Эта группа источников вторичной внешней информации наиболее обширна и разнообразна (рис.). Источники характеризуется высокой доступностью, низкой стоимостью, предсказуемой достоверностью, но, как правило, предоставляет устаревшую информацию; данные могут быть неполными, несопоставимыми, информация хорошо известна и конкурентам.
Официальные издания и документы: |
• издания государственных учреждений, статистические справочники (в том числе электронные); • средства массовой информации; • экономическая и техническая специальная литература; • годовые отчеты конкурентов; • документы профессиональных ассоциаций; • различные специальные издания. |
Основное назначение информации: |
Более четкое определение проблемы исследования. Анализ конъюнктуры рынка и условий коммерческой деятельности. Обоснование содержания необходимой информации и методов ее сбора. Подготовка сравнительных данных для более глубокого понимания первичной информации. |
Рис.. Характеристика официальных источников информации
а) издания государственных учреждений предоставляют информацию органов власти, регламентирующую различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов или отражающую результаты их деятельности, и могут быть предоставлены как в печатном, так и электронном виде. Получать документы официальных структур можно, организовав подписку на деловые базы данных «Гарант», «Консультант +». Сайт Правительства России содержит информацию об аппарате кабинета министров, планы и программы правительства, электронные версии текстов распоряжений и постановлений (уникальная база данных объединяет более 17 тысяч правительственных документов).
При Правительстве РФ созданы информационные службы, обязанностью которых является сбор, обработка и анализ информации для государственных структур:
• Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) создало более 50 баз данных на основе результатов работы своих служб, официальной и открытой информации.
• Центр конъюнктуры при Правительстве РФ проводит ежеквартальный письменный опрос 1500 директоров предприятий и фирм различных отраслей, результаты которого публикуются в сборнике «Итоги обследования деловой активности промышленных предприятий России».
• Госкомитет по науке и технике (ГКНТ) в настоящее время сокращает масштабы своей информационной работы, но сохраняет многие структуры, например ВИНИТИ.
Государственный комитет по статистике РФ также предоставляет информационные ресурсы в Интернете. Статистические данные касаются различных областей экономики и жизнедеятельности населения, в том числе информацию социологических и рыночных исследований;
б) средства массовой информации предоставляют разного рода информацию от общеполитических новостей до интервью с экспертами. Через средства массовой информации можно получать информацию от официальных органов власти и государственных учреждений (например, «Российская газета», «Финансовая газета»). Общеполитические средства массовой информации передают материалы о процессах в экономике страны и на отдельных рынках. Специализированные периодические издания предоставляют более детальную и серьезную информацию. Например
«Коммерсантъ», «Экономическая газета», журналы «Эксперт», «Компания», «Карьера» и др.
Публикуемые материалы можно разделить на информационные (представляющие обзор событий или отдельные факты), аналитические, заказные и рекламные.
в) научная литература. Эта группа источников отражает развитие научной мысли в определенной области знаний. Развитие теории может быть полезным для совершенствования методических приемов исследования (операционных процедур), создания новых схем и моделей, облегчающих принятие решений. Безусловно, эта группа источников необходима для пополнения базы знаний;
г) годовые отчеты конкурентов представляют собой официальную информацию, предоставляемую фирмами общественности. Некоторые предприятия ограничиваются отчетной информацией (балансами), другие рассматривают подготовку годового отчета как способ представления программного заявления о своих целях и методах их достижения. Годовые отчеты содержат сведения об объеме и направлениях капитальных вложений, о сотрудничестве по определенным вопросам с другими фирмами, основные результаты деятельности и положение предприятия на рынке. В любом случае эта информация будет полезна для анализа рынка и деятельности конкурентов, для формирования представления о своих потенциальных партнерах. Конечно, необходимо помнить, что годовой отчет преследует в качестве одной из целей выгодное представление деятельности предприятия перед акционерами и общественностью. Однако годовой отчет может дать много полезной информации для анализа стратегии конкурента. Сравнения отчетов за некоторый период позволяет выявить тенденции в развитии предприятия;
д) документы профессиональных ассоциаций также могут быть источником вторичной информации. Часто производители объединяют свои усилия для совместного бизнеса, организуя совместное интернет-представительство (например, череповецкая «Северсталь» и Магнитогорский металлургический комбинат, имея совместно 40%-ную долю рынка, решили создать совместный интернет-проект для торговли металлом). На конференции «Маркетинг и исследования-2001» представитель ОАО Пивоваренная компания «Балтика» сообщил, что около 20 крупнейших российских производителей пива регулярно обмениваются информацией.
Профессиональные ассоциации не только предоставляют информацию о своих членах, но и проводят отраслевые исследования, результаты которых могут быть доступны. Например, Российская ассоциация маркетинга предоставляет анонсы публикаций по маркетинговой тематике, предлагает помощь в постановке задач маркетингового исследования и организации его проведения специализированными фирмами, продвигает различного рода семинары и образовательные услуги в области маркетинга. Ассоциации могут издавать или поддерживать специальные издания с разной периодичностью выхода. Например, Российская ассоциация маркетинга издает журнал «Маркетолог»;
е) специальные издания посвящаются либо отдельной отрасли (или даже отдельному сектору рынка), либо решению отдельных функциональных задач, например маркетингу, менеджменту, финансам и т.д. Доступны такие отечественные издания, касающиеся вопросов маркетинговой деятельности, как «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Маркетолог». Существует и ряд других интересных периодических изданий по рекламе, логистике, менеджменту и т.д.
Кроме периодических изданий, имеются и единовременные издания, посвященные, например, ежегодным семинарам, проводимым на выставках. Различные отраслевые институты и структуры также могут издавать специальные сборники. Например,
Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) ежеквартально проводит мониторинг свыше 500 товарных рынков России по регионам и отраслям, публикуя результаты своих конъюнктурных исследований.
Неофициальные источники
Неофициальные источники представляют собой коммуникации, осуществляемые с клиентами, поставщиками, посредниками или сотрудниками самого предприятия, с персоналом, работающим на специализированных отраслевых выставках. Этот канал передачи информации часто называют «из уст в уста». Таким путем можно выяснить информацию о состоянии дел компании, о готовящихся мероприятиях или сделках, о сферах влияния при принятии решений, о неудовлетворенности пострадавшей стороны. Этот канал также хорошо передает слухи, достоверность которых может быть сомнительна, но сам факт их распространения позволяет охарактеризовать ситуацию и противоречивость интересов.
Данная группа источников характеризуется нерегулярностью контактов, значительной трудоемкостью сбора информации, однако в содержательном плане позволяет получить эксклюзивную информацию (рис).
Неофициальные источники информации |
Контакты с клиентами, поставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятия, с персоналом, работающим на специализированных отраслевых выставках. |
Основное назначение информации |
Сбор информации о конкурентах, партнерах, других субъектах, имеющихся существенное влияние на бизнес. |
Рис. Неофициальные источники информации
Специфические источники
Специфические источники информации связаны со специфическими акциями, осуществляемыми с целью сбора информации о конкурентах или потенциальных партнерах. Это приобретение товаров конкурентов, посещение собраний акционеров конкурентов, осуществление экскурсий на производство конкурирующих предприятий.
Специфические источники характеризуются (рис) своей относительной доступностью и дают характеристику конкретному объекту исследования, однако их информация может быть неполной, нерелевантной, а ее сбор - дорогостоящим и трудоемким.
Основное назначение информации из этой группы источников - изучение конкурентов, характеристик продукции и технологий.
Специфические источники информации |
• Приобретение товаров конкурентов • Посещение собраний акционеров • Осуществление экскурсий на производство • Другие специфические акции |
Основное назначение информации |
Сбор информации о конкурентах, конкурентных преимуществах их товаров и технологий |
Рис. Специфические источники информации