеству социологических исследований — от реформ выиграла пренебрежимо малая доля населения страны (одни пренебрегают 1−2%, другие 20%, суть от этого не меняется). Остальная же Россия от наступления капитализма проиграла и желает оказаться если не в прошлом, то по крайней мере там, где она будет окружена всепоглощающей заботой о себе государства.

Мы позволили себе усомниться в этих расхожих тезисах. Собственно, мы давно уже это делаем, но до сих пор не имели хорошей доказательной базы. Поэтому сейчас мы решили узнать, как по-настоящему устроена современная Россия. Реальная Россия. Вся — от нищего до топ-менеджера, от жителя села до жителя столицы.

С этой целью Институт общественного проектирования и компания «РОМИР-Мониторинг» осенью прошлого года провели масштабный опрос жителей страны. Было опрошено более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. Чтобы было совсем понятно, что охватывали всю страну, перечислим. В выборку попало 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. Анкета включала в себя почти 200 вопросов.

В результате у нас в руках оказалась современная социальная карта России, которая может быть развернута и в сторону оценки бедности-богатства наших сограждан, и в сторону оценки их отношения к капитализму-социализму, и в сторону изучения их ценностной базы. Вариантов очень много. Первое, что мы сделали, — построили самую общую социальную стратификацию нашего общества, которую и представляем.

Зачем нужна стратификация

Термин «социальная стратификация» может вызвать некоторое отторжение, поскольку от него веет чистой наукой, вещью, считающейся бесполезной в наше прикладное время. На наш взгляд, это заблуждение. Социальная стратификация предполагает выделение общественных групп, объединенных какими-то признаками, и выстраивание взаимной иерархии этих групп. Идеальных стратификаций не бывает, многое зависит от взгляда конкретного исследователя, но в любом случае, построив стратификацию, мы получаем одну из возможных моделей реального общества. Того, в котором сейчас живем. И это очень полезная вещь. Если мы рядовые обыватели, мы можем найти свое место в модели и посмотреть, кто над нами и сколько их. Если мы политики, то мы можем оценить размер нашего потенциального электората. Если мы общество, то такая модель становится одним из шагов в сторону формирования или углубления нашего общественного самосознания.

Однако осознание статической картины — кто выше, а кто ниже — это еще не все. По иерархической модели общества можно понять некоторые основные принципы его динамики. Это возможно потому, что общественная структура возникла не мгновенно, а в результате развернутых во времени (то есть динамических) процессов социальной адаптации и самоорганизации. А значит, увидев эту структуру, поняв причины ее формирования, выделив наиболее значимые факторы, мы сможем не только оценить масштабы рынков и бедствий, но и строить политику: отвечать на важные содержательные вопросы и даже искать механизмы для решения реальных проблем.

Проделанная нами работа, как нам кажется, уже позволяет аргументированно ответить на целый ряд важных вопросов:

— Какие социальные слои присутствуют сегодня в нашем обществе? Каковы они по размеру? Насколько они адаптированы к рынку?

— Существуют ли в российском обществе целостные социальные слои, которые хотят поворота назад?

— Действительно ли только очень маленькая часть нашего общества выиграла от реформ? Или это заблуждение?

— Какие ценности сегодня объединяют, а какие разделяют общество?

— Какое место в жизни современного жителя России занимает предпринимательство? Правда ли, что предпринимательство уважают только в среде верхнего и столичного среднего класса?

— Благодаря действию каких структурных факторов формируется материальный достаток?

— Что с социальной и политической точек зрения даст запланированное встраивание образования и здравоохранения в рынок?

— И наконец, какой могла бы быть социально-экономическая политика, которая будет воспринята обществом и будет вести это общество к процветанию?

Как ни странно, но на все эти вопросы можно ответить, глубоко погрузившись в смоделированную нами социальную стратификацию России. Что мы и предлагаем вам сделать.

Менеджеры, или «белые воротнички» (7,2%)

 
 

 

Наверху социальной пирамиды (по крайней мере той ее части, которая оказалась нам доступна, а в наше исследование не попали представители высшего класса, размер которого мы оцениваем в 0,3−0,4% населения страны) располагаются те, кто там и должен располагаться: управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы. По уровню дохода и образования «белые воротнички» делятся на две группы: «белые воротнички-1»; и «белые воротнички-2».

«Белые воротнички-1»; (1,8%) — это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты. Здесь с большим преимуществом доминируют мужчины — 68% против 32.

Это самая образованная группа — здесь 63% имеют высшее образование, в то время как, например, в группе интеллигенции таковых 48%. Помимо этого представители группы без конца занимаются саморазвитием: 30% имеют либо второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. У этой группы и самое «образованное» происхождение — родители 33% респондентов имели высшее образование (в других слоях эта цифра не превышает 15%).

Большинство «белых воротничков-1»; работает в частном секторе хозяйства — 69% против 31. На рынке труда эти люди чувствуют себя абсолютно уверенно — лишь 9% говорят, что будут долго искать работу, и более 50% уверены, что найдут ее легко. Обычно предполагается, что люди с большим достатком — это менеджеры огромных нефтяных компаний. Отнюдь нет. 80% представителей «белых-1» работают в компаниях численностью до 500 человек.

Уровень заявленного дохода респондентов — 25 тыс. рублей в месяц. Заявленный уровень семейного дохода — 35 тыс. рублей. Это люди очень семейные (69% состоят в браке, при том что для других социальных групп этот показатель, как правило, не превышает 60%). В 80% случаев в семье работает не только основной кормилец.

«Белые воротнички-1» —; явление не крупных компаний, но крупных и быстроразвивающихся городов, тех городов, где в полной мере расцвел капитализм. 59% «белых-1» говорят, что их город быстро развивается (норма — 25−30%).

Очевидно, что «белые-1» — весьма обеспеченные люди. 90% из них имеют сотовый телефон. 70% — компьютер. 60% — автомобиль 1997−2004 годов выпуска. 64% «белых-1» говорят, что они сравнительно легко смогут дать детям платное образование. Фактически уровень жизни этой социальной группы сегодня уже выше, чем у элиты советских времен.

Положение этой группы продолжает улучшаться: 58% говорят, что их положение улучшилось за прошедший год, и всего 6% — что ухудшилось. Почти половина ожидает улучшений и дальше.

Очевидно, что эта группа целиком одобряет переход к рынку. 90% относятся к предпринимателям хорошо. 88% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рыночной жизни.

Социальная психология группы — ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее» (как мы увидим ниже, этот принцип разделяет еще очень большая часть общества). Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.

«Белые воротнички-2»; (5,4%) — это люди, которые определяют свой род занятий как «менеджер среднего звена управления» и «работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации». В этой группе мы видим паритет полов: по 50% мужчин и женщин. Это вторая по уровню образования группа — 57% имеют высшее образование, 23% — среднее специальное (прочие — незаконченное высшее). Так же как и «белые-1»;, менеджеры среднего звена стремятся к повышению своей квалификации, получая разного рода дополнительное образование. Так же как и «белые-1»;, менеджеры среднего звена имеют самых образованных родителей.

Половина «белых-2» занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. 80% представителей этой группы работают на предприятии численностью до 500 человек и 60% — на предприятии численностью до 100 человек. С точки зрения отраслевой принадлежности «белые-2» работают прежде всего в торговле и промышленности. Престижность своей работы они оценивают выше среднего.

Профессиональная адаптированность «белых воротничков-2»; довольно высокая. 37% говорят, что легко найдут работу в случае потери нынешней. 20% полагают, что будут долго искать работу. Это устойчивое положение на рынке труда во многом объясняется тем, что живут «белые-2» в основном в экономически развивающихся городах. Лишь 10% говорят, что их город приходит в упадок.

Средний заявленный доход группы — 8 тыс. рублей в месяц. Семейный доход — 14 тыс. рублей. В большинстве своем представители группы являются главными добытчиками в семье. О хорошем уровне материальной обеспеченности свидетельствует обеспеченность знаковыми предметами: 71% имеют сотовый телефон, 58% — стиральную машину, 44% — персональный компьютер, 32% — автомобиль семилетнего возраста. По российским меркам этот класс выглядит очень обеспеченным: треть его представителей говорит, что они испытывают затруднения только при покупке автомобиля и квартиры.

Социальная идеология группы — принятие рыночных условий жизни, и это естественно, поскольку очевидно, что менеджеры среднего звена изрядно выиграли от наступления капитализма. 76% полагают, что переход к рынку был нужен. 70% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 86% хорошо относятся к предпринимателям.

Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности — интеллект, трудолюбие, порядочность.

Интеллигенция/служащие, или «голубые воротнички» (15,5%)

 
 

 

Совершенно неудивительно, что достаточно большую долю населения страны занимает социальный слой, который мы обозначили как «интеллигенция/служащие», или «голубые воротнички». К этому слою мы отнесли людей, которые определили свой род занятий как «работники преимущественно интеллектуального труда», высоко— и просто квалифицированные. Исходя из степени квалификации, качества образования и размеров дохода возникла двухуровневая конфигурация: «голубые воротнички-1»; и «голубые воротнички-2».

«Голубые воротнички-1»; (10%). Типичные «голубые воротнички-1» —; это педагоги, врачи и так называемые служащие, работающие либо в государственном, либо в частном секторе хозяйства. Здесь явно доминируют женщины, их доля составляет почти 70%. Это люди с высоким уровнем образования (почти половина имеет высшее образование), готовые к постоянному образовательному росту. 20% группы уже повышали уровень своего образования, посещая всевозможные курсы. 10−15% либо учатся сейчас, либо собираются учиться в ближайшее время. По этим показателю группа не сильно уступает лидерам социальной иерархии, менеджерам, что характеризует ее как социально активную и способную к адаптации при наличии минимальных условий для этого.

Похоже, что сегодня таких условий для представителей группы недостаточно. С точки зрения степени адаптированности к рынку труда «голубые воротнички-1»; заметно уступают менеджерам. На вопрос «Легко ли вы найдете работу, если потеряет нынешнюю?» только 27% отвечают утвердительно (у менеджеров этот показатель составляет 37%, у топ-менеджеров —; более 50%). Значимая причина такой относительно низкой адаптированности к рынку труда — доминирование в группе женщин. Однако основная причина заключается в том, что эта группа работает преимущественно в государственном секторе хозяйства (66%) и заметную долю в ней составляют работники сферы образования (23%) и здравоохранения (13%).

Несмотря на тревожность, связанную с работой, текущее материальное положение группы выглядит абсолютно стабильным. При личном доходе в 5600 рублей «голубые воротнички-1»; владеют сотовыми телефонами в количестве 59 штук на 100 человек (в среднем по России этот показатель равен 40), стиральными машинами-автоматами —; 49 штук на 100 человек (средний по России — 31), компьютерами — 32 (против 18) и автомобилями 1997−2004 годов выпуска — 23 (против 16). У них, естественно, есть квартира, причем совершенно нормального для России размера — 20 кв. м на человека. Субъективная оценка своего экономического положения у них хорошая: число отвечающих, что их материальное положение за последний год улучшилось, заметно опережает число тех, кто говорит, что оно ухудшилось.

Что определяет такой относительно высокий материальный уровень? Во-первых, удачное место жительства. Люди из этой группы крайне редко говорят, что «их город приходит в упадок» (всего 13%). Во-вторых, важное значение имеет наличие нормальной семьи. В семьях «голубых воротничков-1»; работает, как правило, два-три человека, а значит, их заявленный семейный доход находится в диапазоне от 10 до 15 тыс. рублей.

Что касается социальной идеологии, то эта группа, несмотря на то что ее представители работают в госсекторе, безусловно является рыночно ориентированной. 70% говорят, что переход к рынку был нужен (в среднем по России таковых 55%). 89% хорошо относятся к предпринимателям средним и мелким, 71% — к крупным предпринимателям. 68% утверждают, что их знакомые приспособились к рыночным условиям. 50% хотят, чтобы их дети в будущем занимались бизнесом.

Если говорить о социальной психологии, то главное высказывание, которое характеризует настроение группы, — «Сегодня для меня важно достичь успеха в жизни». Три важнейшие ценности группы — интеллект, трудолюбие и милосердие.

«Голубые воротнички-2»; (5% населения страны) — это первая социальная группа, где мы сталкиваемся с бедностью. В этой группе еще в большей степени, чем в группе «голубые воротнички-1»;, доминируют женщины (82%). По сравнению с предыдущей группой заметно ниже уровень образования — доля людей с высшим образованием составляет всего 16% («голубые воротнички-1» —; 57%). При этом люди из этой группы тоже стремятся к образовательному росту, чтобы стать социально успешными, но не находят такой возможности.

На рынке труда положение «голубых воротничков-2»; выглядит очень неустойчивым — 35% опасаются, что не смогут найти работу, потеряв нынешнюю, и 16% говорят, что работают на этой работе только потому, что нет возможности найти другую.

Столь шаткое положение на рынке труда объясняется двумя факторами: во-первых, принадлежностью группы к госсектору экономики (75% группы работает в госсекторе), прежде всего к системе здравоохранения и образования («голубые воротнички-2» —; это прежде всего медсестры, санитарки, учительницы начальных классов, воспитательницы детских садов, нянечки и т. д.), а во-вторых, проживанием в местах, до которых капитализм еще не дотянулся. О последнем свидетельствует тот факт, что 24% группы говорят, что с удовольствием покинули бы свой город, но нет такой возможности, и 20% утверждают, что их город или село (а заметная доля этой группы проживает в сельской местности) приходит в упадок.

С точки зрения влияния на материальное положение фактор жизни группы вне капитализма оказывается доминирующим. Несмотря на то что в этих семьях работают два-три человека, живут «голубые воротнички-2»; бедно. Их заявленный личный уровень дохода — всего 2100 рублей. Семейный — 6500 рублей. У них всего 31 стиральная машина на 100 человек (столько же, сколько в среднем по России), всего 16 автомобилей и всего 20 компьютеров.

Однако, несмотря на бедность, социальная идеология группы — прорыночная. 61% считают, что переход к рынку был необходим. 89% хорошо относятся к предпринимателям. 62% говорят, что их знакомые приспособились к рынку.

С точки зрения социальной психологии эта группа, как и «голубые воротнички-1»;, ориентирована на успех (характерное высказывание — «сегодня для меня крайне важно достичь успеха в жизни») и, несмотря ни на что, демонстрирует социальный оптимизм. На вопрос «Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения в ближайшем будущем?» 30% ответили, что ожидают улучшений, и лишь 12%, что ожидают ухудшений.

Квалифицированные рабочие, или «синие воротнички» (19%)

 
 

 

«Синие воротнички» — самая большая из социально активных групп населения России. К этой категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности — преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода мы выделили три подгруппы — «синие воротнички-1»;, «синие воротнички-2»; и «синие воротнички-3».

«Синие воротнички-1»; (2,7%) — малочисленная, но очень интересная группа. На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель этой группы — прораб на стройке (а заметная часть группы работает в строительстве) или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% «синих-1» работает в частном секторе экономики.

Эта группа имеет относительно высокий уровень образования — у 14% высшее, у 76% — среднее специальное. И весьма высокий уровень адаптированности к современному рынку труда, сопоставимый только с топ-менеджерами. Лишь 9% опасаются, что не смогут найти работу.

С материальной точки зрения «синие-1» абсолютно благополучны. Средний уровень заявленного личного дохода — 15000 рублей. Обеспечены всеми знаковыми предметами примерно вдвое лучше, чем в среднем по России: сотовых телефонов — 74 штуки на 100 человек, автомобилей — 34 штуки на 100 человек. Более явное свидетельство отличного материального положения — способность достаточно легко оплатить образование детей: 52% готовы сделать это. Прекрасна и динамика материального положения: 50% говорят, что их положение за последний год улучшилось, и лишь 11% — что ухудшилось. Пожалуй, это одна из самых динамично развивающихся групп в стране.

Столь высокий уровень жизни — следствие двух обстоятельств: работа в частном секторе и проживание в городе, сильно вовлеченном в капитализм. 46% представителей группы говорят, что их город быстро развивается. Это обеспечивает и высокий заработок основного кормильца, и возможность найти хорошую работу второму члену семьи. При этом «синие воротнички-1» —; явление не только городов-миллионников. В городах-миллионниках проживают 42% «синих-1», в городах численностью от 100 до 500 тыс. — 20%, в остальных типах населенных пунктов, включая село, — по 10%.

Социальная идеология — полное принятие рынка. 75% полагают, что переход к рынку был необходим, 94% хорошо относятся к предпринимателям, 81% считают, что их знакомые вполне приспособились к новой жизни.

Социальная психология группы — доминирование принципов жесткой трудовой этики и ставка на индивидуальную ответственность. Главные ценности — трудолюбие, интеллект и воля. Ключевое высказывание — «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее».

«Синие воротнички-2»(5,5%) —; это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. Тоже в подавляющем большинстве мужчины (80% против 20% женщин).

По сравнению с «синими-1»; и «синими-3»; эту группу отличает довольно низкий уровень образования — доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%, что и объясняет их более низкое положение в социальной иерархии. Однако пол, место проживания (по структуре почти такое же, как у «синих-1») и работа преимущественно в частном секторе обеспечивают им относительно высокое качество жизни.

«Синие-2» достаточно хорошо адаптированы к рынку труда: 34% говорят, что им будет легко найти работу при потере нынешней, и лишь 8% работают на данном месте только потому, что не могут найти другую работу. 34% утверждают, что их город быстро развивается, и только 7% — что их город приходит в упадок.

Заявленный уровень личного дохода этой группы составляет 9000 рублей, а уровень семейного дохода — 15000 рублей. При этом они хорошо обеспечены всеми знаковыми предметами: автомобилей 1997−2004 года выпуска — 26 (в СССР было меньше пяти на сотню жителей), компьютеров — 22 (и это в семьях рабочих с общим средним образованием!).

Социальная идеология группы — принятие капитализма. 87% хорошо относятся к предпринимателям. 72% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 46% хотят, чтобы их дети имели собственный бизнес.

Социальная психология такая же, как и у «синих-1». Ценности — трудолюбие, порядочность, воля.

«Синие воротнички-3»; (10,8%) — самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. При этом эта группа, как уже было сказано, более образованна, нежели «синие-2». Основные факторы, которые определяют более низкое качество жизни «синих-3», — относительно высокая доля занятых в госсекторе (здесь соотношение 50:50), большая доля женщин и проживание в небольших городах (средняя численность населения города, где живут «синие-3», — 400 тыс. человек). При этом нельзя сказать, что это жители умирающих городов — всего 10% представителей группы говорят, что их город приходит в упадок.

На рынке труда «синие-3», естественно, чувствуют себя не слишком уверенно, но при этом баланс ответов — «мне будет трудно найти работу при потере нынешней» или «мне будет легко найти работу при потере нынешней» — остается в пользу «легко» (29% против 25%). Невысок и показатель высказывания «Я работаю здесь, потому что не могу найти другую работу» — всего 10%. Это характеризует группу скорее как профессионально и социально стабильную.

Уровень заявленного личного дохода группы составляет в среднем 5600 рублей. Уровень семейного дохода — 10000 рублей. «Синие-3» в меру обеспечены знаковыми предметами, но даже и эта умеренная обеспеченность существенно превосходит показатели позднего СССР. Так, обеспеченность стиральными машинами составляет 40 штук на сотню граждан, при том что в СССР таковых было 18, а обеспеченность автомобилями моложе семи лет составляет 20 против 4,5 в среднем по СССР.

Внушает уважение и социальный оптимизм небогатых квалифицированных рабочих. Баланс ответов на вопрос «Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения?» — 33% против 10%.

С точки зрения социальной идеологии и психологии группа практически ничем не отличается от вышестоящих. 86% хорошо относятся к предпринимателям. 68% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рынка. 45% хотят, чтобы их дети занимались бизнесом. Точно так же они разделяют принципы индивидуальной ответственности и трудовой этики. Их ценностная база отличается лишь в одном: после трудолюбия и порядочности свое место занимает «милосердие». Мы перемещаемся вглубь России.

«Серые воротнички», или неквалифицированные рабочие

 
 

 

«Серые воротнички» — это люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд. Таких в России почти 15%. По уровню дохода они делятся на две группы — «серые воротнички-1»; (10%) и «серые воротнички-2»; (4,8%).

«Серые воротнички-1» —; преимущественно мужчины (62% против 38%). Большинство из них имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования.

Сфера их деятельности — промышленность, торговля, транспорт. Профессии — слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. Доля занятых в госсекторе здесь несколько выше, чем в частном (55 против 45).

Уровень престижности своей профессии они оценивают низко, но так же оценивают и уровень образования.

На рынке труда эта группа чувствует себя неуверенно — почти 40% опасается, что не сможет найти работу, потеряв нынешнюю.

Уровень личного дохода группы невысокий — 3500 рублей в месяц. Уровень семейного дохода — 6500, несмотря на то что в семье работают двое-трое. Естественно, эта группа сравнительно мало обеспечена знаковыми предметами. Например, у них всего 12 автомобилей на 100 человек (при том что в среднем по России их 16).

Однако анализ всей информации по «серым-1»; не дает оснований считать, что группа «на грани срыва». В этой группе практически нет людей, утверждающих, что им не хватает денег на еду. «Серые-1» вполне оптимистичны в ожиданиях. Что касается социальной психологии, то они, так же как и более квалифицированные рабочие, приняли индивидуальную ответственность за собственную жизнь. Ключевое высказывание все то же: «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и этим обеспечить свое будущее».

Что касается капитализма, то более половины «серых-1» полагают, что переход к рынку был нужен. 81% хорошо относятся к предпринимателям. 62% утверждают, что их знакомые приспособились к рынку. То есть и здесь, в среде малообеспеченных жителей российской глубинки (преимущественно малых городов), мы не находим недовольства рынком.

«Серые-2» (4,8%) — это крайняя бедность, на грани нищеты. Уровень личного дохода группы — 1500 рублей в месяц. Уровень семейного дохода — 4700 рублей (при том что работают двое-трое, как и в других нормальных семьях). 10% представителей этой группы говорят, что им не хватает денег на еду. Обеспеченность знаковыми предметами у них ниже, чем в среднем по России. Если судить по наличию стиральной машины, то они находятся на уровне среднего жителя позднего СССР (там было 18 машин на 100 человек, у «серых-2»; их столько же), однако интегрально качество их жизни ниже советского — из-за больших рисков и, соответственно, психологического дискомфорта, присущих рыночной экономике.

Социальные особенности группы следующие. В ней доминируют женщины (60%). В ней много, пожалуй, больше, чем в какой либо другой группе, жителей сельской местности. В ней большинство (60%) работает на государство. Помимо сельских работников много работников здравоохранения — все те же медсестры и санитарки, что и в группе «голубые-2».

Явный признак психологической напряженности «серых-2» — разрыв между оценкой престижности своего образования (она относительно высокая) и престижности своей профессии (она низкая). Этого разрыва нет у низкоквалифицированных рабочих-мужчин («серых-1»).

Еще одна психологическая, или, скорее, поведенческая особенность «серых-2» — крайне низкая мобильность. В этой группе максимум людей (почти половина) говорят, что до сих пор живут там же, где жили их родители.

Естественно, эта группа испытывает огромные трудности с поисками работы: 50% полагают, что им будет очень сложно найти работу в случае потери нынешней.

Еще одна важная характеристика — 26% представителей группы говорят, что живут в населенном пункте, который умирает.

Что касается перехода к рынку, то лишь 48% полагают, что он был необходим (однако 23% — и это максимальный показатель по России — затрудняются с ответом). При этом 54% говорят, что их знакомые приспособились к рыночным условиям.

Основные ценности группы: трудолюбие, милосердие, порядочность. Ключевое высказывание: «Я боюсь не найти своего места в современной жизни».

Здесь хочется сделать один акцент. У нас много говорят о необходимости обратить внимание на учителей, врачей и пенсионеров — социальные слои, которые якобы тяжелее всех перенесли рыночные реформы. Нам кажется, что такой акцент ошибочен и является следствием повышенной политической активности высокообразованной российской интеллигенции. Как можно было увидеть выше, представители интеллигенции с высшим образованием — «голубые воротнички-1» —; живут с материальной точки зрения вполне неплохо. Реальная бедность характерна для других, «молчаливых», слоев нашего общества — сельских жителей, рядовых работников, или, скорее, работниц систем здравоохранения и начального образования.

Безработные и работающее временно (9,7%)

 
 

 

Нижние 10% трудоспособной части российского общества составляют люди с личным доходом в размере 800 рублей в месяц. Это — российские нищие.

С точки зрения отношения к рынку труда эти люди либо безработные, либо работающие временно, как правило, в должности разнорабочих.

В этой группе тоже доминируют женщины (65%). Образование группы низкое — 43% имеют общее среднее образование, 9% — ниже среднего. Произошли они также из малообразованных семей — почти в 40% случаев родители нынешних безработных имели неполное среднее образование.

С точки зрения места жительства здесь много сельчан (42%) и очень мало (всего 10%) жителей городов-миллионников. 23% представителей группы «безработные» говорят, что хотели бы уехать из своего города или села, но не имеют такой возможности. Столько же говорят, что их город приходит в упадок. Однако это все-таки не самый высокий показатель в России — больше в группе «серых воротничков-2». Это говорит о том, что на появление нищеты влияет не только депрессивность места проживания.

К факторам личного свойства стоит отнести состав семьи группы «безработные». Его ключевое отличие — большая доля семей, где работает один человек. Так, если в средней нормальной российской семье в 50−60% случаев работают два человека, в 15−20% — три человека и только в 25−30% один человек, то в нищей семье в 40% случаев работает один человек.

О крайне низком, отчаянном положении свидетельствует тот факт, что 18% представителей группы говорят, что им не хватает денег на еду (в группах с нормальной обеспеченностью таковых нет вовсе, а у «серых-2»; их 10%). 41% представителей группы «безработные» говорят, что у них не хватает денег на одежду. Остальные в основном затрудняются с ответом. Что касается знаковых предметов, то у 50% нет ничего из перечисленного в анкете и только у 19% есть стиральная машина (показатель, равный обеспеченности стиральными машинами в позднем СССР).

Динамика их материального положения тоже негативная: 34% утверждают, что их положение за последний год ухудшилось, и 19% — что улучшилось.

На первый взгляд удивительно, что даже в этой группе не наблюдается агрессивного отношения к произошедшим в стране переменам. 52% полагают, что переход к рынку был необходим (27% придерживаются обратной точки зрения), 80% хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% утверждают, что их знакомые приспособились к рынку.

Впрочем, в хорошем отношении к предпринимателям нет ничего удивительного. Русские вообще незлые люди. Представители группы «безработные» живут плохо, и ключевое высказывание для них — «Я боюсь не найти своего места в современной жизни». Но именно на уровне этих нищих система ценностей рядовой (неэлитной) России свела вместе ставку на ум управленцев и интеллигентов, ставку на труд рабочих и управленцев и ставку на милосердие бедных слоев.

Пенсионеры (31%)

Мы добрались до социального слоя, который у нас принято считать наиболее ущемленным рыночными реформами. Это так, поскольку никуда не деться от фактора времени — нынешние пенсионеры привыкли жить в иных социальных и экономических условиях, им трудно принять правила рынка. Но объективно этот самый большой из всех социальных слоев российского общества почти в три раза лучше обеспечен, чем рассмотренные нами выше 10% российских нищих.

Группа «пенсионеры» на 65% состоит из женщин. Это наименее образованный слой общества — здесь более трети имеют образование ниже среднего и только 9% — высшее.

Треть пенсионеров живет отдельно, но большинство живет с семьями.

19% утверждают, что их город приходит в упадок. При этом, естественно, уехать из этого города желает совсем малая часть этой группы — всего 8% говорят, что хотели бы уехать, но нет такой возможности.

Средний личный доход пенсионера составляет 2200 рублей, что соответствует уровню «голубых воротничков-2»; и, как уже было сказано, почти в три раза выше, чем у «безработных».

С точки зрения обеспеченности знаковыми предметами уровень жизни этой группы выглядит очень низким. Сотовых телефонов у них всего 15 штук на 100 человек, стиральных машин-автоматов —; 17, столько же, сколько в среднем было в позднем СССР. Однако, во-первых, это следствие невключенности этой группы в современную жизнь, а во-вторых, этот минус в уровне жизни отчасти компенсируется заметно более высокой обеспеченностью жильем: так, по многим группам обеспеченность жильем составляет 16 кв. м на душу, тогда как по группе пенсионеров — 24 кв. м.

Несмотря на относительно неплохой личный доход, 15% пенсионеров говорят, что им не хватает денег на еду, в то время как среди равных им по уровню дохода «голубых воротничков-2»; таких ответов нет совсем. Скорее всего, этот ответ характерен для тех пенсионеров, которые живут одни либо содержат на свою пенсию других.

Чуть более 30% пенсионеров говорят, что их положение за последний год ухудшилось, и только 14% — что улучшилось.

Но самое большое отличие этой группы от других — не материальное положение, а социальная идеология. Этот социальный слой — единственный в России, где число считающих, что переход к рынку был не нужен, превосходит число тех, кто считает, что он был нужен: 42% «против» и 34% «за». 40% говорят, что их знакомые приспособились к рыночным условиям, 45% — что не приспособились.

Что касается социальной психологии, то ключевое выск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: