Анализ показателей рентабельности




Для проведения анализа экономической рентабельности воспользуемся данными формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на 31 декабря 2011 г. и формы №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Расчет показателя рентабельности активов произведем по общей формуле, представленной в главе 1 (1.3), а также рассчитаем его, опираясь на метод расширения факторных систем (2.1).

 

кр = Рб х N х Е = Е x N x Рб ,   (2.1)
  К х N х Е   К   Е   N      

где N – выручка от продаж за отчетный период; Е – средняя за период стоимость оборотных активов; Pб – прибыль до налогообложения за отчетный период; К – средняя за период стоимость совокупных активов организации.

Эта факторная модель отразит зависимость показателя рентабельности активов от доли оборотных активов в общей сумме активов Общества, показателя оборачиваемости, а также от размера прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, косвенно характеризующей эффективность основной деятельности.

Анализ оформим аналитической таблицей.

Таблица 3

Анализ экономической рентабельности за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерен. 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В      
  Прибыль до налогообложения тыс. руб. 6 984 22 208 15 224
  Среднегодовая стоимость активов тыс. руб. 48 091 60 782 12 691
  Рентабельность активов (п. 1: п. 2) % 14,53 36,54 22,01
  Среднегодовая стоимость оборотных активов тыс. руб. 34 757 46 078 11 321
  Отношение оборотных активов к общей сумме активов (п. 4: п. 2)   х   0,7228   0,7581   0,0353
  Выручка   тыс. руб. 234 170 278 815 44 645
  Оборачиваемость оборотных активов (п. 6: п. 4)   об.   6,7374   6,051   -0,6864
  Продолжительность оборота (360 дн.: п. 7) дн.      
  Прибыль до н/о, приходящаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1: п. 6)   %   2,99   7,97   4,98
  Влияние факторов на изменение рентабельности активов   %   х   х   22,01
  в том числе:        
  отношения оборотных активов к общей сумме активов   %   х   х   0,71
  оборачиваемости оборотных активов % х х -1,56
  прибыли до н/о, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж   %   х   х   22,86

Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2010 год:

кр0 = 0,7228 х 6,7374 х 2,99 = 14,53%

Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2011 год:

кр1 = 0,7581 х 6,051 х 7,97 = 36,54%

р = кр1 – кр0 = 36,54 – 14,53 = 22,01%

Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:

1) определим влияние изменения соотношения оборотных и совокупных активов на экономическую рентабельность:

кр = (0,0353) х 6,7374 х 2,99 = 0,71%

2) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на экономическую рентабельность:

кр = 0,7581 х (-0,6864) х 2,99 = -1,56%

3) определим влияние изменения прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на экономическую рентабельность:

кр = 0,7581 х 6,051 х (4,98) = 22,86%

Анализируя данные, представленные в таблице 2.3, можно сделать вывод о том, что в 2011 году рентабельность активов возросла на 22,01%, причем наибольшее влияние на рост показателя рентабельности (на 22,86%) оказало изменение прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж. Отрицательное влияние на экономическую рентабельность оказал фактор оборачиваемости оборотных активов (на 1,56%). Оборачиваемость оборотных активов в течение 2011 года сократилась на 0,6864 оборота, что повлекло за собой рост продолжительности оборота к концу года на 6 дней. Эта неблагоприятная тенденция для финансового состояния Общества, так как средства, извлекаемые из активов, увеличивают продолжительность своего оборота.

Для проведения анализа финансовой рентабельности воспользуемся данными формы № 1 и формы № 2.

Расчет показателя рентабельности собственного капитала произведем по общей формуле, представленной в главе 1 (1.4), а также рассчитаем его, опираясь на метод расширения факторных систем (2.2).

кр = Рч х N х Е х Сз = N x Е x Сз x Рч , (2.2)
  Сс х N х Е х Сз   Е   Сз   Сс   N    

где Сз – средняя за период величина заемного капитала организации.

Данная модель охарактеризует зависимость показателя рентабельности собственного капитала от оборачиваемости оборотных активов Общества, соотношения оборотных активов к величине заемного капитала, финансового рычага, а также от размера чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж.

Таблица 4

Анализ финансовой рентабельности за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В      
  Чистая прибыль тыс. руб. 5 502 19 616 14 114
  Среднегодовая величина собственного капитала тыс. руб. 11 669 17 453 5 784
  Рентабельность собственного капитала (п. 1: п. 2) % 47,15 112,40 65,25
  Среднегодовая стоимость оборотных активов тыс. руб. 34 757 46 078 11 321
  Выручка от продаж тыс. руб. 234 170 278 815 44 645
  Среднегодовая величина заемного капитала тыс. руб. 36 422 43 329 6 907
  Оборачиваемость оборотных активов (п. 5: п. 4) об. 6,7374 6,051 -0,6864
  Соотношение оборотных активов к величине заемного капитала (п. 4: п. 6)   х   0,9543   1,0635   0,1092
  Финансовый рычаг (п. 6: п. 2) х 3,1213 2,4827 -0,6386
  Чистая прибыль, приходящаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1: п. 5)   %   2,35   7,04   4,69
  Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала   %   х   х   65,25
  в том числе:        
  оборачиваемости оборотных активов % х х -4,81
  отношения оборотных активов к величине заемного капитала % х х   4,84
  финансового рычага % х х -9,71
  чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж   %   х   х   74,93

Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2010 г.:

кр0 = 6,7374 х 0,9543 х 3,1213 х 2,35 = 47,15%

Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2011 г.:

кр1 = 6,051 х 1,0635 х 2,4827 х 7,04 = 112,4%

р = кр1 – кр0 = 112,4 – 47,15 = 65,25%

Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:

1) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на финансовую рентабельность:

кр = (-0,6864) х 0,9543 х 3,1213 х 2,35 = -4,81%

2) определим влияние изменения отношения оборотных активов к величине заемного капитала на финансовую рентабельность:

кр = 6,051 х (0,1092) х 3,1213 х 2,35 = 4,84%

3) определим влияние изменения финансового рычага на финансовую рентабельность:

кр = 6,051 х 1,0635 х (-0,6386) х 2,35 = -9,71%

4) определим влияние изменения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на финансовую рентабельность:

кр = 6,051 х 1,0635 х 2,4827 х (4,69) = 74,93%

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о росте в 2011 году уровня рентабельности собственного капитала на 65,25% за счет увеличения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж (на 74,93%), и увеличения отношения оборотных активов к величине заемного капитала (на 4,84%). Отрицательное влияние на показатель рентабельности собственного капитала в 2011 году оказало снижение показателя оборачиваемости оборотных активов (на 4,81%), а также снижение значения финансового рычага с 3,1213 до 2,4827 (на 9,71%).

Для проведения анализа рентабельности расходов и рентабельности продаж воспользуемся данными формы № 2 и Пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Расчет рентабельности расходов произведем по формуле 2.3, а рентабельности продаж по формуле 2.4:

кр = Р / (М + U + А + S), (2.3)

где М – сумма материальных затрат; U – сумма затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников; A – сумма амортизационных отчислений; S – сумма прочих затрат по основной деятельности.

кр = Р/N = (N – S)/N = 1 – S/N = 1 – M/N – U/N – A/N – Sп/N, (2.4)

где М/N – материалоемкость продаж; U/N – зарплатоемкость продаж; A/N – амортизационная емкость продаж; Sп/N – расходоемкость продаж по прочим расходам.

Анализ оформим аналитическими таблицами.

Таблица 5

 

Анализ рентабельности расходов за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В      
  Прибыль от продаж тыс. руб. 10 426 24 880 14 454
  Расходы по обычным видам деятельности тыс. руб. 223 745 253 936 30 191
  в том числе:        
  Материальные затраты тыс. руб. 130 787 134 542 3 755
  Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды   тыс. руб.   84 071   108 929   24 858
  Амортизация тыс. руб. 4 878 5 747  
  Прочие затраты тыс. руб. 4 009 4 718  
  Рентабельность расходов (п.1: п.2) % 4,66 9,8 5,14
  Влияние факторов на изменение рентабельности расходов   %   х   х 5,14
  в том числе:        
  прибыли от продаж % х х 6,46
  материальных затрат % х х -0,18
  затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды   %   х   х   -1,08
  амортизации % х х -0,03
  прочих затрат % х х -0,03

Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2010 год:

кр0 = 10 426 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 4,66%

Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2011 год:

кр1 = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 718) х 100 = 9,8%

р = кр1 – кр0 = 9,8 – 4,66 = 5,14%

Затем рассчитаем влияние факторов способом цепных подстановок:

1) определим влияние изменения прибыли от продаж на рентабельность расходов:

кр = 24 880 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 11,12%

р = 11,12 – 4,66 = 6,46%

2) определим влияние изменения материальных затрат на рентабельность:

кр = 24 880 / (134 542 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 10,94%

р = 10,94 – 11,12 = -0,18%

3) определим влияние изменения затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды на рентабельность:

кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 4 878 + 4 009) х 100 = 9,86%

р = 9,86 – 10,94 = -1,08%

4) определим влияние изменения амортизационных отчислений на рентабельность расходов:

кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 009) х 100 = 9,83%

р = 9,83 – 9,86 = -0,03%

5) определим влияние изменения прочих затрат на рентабельность:

кр = 24 880 / (134 542 + 108 929 + 5 747 + 4 718) х 100 = 9,8%

р = 9,8 – 9,83 = -0,03%

Таблица 6

Анализ рентабельности продаж за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В      
  Прибыль от продаж тыс. руб. 10 426 24 880 14 454
  Выручка от продаж тыс. руб. 234 170 278 815 44 645
  Рентабельность продаж (п. 1: п. 2) х 0,0446 0,0893 0,0447
  Расходы по обычным видам деятельности тыс. руб. 223 745 253 936 30 191
  в том числе:        
  Материальные затраты тыс. руб. 130 787 134 542 3 755
  Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды   тыс. руб.   84 071   108 929   24 858
  Амортизация тыс. руб. 4 878 5 747  
  Прочие затраты   тыс. руб. 4 009 4 718  
  Материалоемкость продаж (п. 4.МЗ: п. 2) х 0,5586 0,4826 -0,076
  Зарплатоемкость продаж (п. 4.ЗП: п. 2) х 0,3591 0,3908 0,0317
  Амортизационная емкость продаж (п. 4.А: п. 2) х 0,0209 0,0207 -0,0002
  Расходоемкость продаж по прочим расходам (п. 4.ПЗ: п. 2)   х   0,0172   0,017   -0,0002
  Влияние факторов на изменение рентабельности продаж   х   х   х   0,0447
  в том числе:        
  материалоемкости продаж х х х 0,076
  зарплатоемкости продаж х х х -0,0317
  амортизационной емкости продаж х х х 0,0002
  расходоемкости продаж по прочим расходам х х х 0,0002

Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2010 год:

кр0 = 1 – 0,5586 – 0,3591 – 0,0209 – 0,0172 = 0,0442

Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2011 год:

кр1 = 1 – 0,4826 – 0,3908 – 0,0207 – 0,017 = 0,0889

р = кр1 – кр0 = 0,0889 – 0,0442 = 0,0447

Затем рассчитаем влияние факторов:

1) влияние изменения материалоемкости продаж на рентабельность продаж:

р = -(0,4826 – 0,5586) = 0,076

2) влияние изменения зарплатоемкости продаж на рентабельность продаж:

р = -(0,3908 – 0,3591) = -0,0317

3) влияние изменения амортизационной емкости продаж на рентабельность продаж:

р = -(0,0207 – 0,0209) = 0,0002

4) влияние изменения расходоемкости продаж по прочим расходам на рентабельность продаж:

р = -(0,017 – 0,0172) = 0,0002

Рентабельность расходов выросла в 2011 году по сравнению с предыдущим на 5,14% и составила 9,8%, т.е. предприятие получило 9,8 копеек прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, соответственно выросла на 4,47% и составила в отчетном году 8,93%, т.е. предприятие получило 8,93 копеек прибыли с одного рубля продаж.

В ходе проведения факторного анализа было установлено, что рост рентабельности расходов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом произошел за счет увеличения прибыли от продаж с 10 426 тыс. руб. до 24 880 тыс. руб. (на 6,46%). Наибольшее отрицательное влияние на рентабельность расходов в 2011 году оказал рост затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды (на 1,08%).

В ходе проведения факторного анализа рентабельности продаж было установлено, что снижение показателя материалоемкости продаж на 7,6% положительно сказалось на рентабельности продаж в 2011 году. Рост показателя зарплатоемкости продаж с 35,91% до 39,08% снизил рентабельность продаж за 2011 год по сравнению с 2010 годом на 3,17%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: