Билет 18. Обучение аудированию в средней школе.
Аудирование — это устный рецептивный вид речевой деятельности, при котором осуществляется одновременное восприятие, осмысление и понимание речевого сообщения на слух с опорой на опыт учащихся (речевой, языковой, жизненный).
Цель обучения аудированию — формирование навыков и умений аудирования, совокупность которых является частью коммуникативной компетентности.
Выделяют два вида навыков аудирования (аудитивных навыков):
1. Аудитивные лексические навыки - узнавание на слух и понимание значений отдельных слов, сочетаний слов и опорных слов в связном тексте.
2. Аудитивные грамматические навыки - навыки узнавания на слух и понимания грамматического оформления слов в словосочетаниях, синтаксических структур в тексте.
Умение аудирования — способность принимать конкретные смысловые решения при однократном восприятии иноязычной речи на слух.
Под аудитивными навыками понимаются:
· Аудитивные лексические навыки узнавания на слух и понимания значений отдельных слов, сочетаний слов, в том числе и так называемых опорных слов в предложении и связном тексте
· Аудитивные грамматические навыки узнавания на слух и понимания грамматического оформления слов в словосочетаниях, синтаксических структур предложений (в том числе сложноподчиненных и сложносочиненных с союзами и без них) в связном тексте.
Успешность аудирования зависит от памяти (как кратковременная, так и долговременная), речевой слух, внутреннее проговаривание, механизм вероятностного прогнозирования, мотивация и тд.
Виды аудирования – выделяют три основных вида коммуникативного аудирования:
|
1. аудирование с пониманием основного содержания;
2. аудирование с полным пониманием содержания (процент незнакомой лексики не должен превышать 3-5%);
3. аудирование с выборочным пониманием информации (5-10%).
Требования к текстам для аудирования:
· на начальном этапе составляет 5-6 слов постепенно увеличивается до 10-12, на заключительном этапе уже не ограничивается.
· Объём текста: начальный этап не превышает 1.5-2 минуты, средний и старший 3-5 минут.
· Стилистика текста: на начальном этапе стилистически нейтральные тексты, на последующих художественные, технические и общественно-политические.
Под компенсирующими умениями понимаются умения, позволяющие учащемуся успешно воспринимать, осмысливать и понимать иноязычное речевое сообщение на слух при недостаточном языковом, речевом и практическом жизненном опыте. К ним относятся:
· Умение использовать языковую и контестуальную догадку о значении незнакомых языковых средств.
· Умение опираться на информацию, предваряющую звучащий текст, на различные паралингвистические и экстралингвистические средства;
· Умение использовать подсказывающую функцию рисунков;
· Уточнять детали с помощью переспросов, просьб о повторении.
Методика обучения аудированию
- Задания на развитие памяти и речевого слуха.
- Предтекстовый этап - снятие лингвистических трудностей
· вероятностное прогнозирование (введение в тему, обсуждение заглавия, обсуждение иллюстраций);
· установка на первое прослушивание (восприятие основного содержания).
- Текстовый этап
· первое прослушивание;
|
· контроль/проверка понимания (часто осуществляется с помощью вопросов. на начальном и среднем этапе – сначала общие, затем альтернативные, затем специальные);
· установка на второе прослушивание для понимания деталей;
· второе прослушивание.
- Послетекстовый этап - контроль детального понимания текста.
Предтекстовый этап состоит из:
- Упражнения на развитие памяти и речевого слуха:
· составьте слово из прослушанных звуков и запишите его;
· прослушайте следующие словосочетания и повторите их;
· прослушайте следующие слова и переведите их;
· прослушайте слова и назовите те, которые рифмуется;
· определите количество слов в прослушанных предложениях;
· отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучали.
- Упражнения на прогнозирование темы текста:
· прослушайте заголовок/первое предложение или посмотрите иллюстрацию к тексту и выскажите предположения о теме текста/месте событий/времени событий/о чем или о ком будет идти речь в тексте;
· скажите, о чем или о ком речь в тексте опираясь на предоставленные ключевые слова.
- Упражнения на прогнозирование содержания текста:
· рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании;
· прослушайте начало текста, составьте план-продолжение текста;
· прослушайте начало и окончание текста и восстановите основное содержание.
Текстовый и послетекстовый этапы:
- Упражнения, направленные на смысловое восприятие и понимание текста:
· прослушайте текст и скажите, что не соответствует его содержанию;
· на основе прослушанного текста подтвердите или опровергните следующие высказывания;
· расположите картинки в логической последовательности и на их основе перескажите текст;
· выберите из предложенных утверждений то, которое соответствует содержанию текста, и аргументируйте свою точку зрения;
· дополните предложения;
· заполните пропуски;
· расставьте пункты плана в логической последовательности и кратко перескажите текст;
· выберите соответствующий аудиотексту заголовок и обоснуйте свою точку зрения;
· назовите главную мысль текста;
· сформулируйте мнение участника разговора.