Сущность и задачи управления.




Современный менеджмент.

Сущность и задачи управления.

Естественное, техническое и социальное управление.

Хозяйственное управление как особый вид социального управления

Управленческий процесс и его основные элементы

Управленческий цикл и определение его длительности

Понятие управленческой работы и управленческой процедуры

Технологии социального управления.

Внешняя и внутренняя эффективность управленческой деятельности.

Качество управленческой деятельности.

Менеджмент в системе понятий рыночных отношений.

Основные подходы к определению понятия менеджмент

Система целей и задач менеджмента

Общий, линейный и функциональный менеджмент

Разделение и специализация труда в управлении организацией

Управленческие революции

Школа научного управления. Рационалистическая школа.

Административная школа управления.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

Школа социальных систем, новая школа управления, количественный подход.

Основные этапы развития управления в России.

Основные идеи теории управления в работах российских экономистов.

Американская модель управления

Европейская модель управления

Японская модель управления

Особенности российской модели управления

Менеджер и его роль в организации

Общие и частные принципы управления

Общие законы управления: специализация управления, интеграции управления экономии времени (управления временем).

Интеграция в менеджменте.

Процессный подход к управлению.

Системный подход к управлению.

Ситуационный подход к управлению

Особенности новой парадигмы управления.

Тенденции современного менеджмента.

Функции управления.

Понятие и классификация методов управления.

Административные методы управления.

Экономические методы управления.

Социально-психологические методы управления.

Составляющие целевого начала деятельности организации.

Миссия организации.

Цели организации и управления ею.

Стратегии организации.

Авторитет менеджера.

Лидерство менеджера.

Власть и влияние менеджера.

Стили руководства.

Делегирование власти.

Понятие, структура и признаки организации.

Внутренняя среда организации.

Внешняя среда организации.

Юридическое лицо и его признаки.

Законы организации.

Виды социальных организаций.

Организационная структура.

Теория жизненных циклов организации.

Содержание понятий: принятие решения, последствия принятия решения, решение, система предпочтений, лицо принимающее решение.

Процесс принятия решения и условия его формирования.

Управленческое решение: характерные особенности, требования, функции, условия.

Составляющие профессионального решения.

Управленческая проблема и модель проблемной ситуации.

Технологии управления.

Понятия модели и моделирования.

Информация в управлении.

Коммуникации в управлении.

Понятие организационной структуры и структуры управления.

Линейная структура управления.

Функциональная структура управления.

Линейно-функциональная структура управления.

Дивизионная структура управления.

Матричная структура управления.

Потребности человека.

Мотивы трудовой деятельности.

Мотивация и стимулирование.

Содержательные теории мотивации.

Процессные теории мотивации.

Модели измерения и оценки эффективности работы организации закрытого типа (механистическая модель и коллектива людей, выполняющих общую работу).

Модели измерения и оценки эффективности работы организации открытого типа (сложной иерархической системы и общественного института).

Сущность и задачи управления.

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так как на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Укрупненная структура системы управления

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

· среда (система управления);

· средства (механизм управления);

· действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент - это:

1. способ, манера общения с людьми;

2. власть и искусство управления;

3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.

Кроме того, менеджмент -

· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены /21/ на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Подходы к определению сущности менеджмента

 

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Основные задачи управления - это:

· управление персоналом (коллективом, кадрами);

· управление качеством продукции;

· управление инновациями (нововведениями в организации);

· стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

· управление финансовыми ресурсами;

· управление материальными ресурсами и запасами;

· управление информационными ресурсами;

· управление временными ресурсами (сетевое планирование);

· управление производительностью труда;

· антикризисное управление предприятием;

· управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями "цена-качество");

· управление по целям (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку целей и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);

· управление по результатам (цикличный процесс постановка результатов (целей) - процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: