Для проведения анализа экономической рентабельности воспользуемся данными формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на 31 декабря 2011 г. и формы №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Расчет показателя рентабельности активов произведем по общей формуле, представленной в главе 1 (1.3), а также рассчитаем его, опираясь на метод расширения факторных систем (2.1).
кр = | Рб х N х Е | = | Е | x | N | x | Рб | , | (2.1) | |
К х N х Е | К | Е | N |
где N – выручка от продаж за отчетный период; Е – средняя за период стоимость оборотных активов; Pб – прибыль до налогообложения за отчетный период; К – средняя за период стоимость совокупных активов организации.
Эта факторная модель отразит зависимость показателя рентабельности активов от доли оборотных активов в общей сумме активов Общества, показателя оборачиваемости, а также от размера прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, косвенно характеризующей эффективность основной деятельности.
Анализ оформим аналитической таблицей.
Таблица 3
Анализ экономической рентабельности за 2011 год
№ п/п | Показатель | Единица измерен. | 2010 год | 2011 год | Отклонение (+,-) |
А | Б | В | |||
Прибыль до налогообложения | тыс. руб. | 6 984 | 22 208 | 15 224 | |
Среднегодовая стоимость активов | тыс. руб. | 48 091 | 60 782 | 12 691 | |
Рентабельность активов (п. 1: п. 2) | % | 14,53 | 36,54 | 22,01 | |
Среднегодовая стоимость оборотных активов | тыс. руб. | 34 757 | 46 078 | 11 321 | |
Отношение оборотных активов к общей сумме активов (п. 4: п. 2) | х | 0,7228 | 0,7581 | 0,0353 | |
Выручка | тыс. руб. | 234 170 | 278 815 | 44 645 | |
Оборачиваемость оборотных активов (п. 6: п. 4) | об. | 6,7374 | 6,051 | -0,6864 | |
Продолжительность оборота (360 дн.: п. 7) | дн. | ||||
Прибыль до н/о, приходящаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1: п. 6) | % | 2,99 | 7,97 | 4,98 | |
Влияние факторов на изменение рентабельности активов | % | х | х | 22,01 | |
в том числе: | |||||
отношения оборотных активов к общей сумме активов | % | х | х | 0,71 | |
оборачиваемости оборотных активов | % | х | х | -1,56 | |
прибыли до н/о, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж | % | х | х | 22,86 |
Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2010 год:
|
кр0 = 0,7228 х 6,7374 х 2,99 = 14,53%
Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2011 год:
кр1 = 0,7581 х 6,051 х 7,97 = 36,54%
^кр = кр1 – кр0 = 36,54 – 14,53 = 22,01%
Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:
1) определим влияние изменения соотношения оборотных и совокупных активов на экономическую рентабельность:
кр = (0,0353) х 6,7374 х 2,99 = 0,71%
2) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на экономическую рентабельность:
кр = 0,7581 х (-0,6864) х 2,99 = -1,56%
3) определим влияние изменения прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на экономическую рентабельность:
кр = 0,7581 х 6,051 х (4,98) = 22,86%
Анализируя данные, представленные в таблице 2.3, можно сделать вывод о том, что в 2011 году рентабельность активов возросла на 22,01%, причем наибольшее влияние на рост показателя рентабельности (на 22,86%) оказало изменение прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж. Отрицательное влияние на экономическую рентабельность оказал фактор оборачиваемости оборотных активов (на 1,56%). Оборачиваемость оборотных активов в течение 2011 года сократилась на 0,6864 оборота, что повлекло за собой рост продолжительности оборота к концу года на 6 дней. Эта неблагоприятная тенденция для финансового состояния Общества, так как средства, извлекаемые из активов, увеличивают продолжительность своего оборота.
|
Для проведения анализа финансовой рентабельности воспользуемся данными формы № 1 и формы № 2.
Расчет показателя рентабельности собственного капитала произведем по общей формуле, представленной в главе 1 (1.4), а также рассчитаем его, опираясь на метод расширения факторных систем (2.2).
кр = | Рч х N х Е х Сз | = | N | x | Е | x | Сз | x | Рч | , | (2.2) |
Сс х N х Е х Сз | Е | Сз | Сс | N |
где Сз – средняя за период величина заемного капитала организации.
Данная модель охарактеризует зависимость показателя рентабельности собственного капитала от оборачиваемости оборотных активов Общества, соотношения оборотных активов к величине заемного капитала, финансового рычага, а также от размера чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж.
Таблица 4
Анализ финансовой рентабельности за 2011 год
№ п/п | Показатель | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | Отклонение (+,-) |
А | Б | В | |||
Чистая прибыль | тыс. руб. | 5 502 | 19 616 | 14 114 | |
Среднегодовая величина собственного капитала | тыс. руб. | 11 669 | 17 453 | 5 784 | |
Рентабельность собственного капитала (п. 1: п. 2) | % | 47,15 | 112,40 | 65,25 | |
Среднегодовая стоимость оборотных активов | тыс. руб. | 34 757 | 46 078 | 11 321 | |
Выручка от продаж | тыс. руб. | 234 170 | 278 815 | 44 645 | |
Среднегодовая величина заемного капитала | тыс. руб. | 36 422 | 43 329 | 6 907 | |
Оборачиваемость оборотных активов (п. 5: п. 4) | об. | 6,7374 | 6,051 | -0,6864 | |
Соотношение оборотных активов к величине заемного капитала (п. 4: п. 6) | х | 0,9543 | 1,0635 | 0,1092 | |
Финансовый рычаг (п. 6: п. 2) | х | 3,1213 | 2,4827 | -0,6386 | |
Чистая прибыль, приходящаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1: п. 5) | % | 2,35 | 7,04 | 4,69 | |
Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала | % | х | х | 65,25 | |
в том числе: | |||||
оборачиваемости оборотных активов | % | х | х | -4,81 | |
отношения оборотных активов к величине заемного капитала | % | х | х | 4,84 | |
финансового рычага | % | х | х | -9,71 | |
чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж | % | х | х | 74,93 |
Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2010 г.:
|
кр0 = 6,7374 х 0,9543 х 3,1213 х 2,35 = 47,15%
Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2011 г.:
кр1 = 6,051 х 1,0635 х 2,4827 х 7,04 = 112,4%
^кр = кр1 – кр0 = 112,4 – 47,15 = 65,25%
Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:
1) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на финансовую рентабельность:
кр = (-0,6864) х 0,9543 х 3,1213 х 2,35 = -4,81%
2) определим влияние изменения отношения оборотных активов к величине заемного капитала на финансовую рентабельность:
кр = 6,051 х (0,1092) х 3,1213 х 2,35 = 4,84%
3) определим влияние изменения финансового рычага на финансовую рентабельность:
кр = 6,051 х 1,0635 х (-0,6386) х 2,35 = -9,71%
4) определим влияние изменения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на финансовую рентабельность:
кр = 6,051 х 1,0635 х 2,4827 х (4,69) = 74,93%
Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о росте в 2011 году уровня рентабельности собственного капитала на 65,25% за счет увеличения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж (на 74,93%), и увеличения отношения оборотных активов к величине заемного капитала (на 4,84%). Отрицательное влияние на показатель рентабельности собственного капитала в 2011 году оказало снижение показателя оборачиваемости оборотных активов (на 4,81%), а также снижение значения финансового рычага с 3,1213 до 2,4827 (на 9,71%).
Для проведения анализа рентабельности расходов и рентабельности продаж воспользуемся данными формы № 2 и Пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Расчет рентабельности расходов произведем по формуле 2.3, а рентабельности продаж по формуле 2.4:
кр = Р / (М + U + А + S), | (2.3) |
где М – сумма материальных затрат; U – сумма затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников; A – сумма амортизационных отчислений; S – сумма прочих затрат по основной деятельности.
кр = Р/N = (N – S)/N = 1 – S/N = 1 – M/N – U/N – A/N – Sп/N, | (2.4) |
где М/N – материалоемкость продаж; U/N – зарплатоемкость продаж; A/N – амортизационная емкость продаж; Sп/N – расходоемкость продаж по прочим расходам.
Анализ оформим аналитическими таблицами.
Таблица 5
Анализ рентабельности расходов за 2011 год
№ п/п | Показатель | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | Отклонение (+,-) |
А | Б | В | |||
Прибыль от продаж | тыс. руб. | 10 426 | 24 880 | 14 454 | |
Расходы по обычным видам деятельности | тыс. руб. | 223 745 | 253 936 | 30 191 | |
в том числе: | |||||
Материальные затраты | тыс. руб. | 130 787 | 134 542 | 3 755 | |
Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды | тыс. руб. | 84 071 | 108 929 | 24 858 | |
Амортизация | тыс. руб. | 4 878 | 5 747 | ||
Прочие затраты | тыс. руб. | 4 009 | 4 718 | ||
Рентабельность расходов (п.1: п.2) | % | 4,66 | 9,8 | 5,14 | |
Влияние факторов на изменение рентабельности расходов | % | х | х | 5,14 | |
в том числе: | |||||
прибыли от продаж | % | х | х | 6,46 | |
материальных затрат | % | х | х | -0,18 | |
затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды | % | х | х | -1,08 | |
амортизации | % | х | х | -0,03 | |
прочих затрат | % | х | х | -0,03 |
Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2010 год:
кр0 = 10 426 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 4,66%
Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2011 год:
кр1 = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 718) х 100 = 9,8%
^кр = кр1 – кр0 = 9,8 – 4,66 = 5,14%
Затем рассчитаем влияние факторов способом цепных подстановок:
1) определим влияние изменения прибыли от продаж на рентабельность расходов:
кр = 24 880 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 11,12%
^кр = 11,12 – 4,66 = 6,46%
2) определим влияние изменения материальных затрат на рентабельность:
кр = 24 880 / (134 542 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 10,94%
^кр = 10,94 – 11,12 = -0,18%
3) определим влияние изменения затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды на рентабельность:
кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 4 878 + 4 009) х 100 = 9,86%
^кр = 9,86 – 10,94 = -1,08%
4) определим влияние изменения амортизационных отчислений на рентабельность расходов:
кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 009) х 100 = 9,83%
^кр = 9,83 – 9,86 = -0,03%
5) определим влияние изменения прочих затрат на рентабельность:
кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 718) х 100 = 9,8%
^кр = 9,8 – 9,83 = -0,03%
Таблица 6
Анализ рентабельности продаж за 2011 год
№ п/п | Показатель | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | Отклонение (+,-) |
А | Б | В | |||
Прибыль от продаж | тыс. руб. | 10 426 | 24 880 | 14 454 | |
Выручка от продаж | тыс. руб. | 234 170 | 278 815 | 44 645 | |
Рентабельность продаж (п. 1: п. 2) | х | 0,0446 | 0,0893 | 0,0447 | |
Расходы по обычным видам деятельности | тыс. руб. | 223 745 | 253 936 | 30 191 | |
в том числе: | |||||
Материальные затраты | тыс. руб. | 130 787 | 134 542 | 3 755 | |
Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды | тыс. руб. | 84 071 | 108 929 | 24 858 | |
Амортизация | тыс. руб. | 4 878 | 5 747 | ||
Прочие затраты | тыс. руб. | 4 009 | 4 718 | ||
Материалоемкость продаж (п. 4.МЗ: п. 2) | х | 0,5586 | 0,4826 | -0,076 | |
Зарплатоемкость продаж (п. 4.ЗП: п. 2) | х | 0,3591 | 0,3908 | 0,0317 | |
Амортизационная емкость продаж (п. 4.А: п. 2) | х | 0,0209 | 0,0207 | -0,0002 | |
Расходоемкость продаж по прочим расходам (п. 4.ПЗ: п. 2) | х | 0,0172 | 0,017 | -0,0002 | |
Влияние факторов на изменение рентабельности продаж | х | х | х | 0,0447 | |
в том числе: | |||||
материалоемкости продаж | х | х | х | 0,076 | |
зарплатоемкости продаж | х | х | х | -0,0317 | |
амортизационной емкости продаж | х | х | х | 0,0002 | |
расходоемкости продаж по прочим расходам | х | х | х | 0,0002 |
Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2010 год:
кр0 = 1 – 0,5586 – 0,3591 – 0,0209 – 0,0172 = 0,0442
Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2011 год:
кр1 = 1 – 0,4826 – 0,3908 – 0,0207 – 0,017 = 0,0889
^кр = кр1 – кр0 = 0,0889 – 0,0442 = 0,0447
Затем рассчитаем влияние факторов:
1) влияние изменения материалоемкости продаж на рентабельность продаж:
^кр = -(0,4826 – 0,5586) = 0,076
2) влияние изменения зарплатоемкости продаж на рентабельность продаж:
^кр = -(0,3908 – 0,3591) = -0,0317
3) влияние изменения амортизационной емкости продаж на рентабельность продаж:
^кр = -(0,0207 – 0,0209) = 0,0002
4) влияние изменения расходоемкости продаж по прочим расходам на рентабельность продаж:
^кр = -(0,017 – 0,0172) = 0,0002
Рентабельность расходов выросла в 2011 году по сравнению с предыдущим на 5,14% и составила 9,8%, т.е. предприятие получило 9,8 копеек прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, соответственно выросла на 4,47% и составила в отчетном году 8,93%, т.е. предприятие получило 8,93 копеек прибыли с одного рубля продаж.
В ходе проведения факторного анализа было установлено, что рост рентабельности расходов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом произошел за счет увеличения прибыли от продаж с 10 426 тыс. руб. до 24 880 тыс. руб. (на 6,46%). Наибольшее отрицательное влияние на рентабельность расходов в 2011 году оказал рост затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды (на 1,08%).
В ходе проведения факторного анализа рентабельности продаж было установлено, что снижение показателя материалоемкости продаж на 7,6% положительно сказалось на рентабельности продаж в 2011 году. Рост показателя зарплатоемкости продаж с 35,91% до 39,08% снизил рентабельность продаж за 2011 год по сравнению с 2010 годом на 3,17%.