ЗАДАЧА 1.6. Тема «Законы логики. Закон запрета противоречия. Закон исключенного третьего».




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ ЛОГИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

Составитель – канд.филос.наук, ст. преподаватель кафедры философии

Кабанова Мария Леонидовна

Консультация - по четвергам с 13.00 до 17.00 на кафедре философии (ауд. 302 Гуманитарного корпуса).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс логики состоит из двух основных частей: теоретической и практической. Оценка складывается как среднеарифметическое между оценками по практике и по теории. Теория в логике, как и в других науках и видах деятельности, тесно связана с практикой, поэтому решение задач по логике требуют знания основных терминов, законов логики и пр., и наоборот, объяснение теории на контрольном собеседовании невозможно без предварительного решения конкретных логических задач.

Усвоение практической части курса студентом (умение правильно решать задачи по логике) проверяется преподавателем в ходе следующих контрольных мероприятий:

1) проверка письменного домашнего задания (выполняется в течение семестра) – см. задание ниже,

2) контрольные работы (выполняются в учебной аудитории).

ОПИРАЙТЕСЬ НА ПРИМЕРЫИЗ ОБРАЗЦОВ ТОЛЬКО В ПЛАНЕ ФОРМЫ– КРУГОВЫЕ СХЕМЫСООТНОШЕНИЯ ОБЪЕМОВ, РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ПР. В ВАШИХ ПРИМЕРАХ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СОВСЕМ ДРУГОЙ!!! ОПИРАЙТЕСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА ЗАКОНЫЛОГИКИ И ПРАВИЛА ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ!!!

Выполнять письменную домашнюю работу и готовиться к выполнению итоговой контрольной работы можно по следующим учебным пособиям или любым другим, где содержатся задачи по логике и примеры их решения.

Список литературы к практической части курса логики:

87я73 Г443 Гетманова А.Д. Учебник по логике. Со сборником задач. – М: Айрис-Пресс, 2002.

87я73 Г443 Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М.: Омега-Л, 2003. (есть задачи).

87я73 Г443 Гетманова А.Д.Словарь и задачник. – М.: Владос, 1998. М.: Новая школа, 1995.

87я73 К 431 Кириллов В.И., Орлов Т.А., Фомина Н.И. Упражнения по логике. (для юристов). – М., 2000.

87я73 З-153 Задачи и упражнения по некоторым разделам формальной логики. Учебное пособие. – Владивосток, Влад.Гуманитарно-технический колледж, 1994.

87.4я73 Г834 Григорьев Б.В. Логика. Теория, практика, методы. – Владивосток, 2006. (отличные задачи по специальностям).

87.4я73 И253 Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 1996.

87.4я73 Д304 Демидов И.В. Логика. Учебное пособие для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

Домашняя письменная работа является практической подготовкой к контрольной работе и тоже учитывается в рейтинговой оценке. Выполнение домашней работы выявляет ошибки и недопонимание учебного материала и позволяет заранее исправить ситуацию. Домашние задания не идентичны заданиям в контрольных, но тренируют те же навыки и умения, выявляют те же знания, что и задачи контрольной. Некоторые задачи домашней работы направлены на закрепление знаний разделов логики, которые были отражены в лекции, но не попали в контрольные работы.

За семестр студенты должны написать 4 домашних задания. Перечень тем домашних работ:

Д/р №1 «Понятие» - соотношение объёмов понятий, круги Эйлера (диаграммы Венна), линии органичения-обобщения понятий, виды понятий.

Д/р №2 «Суждение» - простые категорические суждения, логический квадрат, модальность, сложные суждения, распределенность терминов простого категорического суждения.

Д/р №3 «Дедуктивные умозаключения» - простой категорический силлогизм, восстановление энтимемы до силлогизма, непосредственные умозаключения, условные умозаключения, условно-категорический силлогизм.

Д/р №4 «Индуктивные и традуктивные умозаключения. Теория аргументации» - виды индукции, аналогии, структура аргументации и опровержения, распространенные ошибки аргументации, построение вопросов и ответов, построение гипотез.

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ


ЗАДАЧА 1.1. Тема «Виды понятий». Заполните таблицу своим примерами понятий так, чтобы на каждый вид понятия приходилось не менее трёх примеров. Текст, написанный курсивом – образец.


№ вида Вид понятия Примеры
  Собирательные трудовой коллектив
табун
автомобильная пробка
Разделительные (несобирательные) автомобиль, застрявший в автомоб. пробке
член трудового коллектива
скаковая лошадь-призёр
  Абстрактные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Конкретные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
  Отрицательные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Утвердительные (положительные) Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
  Соотносительные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Несоотносительные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
  Регистрирующие Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Нерегистрирующие Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
  Общие Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Единичные Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры
Пустые Ваши примеры
Ваши примеры
Ваши примеры

ЗАДАЧА 1.2. Тема «Объемные отношения между понятиями». Заполните таблицу своими примерами и изобразите круговой схемой соотношение объемов понятий. На каждый вид понятий – по ТРИ пары понятий. Текст, написанный курсивом – образец.

Вид отношений Примеры Круговая схема объемных отношений между понятиями
I. Несравнимые ü x) мой начальник, z) мой подчиненный ü x) преступление, z) мошенник –«наперсточник» ü Ваши примеры
z)
x)

II.1. НЕСОВМЕСТИМЫЕ
II.1.a. Соподчинение ü Ваши примеры ü Ваши примеры ü Ваши примеры Ваши примеры
II.1.б. Противоположность ü Ваши примеры Ваши примеры
II.1.в. Противор ечие ü Ваши примеры Ваши примеры
II.1. СОВМЕСТИМЫЕ
II.2.a. Тождество ü Ваши примеры ü Ваши примеры ü Ваши примеры Ваши примеры
II.2.б.Пересечение ü Ваши примеры ü Ваши примеры ü Ваши примеры Ваши примеры
II.2.в. Подчинение ü Ваши примеры ü Ваши примеры ü Ваши примеры Ваши примеры

ЗАДАЧА 1.3. Тема «Линии ограничения-обобщения». Придумайте примеры для схемы органичения-обобщения с не менее, чем пятью составляющими. Изобразите круговой схемой объемные отношения между понятиями.

А)
ОБРАЗЕЦ: а) РЕКА, б) РЕКА АФРИКИ, в) РЕКА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, г) РЕКА В ЕГИПТЕ, д) РЕКА НИЛ.

Б)
В)
Г)
Д)

 

 


ЗАДАЧА 1.4. Тема «Деление понятий. Классификация». Приведите пример двухуровневой классификации и укажите критерий деления для каждого из уровней. Текст, написанный курсивом – образец.

ОБРАЗЕЦ:

1-й уровень деления. По законодательству РФ реклама делится на следующие группы (критерий деления – объект рекламы):

1. Коммерческая реклама.

2. Социальная реклама.

3. Политическая реклама.

2-й уровень деления. Социальная реклама в свою очередь делится на (критерий деления – социальные группы, чьи интересы преследуются в рекламе):

1. Общественно-полезная и благотворительная реклама.

2. Реклама, отражающая государственные интересы.

ЗАДАЧА 1.5. Тема «Объемные соотношения понятий». Придумайте понятия для следующей схемы соотношения объёмов:

 


ЗАДАЧА 1.6. Тема «Законы логики. Закон запрета противоречия. Закон исключенного третьего».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: