Сущность и значение педагогической культуры




ЛЕКЦИЯ №1

ТЕМА: «Педагогическая культура и профессиональная этика учителя технологии, преподавателя и мастера производственного обучения»

План занятия

1. Педагогическая культура педагога

1.1 Сущность и значение педагогической культуры

1.2 Структура и содержание педагогической культуры

1.3 уровни педагогической культуры

2. Профессиональная этика педагога

2.1 Теоретические основы профессиональной этики

2.2 Объект и предмет профессиональной этики

2.3 Основные функции этики педагогической работы

2.4 Виды профессиональной этики

2.5 Принципы профессиональной этики

2.6 Особенности профессиональной этики педагога

3. Эмпатия в работе педагога

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Сущность и значение педагогической культуры

(сл. 3) Раскрытие педагогической культуры преподавателя как явления, которое вызывает специальный интерес, определено спецификой педагогической деятельности и постоянным ростом запросов к личности учителя.

Не вызывает колебания чрезмерная существенность, наблюдательная нужда подготовки будущих преподавателей, которые владеют общей и педагогической культурой, умением независимо и стойко размышлять, активно и творчески разрешать профессиональные и жизненные вопросы.

Понятие «Педагогическая культура» давно отведено в практику педагогической деятельности, но нет особенных работ, посвященных целостному теоретическому исследованию данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не выявлена не в педагогическом словаре, не в педагогической энциклопедии, не в существующей педагогической литературе. Тем не менее, в связи с рассмотрением собственной педагогической деятельности, исследованием педагогических способностей, педагогического ремесла преподавателей, педагогов ВУЗов данная проблема нашла отображение в работах С.И. Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максилова, А.Т. Маинко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И. Хозяинова и других. Рассмотрение современной специальной литературы разрешает определить немного назначений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была определена А.В. Барабанщиковым. Понимая педагогическую культуру педагога как обусловленную степень изучения им педагогическим экспериментом человечеству уровень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности.

Автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение совместить педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, надобность в самосовершенствовании.

В данном подходе поставлены перспективные течения изучения педагогической культуры как сложного системного образования. Вместе с тем, данная характеристика педагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры учителя различных типов учебных заведений.

(сл. 4) В частности, исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Иванова, А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных расположения данного направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру педагога через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным мнениям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем исследовании выделяет 3 группы качеств личности педагога как проявление его педагогической культуры: мастерски-этические, личностно-высокопрофессиональные и штатские.

Педагогическая культура преподавателя полагает возрождение и самореализацию творчества учителя и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C.Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, грядущих.

 

1.2Структура и содержание педагогической культуры

(сл. 5) Педагогическая культура преподавателя (и других работников образовательного учреждения, имеющих отношение к педагогическому процессу) — системное свойство их личности, включающее в себя шесть основных структурных компонентов (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Компоненты педагогической культуры преподавателя

 

(сл. 6) Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.

Культура педагога выполняет ряд функций:

а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер и психики;

в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

(сл. 7) Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.

Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.

Одной из основных целей образования является компетентность человека.

Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания.

Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность.

Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту.

Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п.

(сл. 8) Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис. 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Профессиональная компетентность

 

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.

К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.

(сл. 9) По Н.В. Кузьминой личностная направленность — один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства.

Направленность личности — это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».

Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности:

1) истинно педагогическая;

2) формально педагогическая;

3) ложно педагогическая.

Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести:

владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета);

психологическая подготовка;

педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;

организаторские умения и навыки;

педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя);

педагогическая техника;

владение технологиями общения и ораторского искусства;

научная увлеченность;

любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности);

высокая эрудиция;

высокий уровень культуры;

эргономическая подготовка;

информационная культура;

профессиональный потенциал;

стремление постоянно повышать качество своего труда;

умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения;

изобретательность;

систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.

(сл. 10) К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.

С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 – Структура профессионального потенциала педагога

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: