ЛЕСГАФТ Пётр Францевич (1837-1909)




Введение.

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Нельзя не упомянуть о большом количестве работ Лесгафта: «Основы теоретической анатомии»; «Анатомия человекаи ряд работ в «Изв. Спб. Биолог. Лабор.», «Мем. Спб. Акад. Наук». По вопросам воспитания и физич. образования: «Семейное воспитание ребенка»; «Первые годы жизни ребенка» «Изв. Спб. Биологической Лаборатории», «Период возмужалости» («Изв. Спб. Биологич. Лаборатории»; «Материал для изучения школьного возраста»; «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901—1904).

Цель этой работы заключается в том, чтобы раскрыть и изучит все детали биографии П.Ф.Лесгафта.

Задачи состоят в том, чтобы понять в чем заключается система физического воспитания П.Ф.Лесгафта, а так же изучить какой именно вклад внес Лесгафт в развитие физической культуры. И рассмотреть взгляд Лесгафта на правильное с его точки зрения физическое воспитание.

Методы: анализ биографии, метод дедукции (переход от частного к общему) и метод сравнения.

 

 

ЛЕСГАФТ Пётр Францевич (1837-1909)

Русский биолог, анатом, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 года в Петербурге, в семье обрусевшего немца, ювелира, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Его отец, которого в России называли Петром Карловичем, был человек сдержанный, суровый, любил порядок, дисциплину, экономность во всём и приучал к тому же своих детей. Это было вызвано и незначительными доходами семьи. Он числился купцом третьей гильдии, имел небольшую ювелирную лавочку с мастерской, где вынужден был проводить большую часть времени, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Изучая биографию П.Ф. Лесгафта, исследователи сталкиваются с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошёл в историю как «Францевич», а не «Петрович»? Однако и Пётр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Пётр Петрович, тоже Францевич».

Отец П.Ф. Лесгафта весьма сурово относился к сыну и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали неотъемлемыми чертами его характера. С детства у Петра пробудилась любовь к музыке, этому он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получил от неё: поскольку мать его была повивальной бабкой и иногда вызывалась для оказания акушерской помощи.

В январе 1848 года, получив домашнее начальное образование, 9-летний Пётр Лесгафт по примеру старших братьев был определён в «Петришуле» – Главное народное училище Св. Петра. Учился Лесгафт неплохо. Ему давались все предметы, кроме латыни и французского языка, которыми впоследствии П.Ф. Лесгафт овладел без труда. Он старательно выполнял задания, подолгу засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 году отец внезапно прервал его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Материальные затруднения в семье в это время были особенно ощутимы. Однако в возникшем конфликте Петра защитил его

 

настоящего времени. П.Ф. Лесгафтом было основано в Петербурге общество содействия физическому развитию учащихся, а в 1896 г. открыты курсы руководительниц физического образования, получившие начало существования первого в нашей стране высшего физкультурного учебного заведения. Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания, так как она требовала высококвалифицированных руководителей, которых в стране было чрезвычайно мало. Следует сказать, что и у самого Лесгафта были ошибочные положения, вытекающие из его формально– логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в систему физического воспитания, применяемую в нашей стране в настоящее время.

 

Вывод

Подводя итог можно сказать, что центральной частью идей П.Ф. Лесгафта была разработка теории физического воспитания и образования детей, в котором он выделял принципы и условия: естественность, сознательность при выполнении, постепенность и последовательность физических упражнений. Задачу физического образования педагог не ограничивал выработкой спортивных навыков, в его теории физическое воспитание теснейшим образом связано с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Эта взаимосвязь вытекает из трактовки Лесгафтом общей цели воспитания, под которой он понимал гармоничное, всестороннее развитие деятельности человеческого организма. Всестороннее развитие личности требует систематических, постоянно усложняющихся физических и умственных упражнений, которые автоматически повлекут за собой нравственную и эстетическую воспитанность личности.

На основе многочисленных исследований физиологов, гигиенистов, врачей, психологов, педагогов П.Ф. Лесгафт пытался установить объективные закономерности развития и воспитания ребенка в условиях семьи, воспитания с первого дня появления на свет. Вся система средств и методов воспитания, по убеждению педагога, должна быть направлена на формирование «идеально-нормального типа» человека, гармонично сочетающего в себе хорошее физическое развитие и лучшие человеческие духовные качества. Однако влияние организованных и неорганизованных, положительных и отрицательных факторов, воздействующих на ребенка в дошкольные годы, настолько сильно, что к 7–8 годам складывается определенный тип школьника, отличный от «идеально-нормального типа». На основе положения о том, что образ ребенка находится в прямой зависимости от темперамента, степени нравственного и умственного его развития, влияния среды, от условий жизни и характера жизнедеятельности, Лесгафт определил следующие типы учащихся: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забито-мягкий, забито-злостный, угнетенный, идеально-моральный. Он показал самые различные внешние проявления особенностей детей каждого типа, характерные признаки их психологического склада, умственное развитие и нравственные качества, раскрыл зависимость формирования конкретного типа от семейных условий и от характера воспитания.

П.Ф. Лесгафт выступал за педагогическую грамотность и воспитанность родителей, считая, что только при этом условии возможен успех в воспитании детей. Педагогически грамотные родители не превращают ребенка в игрушку, но и не считают его обузой в своей жизни. Уважая личность ребенка, разумно воспитывая его, помогая проявиться его способностям, они обеспечивают успех семейного воспитания. Педагог высказывал идеи о значении детской игры: «Детская игра – это не забава», – писал Лесгафт. В игре детей он видел своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Педагог выделил психологические особенности игр дошкольников, установил, что их игры носят подражательный характер, ребенок-дошкольник в процессе игры имитирует речь и поведение взрослого. «Можно сказать, – писал П.Ф. Лесгафт, – что первое свое образование в семье ребенок получает при посредстве имитационных игр, в которых он повторяет все то из окружающей его жизни, что оставляет в нем наиболее глубокий след и что более соответствует его умению». Он критически относился к теории Ф. Фребеля, предлагая использовать лишь отдельные игры из его системы. Лесгафт был сторонником воспитания активной самостоятельной личности, его педагогическая концепция исключала муштру и шаблон. Не отрицая детских яслей и садов, педагог тем не менее подчеркивал, что воспитание в них должно походить на семейное. Он считал, что семья – наиболее благоприятная естественная среда, в которой осуществляется первоначальное воспитание ребенка.

 

 

Почему я выбрала эту тему.

Первой причиной стало то, что я учусь в университете имени П.Ф.Лесгафта и считаю, что он внес не малый вклад в развитие физической культуры. Именно поэтому биография П.Ф.Лесгафта должна быть важна для всех кто учится в данном университете. К тому же он успел показать себя не только в развитии физической культуры, но и в развитии биологии, анатомии, антропологии, педагогики, и медицины. Так что, неудивительно что на университет был назван в честь П.Ф.Лесгафта, ведь он великий деятель разных областей науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: