Требования к содержанию курсового проекта




Обнинский институт атомной энергетики – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

 

Социально-экономический факультет

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсовых проектов

По дисциплине «Теория менеджмента»

 

для студентов, обучающихся по

профессионально-образовательным программам

направления 080200.62 – «Менеджмент»

 

Обнинск 2013


УДК 338(075.8)

 

Методические указания к выполнению курсовых проектов по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов, обучающихся по профессионально-образовательным программам направления 080200.62 – «Менеджмент»/ Сост. Садченкова Ю.П. – Обнинск, ИАТЭ НИЯУ МИФИ, 2013. – 33 с.

 

 

Методические указания предназначены для оказания необходимой методической помощи студентам при выполнении курсовых проектов по учебной дисциплине «Теория менеджмента».

Методические указания содержат методики и последовательность выполнения элементов курсового проекта, рекомендации по его структуре, содержанию и оформлению, по подготовке к защите курсового проекта.

Методические указания составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам и нацелены на повышение качества их выполнения.

Предназначено для студентов, обучающихся по программам направления «Менеджмент» дневного, вечернего и заочного отделений.

 

Ó ИАТЭ НИЯУ МИФИ, 2013 г.

Ó Ю.П. Садченкова, 2013 г.


Общие положения

Курсовое проектирование является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов под руководством преподавателя. Курсовые проекты обязательны для студентов всех специальностей высших учебных заведений. Учебными планами подготовки по программам направления «Менеджмент» предусмотрено выполнение студентами курсового проекта по дисциплине «Теория менеджмента».

Курсовой проект является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Основная цель курсового проектирования – закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, а также выработка умения самостоятельно применять эти знания в их комплексе для творческого решения конкретной управленческой задачи.

В процессе курсового проектирования студенты приобретают навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, со справочной и методической литературой, с интернет-ресурсами, с законодательными и нормативными актами, а также проектными материалами (ГОСТ, единые нормы и расценки, типовые проекты и справочники укрупненных производственных и сметных норм и т.п.). Студенты учатся отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать определенные выводы и предложения.

Выполнение курсового проекта представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя какой-либо частной управленческой задачи или проведение исследования, посвященного одному из вопросов предметной области общего менеджмента, завершающееся публичной защитой полученных результатов.

Курсовой проект должен удовлетворять следующим основным требованиям:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- полнота освещения отдельных вопросов;

- краткость и точность формулировок;

- убедительность аргументации

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов;

- обоснованность рекомендаций и их практическая направленность;

- грамотное оформление в соответствии с требованиями стандартов.

Курсовой проект выполняется каждым студентом самостоятельно и индивидуально. Сроки выполнения и защиты проекта определяются сроками изучения дисциплины «Теория менеджмента».

Выполнение курсового проекта целесообразно осуществлять по следующим этапам.

1. Выбор темы курсового проекта. Тему курсового проекта студент выбирает самостоятельно из перечня рекомендуемых направлений, приведенного в приложении 1. Следует заметить, что приведенные в приложении 1 направления содержат примерные формулировки тем, студенту предоставляется право их уточнения, дополнения, конкретизации, но обязательно по согласованию с руководителем проекта.

В процессе выбора темы проекта стоит изучить круг актуальных проблем, которые активно разрабатываются учеными и практиками в области менеджмента. Поиск вариантов решения проблемы составляет сущность процесса исследования, поэтому прежде чем найти «свою» тему, необходимо знать, чем занимались и занимаются другие.

При выборе темы курсового проекта полезно также принять во внимание следующие факторы:

- личный научный и практический интерес;

- продолжение исследований, проведенных в процессе выполнения иных научных и учебных работ;

- опыт практической деятельности на предприятии, в организации;

- наличие оригинальных творческих идей;

- опыт публичных выступлений, докладов, участия в конференциях, семинарах и т.д.

Дублирование тем курсовых проектов в пределах учебной группы возможно в том случае, когда студенты рассматривают одну и ту же тему на примере различных хозяйствующих субъектов. Выполнение курсового проекта на одну и ту же тему двумя или более студентами на примере одного и того же хозяйствующего субъекта не допускается. Студент может предложить собственную тему с обоснованием причин ее выбора и целесообразности ее разработки, если она соответствует тематике учебной дисциплины «Теория менеджмента», и обязательно согласовать ее с руководителем курсового проектирования.

Студент должен представить руководителю выбранную и согласованную тему курсового проекта в письменном виде не позднее чем через один месяц с начала занятий в учебном семестре, в котором выполняется курсовой проект.

2. Подбор литературы в соответствии с темой курсового проекта. Изучив необходимое количество литературных источников, студент составляет проект плана курсового проекта, где определяется содержание, логика, последовательность проведения исследования. План согласовывается и утверждается руководителем курсового проекта. После этого студент может приступать к выполнению проекта.

3. Выполнение курсового проекта в соответствии с утвержденным планом.

Непосредственное и систематическое руководство работой над курсовым проектом осуществляет руководитель курсового проектирования, который выполняет следующие функции:

- выдает задание на курсовой проект;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика выполнения проекта, в подборе необходимой литературы;

- проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

- систематически контролирует ход работы студента над курсовым проектом.

В процессе работы над курсовым проектом студент обязан:

- посещать установленные графиком консультации;

- по мере написания отдельных элементов проекта представлять их руководителю;

- исправлять и дополнять работу в соответствии с полученными замечаниями;

- в установленные сроки отчитываться о готовности работы перед руководителем.

 

 

Требования к содержанию курсового проекта

Курсовой проект должен содержать следующие структурные элементы:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основную часть;

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) последний лист проекта;

8) приложения (при необходимости).

Общий объем курсового проекта не должен быть менее 20 листов и более 50 листов.

Примерный объем в машинописных страницах составляющих курсового проекта представлен в табл.1.

 

Таблица 1

Рекомендуемый объем структурных элементов курсового проекта

Наименование частей проекта Количество страниц
Титульный лист  
Содержание (с указанием страниц)  
Введение 2-3
Основная часть 20-30
Заключение 1-2
Список использованных источников 1-2
Последний лист проекта  
Приложения Без ограничений

 

Титульный лист курсового проекта оформляется по установленному образцу, приведенному в приложении 2. Студент не должен забывать ставить на титульном листе свою подпись.

В содержании приводятся наименования структурных частей проекта, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Образец оформления содержания курсового проекта приведен в приложении 3.

Во введении дается общая характеристика курсового проекта: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для ее достижения; описываются объект и предмет исследования, используемые методы и информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура проекта по главам.

Приобоснованииактуальности темы студент должен показать, что, несмотря на имеющиеся материалы по выбранной проблеме, научные знания и практические решения в данной области управления еще недостаточны, устарели или отсутствуют; что ранее таких исследований не выполнялось; либо не были учтены определенные аспекты; либо необходимо продолжить разработки, принимая во внимание новые условия, критерии, возможности и т.д. В результате описания актуальности темы должна быть сформулирована проблема исследования и очерчен круг вопросов, необходимых для ее решения.

Цель – это конечный результат исследования, решение проблемы, т.е. то, к чему в итоге проведенного в работе исследования необходимо прийти. При написании проекта его содержание следует постоянно проверять на соответствие цели, поскольку изучение дополнительных аспектов проблемы может увести исследование от первоначальной цели или «перегрузить» работу лишним материалом. Цель обычно определяется словами: «разработать», «обосновать», «выявить», «предложить» и т.д. (но не «изучить», «проанализировать», «рассмотреть», т.к. этими словами описывается процесс, а цель предполагает конечный результат).

В соответствии с целью исследования ставится ряд задач, необходимых для ее достижения, которые обычно формулируются в форме перечисления: изучить, описать, составить, проанализировать, установить, выявить, определить, предложить и т.д. Описание решения этих задач составляет содержание глав и параграфов основной части курсового проекта, поэтому их названия должны соответствовать формулировкам задач. Кроме того, выводы курсового проекта должны показать, как решены задачи исследования, и доказать, что они действительно решены.

Понятия «объект» и «предмет» следует рассматривать как исходные категории, которые обеспечивают целенаправленность проводимого исследования. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения, а предмет определяет, что именно в состоянии, свойствах, связях изучаемого объекта будет исследовано в конкретной работе, т.е. предмет – это своего рода границы, в которых изучается объект.

Во введении к курсовому проекту дается краткая характеристика основных источников получения информации для его выполнения (информационная база). Целесообразно также остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала.

В конце введения желательно раскрыть структурупроекта, т.е. дать перечень его структурных элементов и обосновать логику и последовательность их расположения.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения курсового проекта. Она состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2–3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью ее раскрывать. В главах и параграфах курсового проекта должно описываться решение поставленных во введении задач, поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач проекта. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании проекта быть не должно.

Обязательным требованием к курсовому проекту является наличие теоретической части, где студент должен продемонстрировать знания основ теории по разрабатываемой проблеме и обосновать сложившееся собственное представление по изучаемому вопросу, и аналитическо-практической части, в которой необходимо показать умение применять полученные теоретические знания для анализа реальных деловых ситуаций и обоснования управленческих решений.

ПЕРВАЯ ГЛАВА носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения учебной и научной литературы излагаются теоретические подходы к рассматриваемой проблеме, обосновываются собственные позиции студента, а также дается характеристика нормативно-правовой базы, методов и методик анализа и разработки управленческих решений, которые будут использованы во второй главе проекта.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Затем можно сделать небольшой исторический экскурс по проблеме, по возможности оценить степень ее изученности, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Можно также осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

Следует отметить, что курсовой проект выполняется по литературным источникам, но не сводится к переписыванию учебников или механическому компилированию отдельных положений. Его выполнение должно отражать самостоятельное осмысление проблемы, характеризовать способность студента логично и четко излагать свои мысли по освоенному учебному материалу.

Теоретическое освещение вопросов должно быть увязано с практической частью работы и служить базой для разработки предложений и рекомендаций автора курсового проекта.

ВТОРАЯ ГЛАВА носит аналитическо-практический характер и должна выполняться на основе данных реального субъекта хозяйствования. В этой главе рассмотренные теоретические положения иллюстрируются на примере конкретной организации. Первый параграф второй главы должен быть посвящен общей характеристике того субъекта хозяйствования, на примере которого выполняется курсовой проект. Важными составляющими такой характеристики являются следующие параметры:

- организационно-правовая форма и характер собственности;

- территориальное размещение, регионы присутствия;

- сфера и масштаб деятельности (производимая продукция, отраслевая принадлежность, размер организации);

- цели и задачи организации (дерево целей);

- краткая историческая справка об организации и ее деятельности (история создания и развития, стадия жизненного цикла);

- внешняя среда деятельности организации и ее ключевые факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.

Во втором и третьем параграфах студент либо самостоятельно проводит анализ ситуации и обосновывает управленческое решение в выбранной проблемной области менеджмента, либо дает критическую оценку проведенному анализу и принятому решению, выявляет его достоинства и недостатки и предлагает рекомендации по совершенствованию ситуации.

При выполнении аналитических процедур должен быть указан способ получения информации, позволяющей оценить фактическое состояние объекта. Данные, необходимые для выполнения курсового проекта, могут быть получены на основе действующей в организации системы плановых, отчетных и статистических документов, системы оперативного учета, который ведут различные подразделения и службы; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации и ее подразделений, а также на основании данных опросов, наблюдений и экспертных оценок.

Наиболее распространенными методами сбора информации для выполнения курсового проекта являютсяопрос, анкетирование,интервьюирование,наблюдение,анализ документов. Основными источниками данных являются учредительные документы организации, бизнес-планы, положения о подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание, отчеты по труду, планы мероприятий и отчеты об их выполнении, финансовые отчеты, постановления, приказы, протоколы и решения собраний т.п. Описание способов получения информации должно сопровождаться показом форм и содержания аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. с указанием правил их заполнения.

Информация, служащая базой для анализа, должна быть достаточно полной, достоверной и актуальной, период анализа должен давать возможность адекватно оценить состояние исследуемых процессов и явлений и динамику их изменения с учетом современных тенденций социально-экономического развития.

Анализ и обработку собранной информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, статистического, социологического и психологического анализа. Рекомендуемые методыдля проведения анализа в ходе выполнения курсового проекта

- оценка ключевых параметров организационной структуры управления (сложность, степень формализации, степень централизации, соответствие нормам управляемости);

- построение матриц распределения функций управления и ответственности;

- функционально-стоимостной анализ;

- анализ процессов принятия управленческих решений;

- анализ эффективности и качества работы организационно-управленческого персонала;

- оценка затрат на функционирование структуры управления и результатов управленческой деятельности;

- расчет и анализ показателей эффективности и экономичности структуры управления;

- построение схем основных бизнес-процессов;

- «цепочка создания стоимости» М. Портера;

- методы стратегического, тактического и оперативно-календарного планирования;

- методы нормирования;

- план-фактный анализ производственных программ;

- расчет оптимального размера заказа;

- АВС-анализ;

- маржинальный анализ;

- расчет и анализ показателей эффективности использования производственного потенциала организации и его воспроизводства (показатели ресурсоотдачи, ресурсоемкости и т.п. по различным видам ресурсов);

- анализ регламентации и документационного обеспечения деятельности;

- анализ структуры персонала по половозрастному составу, образовательному и квалификационному уровням;

- оценка уровня текучести кадров, динамики текучести кадров и анализ ее причин;

- анализ системы оплаты труда, в том числе применяемых форм оплаты труда;

- расчет фонда оплаты труда;

- сравнительный анализ динамики фонда оплаты труда, заработной платы и производительности труда;

- процедура и критерии подбора персонала;

- анализ системы оценки и аттестации персонала;

- диагностика систем мотивации управленческого и производственного персонала (в том числе методы материального и нематериального стимулирования);

- диагностика организационной культуры;

- модель Грейнера;

- модель Адизеса;

- анализ информационных потоков;

- построение схем коммуникаций;

- анализ документооборота организации;

- построение схем прохождения документов (документограмм);

- анализ используемых методов и средств поиска, преобразования, хранения и передачи информации;

- анализ имеющегося у организации IT-оборудования, программного обеспечения и его использования;

- характеристика CRM-, MRP-, ERP-систем или их элементов;

- STEP-анализ;

- SWOT-анализ;

- модель пяти сил конкуренции М. Портера;

- матрица БКГ;

- матрица Ансоффа;

- матрица МакКинси;

- сравнительная оценка конкурентоспособности;

- построение многоугольников конкурентоспособности;

- маркетинг-микс;

- оценка емкости рынка;

- оценка доли организации на рынке;

- трендовый анализ;

- регрессионный анализ;

- структурный анализ;

- сегментирование на основе метода группировки;

- оценка глубины и широты ассортимента;

- анализ жизненного цикла;

- методы ценообразования;

- позиционирование на рынке;

- анализ PR-мероприятий;

- оценка эффективности функционирования системы управления (затраты и результаты).

Выбор методов для проведения анализа осуществляется студентом исходя из темы курсового проекта, специфики исследуемой организации, наличия информации. При этом для обеспечения объективности выводов и результатов работы студент должен применить не менее трех различных методов из приведенного выше перечня.

На основе результатов проведенного анализа студент вносит предложения, обосновывает рекомендации, разрабатывает мероприятия по решению рассматриваемой проблемы в исследуемой организации. Состав комплекса рекомендаций и мероприятий определяется, прежде всего, результатами проведенного анализа состояния системы управления исследуемой организации и ее подсистем, поскольку они должны быть направлены на устранение недостатков, выявленных в ходе анализа, с учетом имеющегося прогрессивного отечественного и зарубежного опыта.

Студент обязательно должен показать эффективность практической реализации своих предложений и рекомендаций. Поскольку принимаемые управленческие решения сопряжены с затратами, иногда значительными, то любое предложение и мероприятие по совершенствованию управления организацией, прежде всего, должно быть социально-экономически выгодным. Поэтому автор проекта должен показать экономические и другие преимущества предлагаемого управленческого решения, раскрыть его значение для практического применения.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (2–3 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными, нетривиальными и содержать полученные в данном параграфе результаты, которые важны для достижения цели работы и будут использованы для последующего изложения материала, разработок и предложений. Выводы предыдущего раздела (главы) должны подводить к основному содержанию последующего и таким образом обеспечивать их связь между собой и единство всей работы. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,…» или «итак…», после которого формулируется их содержание.

Обязательным для курсового проекта является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, критический подход к изучаемым данным, проведение необходимого анализа, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций. Также обязательным является наличие в основной части курсового проекта ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие методы…», «Обоснована методика расчета...», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются теоретические выводы и практические предложения, к которым пришел студент в результате выполнения проекта. Они должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы, практическую значимость результатов работы, а также направления реализации полученных выводов и предложений. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели курсового проекта. Заключение не должно повторять или механически суммировать выводы глав основной части курсового проекта, т.е. оно должно быть написано на более высоком уровне обобщенности по сравнению с основной частью работы.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы.

Любое исследование начинается с поиска источников информации. Работу с литературой начинают, как правило, с общих работ по теме (монографии, книги, сборники научных трудов), проверенных временем, поскольку ретроспективный поиск позволяет проследить развитие теории и практики вопроса, выявить закономерности и причины появления той или иной проблемы. Уже затем ведется отбор «нового» материала из отраслевых периодических изданий, где публикуются «проблемно-постановочные» статьи, гипотезы и предположения (не всегда доказанные), научные дискуссии по актуальным проблемам. В периодике, как правило, отражаются актуальные темы, быстрее проявляется реакция со стороны научного сообщества на идею или предложение.

Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для курсового проекта их рекомендуемое количество от 15 до 30. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние три года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в проекте.

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов курсового проекта, что подтверждается на последнем листе работы. Форма заполнения последнего листа курсового проекта приведена в приложении 4. В случае обнаружения плагиата курсовой проект снимается с рассмотрения без права доработки (студент должен выполнять новый проект на новую тему).

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (структурные схемы, положения о подразделениях, должностные инструкции, таблицы вспомогательных цифровых данных, методики, формы отчетности и других документов и т.п.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: