Современный менеджмент.
Сущность и задачи управления.
Естественное, техническое и социальное управление.
Хозяйственное управление как особый вид социального управления
Управленческий процесс и его основные элементы
Управленческий цикл и определение его длительности
Понятие управленческой работы и управленческой процедуры
Технологии социального управления.
Внешняя и внутренняя эффективность управленческой деятельности.
Качество управленческой деятельности.
Менеджмент в системе понятий рыночных отношений.
Основные подходы к определению понятия менеджмент
Система целей и задач менеджмента
Общий, линейный и функциональный менеджмент
Разделение и специализация труда в управлении организацией
Управленческие революции
Школа научного управления. Рационалистическая школа.
Административная школа управления.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа социальных систем, новая школа управления, количественный подход.
Основные этапы развития управления в России.
Основные идеи теории управления в работах российских экономистов.
Американская модель управления
Европейская модель управления
Японская модель управления
Особенности российской модели управления
Менеджер и его роль в организации
Общие и частные принципы управления
Общие законы управления: специализация управления, интеграции управления экономии времени (управления временем).
Интеграция в менеджменте.
Процессный подход к управлению.
|
Системный подход к управлению.
Ситуационный подход к управлению
Особенности новой парадигмы управления.
Тенденции современного менеджмента.
Функции управления.
Понятие и классификация методов управления.
Административные методы управления.
Экономические методы управления.
Социально-психологические методы управления.
Составляющие целевого начала деятельности организации.
Миссия организации.
Цели организации и управления ею.
Стратегии организации.
Авторитет менеджера.
Лидерство менеджера.
Власть и влияние менеджера.
Стили руководства.
Делегирование власти.
Понятие, структура и признаки организации.
Внутренняя среда организации.
Внешняя среда организации.
Юридическое лицо и его признаки.
Законы организации.
Виды социальных организаций.
Организационная структура.
Теория жизненных циклов организации.
Содержание понятий: принятие решения, последствия принятия решения, решение, система предпочтений, лицо принимающее решение.
Процесс принятия решения и условия его формирования.
Управленческое решение: характерные особенности, требования, функции, условия.
Составляющие профессионального решения.
Управленческая проблема и модель проблемной ситуации.
Технологии управления.
Понятия модели и моделирования.
Информация в управлении.
Коммуникации в управлении.
|
Понятие организационной структуры и структуры управления.
Линейная структура управления.
Функциональная структура управления.
Линейно-функциональная структура управления.
Дивизионная структура управления.
Матричная структура управления.
Потребности человека.
Мотивы трудовой деятельности.
Мотивация и стимулирование.
Содержательные теории мотивации.
Процессные теории мотивации.
Модели измерения и оценки эффективности работы организации закрытого типа (механистическая модель и коллектива людей, выполняющих общую работу).
Модели измерения и оценки эффективности работы организации открытого типа (сложной иерархической системы и общественного института).
Сущность и задачи управления.
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так как на рис. 8.1.
|
Рис. 8.1. Укрупненная структура системы управления
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Если управление - это воздействие, значит существуют:
· среда (система управления);
· средства (механизм управления);
· действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.
Менеджмент - это:
1. способ, манера общения с людьми;
2. власть и искусство управления;
3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.
Кроме того, менеджмент -
· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены /21/ на рисунке 1.
Рисунок 1 - Подходы к определению сущности менеджмента
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Основные задачи управления - это:
· управление персоналом (коллективом, кадрами);
· управление качеством продукции;
· управление инновациями (нововведениями в организации);
· стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);
· управление финансовыми ресурсами;
· управление материальными ресурсами и запасами;
· управление информационными ресурсами;
· управление временными ресурсами (сетевое планирование);
· управление производительностью труда;
· антикризисное управление предприятием;
· управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями "цена-качество");
· управление по целям (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку целей и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);
· управление по результатам (цикличный процесс постановка результатов (целей) - процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).