Информационно – аналитическое




Педагогический час

« Продуктивные формы

Работы с родителями

детей дошкольного возраста ».

 

 

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю. В.

дата проведения

 

 

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний

малыш».

В. А. Сухомлинский

 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно проводить по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу можно с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Необходимо разработать для себя критерий, который можно назвать «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделяются качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы ДОУ.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Так у вас появится возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, практический психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, цель работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

Ø Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Ø Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Ø Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей появляется необходимость решить следующие задачи:

Ø Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Ø Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью педагогом можно использовать активные формы и методы работы с родителями:

Ø общие и групповые родительские собрания;

Ø консультации;

Ø занятия с участием родителей;

Ø выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Ø Дни общения;

Ø Дни добрых дел;

Ø Дни открытых дверей;

Ø участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Ø оформление фотомонтажей;

Ø совместное создание предметно – развивающей среды;

Ø утренние приветствия;

Ø работа с родительским комитетом группы;

Ø беседы с детьми и родителями;

Ø тренинги;

Ø семинар – практикум;

Ø родительские гостиные;

Ø почта Доверия;

Ø семейный вернисаж.

В результате повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать развитию их творческой инициативы.

Для создания атмосферы дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» можно провести в нетрадиционной форме. К нему необходимо тщательно подготовится, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

По желанию изготовить пригласительные билеты, создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание лучше с приветствия и благодарности за то, что ребенка привели в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», поможет взрослым (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, и помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где будут использованы фотографии из семейных альбомов, презентацию. На каждом собрании необходимо выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Это можно сделать в стихотворной форме собственного сочинения:

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд, нам личность в будущем дадут».

 

«Спасибо вам за труд большой, за все, что сделано с душой!»

 

«В группе папа есть у нас, он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает, во всем нам очень помогает».

 

«Папы, мамы – молодцы! Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют, и в игры играют».

 

И родители, конечно же, станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

Ø родительские уголки,

Ø папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

Ø семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»

Ø библиотека – передвижка,

Ø фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

Ø фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

Ø семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

Ø эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

Ø копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, в родительском уголке должны присутствовать рубрики различных направлений: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самым трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе возможно проведение следующих мероприятий:

Ø праздники «День Матери», «Лучшая семья моя»,

Ø развлечения «Семейные посиделки»

Ø спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»

Ø вернисаж «Наши дочки и сыночки»,

Ø выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,

Ø выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

Ø составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

Ø индивидуальные встречи и консультации;

Ø изготовление атрибутов, пособий.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Можно создать традицию проведения ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

И пусть сразу для родителей это окажется непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах детей даст возможность им быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянутся все остальные. Ведь задача педагога - организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Таким образом, в группах появятся целые библиотеки, созданные благодаря родителям.

Очень привлекательна для детей и взрослых совместная трудовая деятельность. А проведение таких мероприятий, как «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки» укрепят детско-родительские отношения. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, необходимо заранее вывесить интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: соберут рисунки, фотографии, подготовят вместе с детьми интересные поделки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, оформление площадки на улице налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате тщательно спланированной работы, использованию различных форм и методов общения с родителями, педагоги ДОУ могут повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

 

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: