Общение в сестринском деле
Студент должен знать:
- понятие и функции общения;
- элементы эффективного общения;
- типы общения;
- средства общения;
- факторы, способствующие или препятствующие эффективному общению;
- критерии эффективности общения.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Компоненты и виды общения.
Компоненты:
1. Коммуникативный – обмен информацией между людьми.
2. Перцептивный (перцепция – представление, понимание) – процесс восприятия и понимания людьми друг друга и установление определенных контактов.
3. Интерактивный (интеракция) – взаимодействие партнеров для планирования и организации совместной деятельности, разработка общей стратегии поведения.
Виды:
1. Деловое – вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела.
2. Ролевое – общение, в котором содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению
3. Социальная роль - нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от того, кто занимает данную социальную позицию.
4. Личностно-ориентированное – вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Уровни общения:
1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит.
2. Межличностное – общение двух и более людей между собой (обмен мыслями, идеями со своими коллегами)
3. Общественное – общение одного человека с группами людей, коллективом, большой аудиторией.
Элементы эффективного общения:
Отправитель – кто передает информацию
Сообщение – посылаемая информация
Канал – форма отправки сообщения (речь, жесты)
Получатель – кому посылается сообщение
Подтверждение – эффективность сообщения
Существует 5 стилей общения:
- авторитарный;
- уступки;
- компромисса;
- сотрудничества;
- избегания.
Категории общения:
1. Общение на уровне «контакта масок» - формальное общение, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию друг друга. Партнер по общению использует набор стандартных социально-психологических «масок» (уважения, участливости, почтительности, строгости), применяя определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций.
2. Примитивный уровень общения – партнера по общению оценивают с точки зрения «нужности» или «ненужности», полезности или бесполезности. При общении с пациентом данный вариант недопустим.
3. Манипулятивный уровень общения – близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой-либо выгоды от собеседника, но при этом истинную цель скрывают от человека. Используют самые разнообразные способы психологического воздействия на человека – запугивание, покровительство, лесть.
4. Формально-ролевой уровень общения – каждый участник общения действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением, не учитывают индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы (например оказание неотложной помощи).
5. Светский уровень общения – характерны поверхностность и беспредметность. Собеседники обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правилами. В редких случаях допустим при общении с коллегами и пациентами.
6. Деловой (профессиональный) уровень общения – возникает у людей как правило в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата, при этом интересы дела более значимы, чем личные отношения.
7. Творчески-активный уровень общения – характерен для творческих групп и коллективов, связанных какой-то общей творческой деятельностью. Это открытый, доверительный стиль общения, обмен мыслями, идеями, мнениями… Данный уровень является одним из самых интересных и продуктивных при общении с коллегами и пациентами.
8. Дружеский уровень общения – это уровень максимальной открытости, искренности, доверия друг другу, эмоционального сопереживания и взаимной поддержки. Этот уровень приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.
9. Доверительный уровень общения – уровень максимальной открытости и близости между людьми, требующий искренности и доверия друг другу.
10. Духовный уровень общения – характерен для людей, связанных высокими нравственными целями, стремяшимися к духовному развитию и самосовершенствованию. Такое общение взаимно духовно обогащает людей, но требует предельной честности и требовательности прежде всего к самому себе.