Министерство образования и науки Российской Федерации. Частное учреждение профессиональная образовательная организация




Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

«Гуманитарный колледж» г. Омска

 

Надь Е.М.

 

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов заочной формы обучения

 

г. ОМСК – 2015

Пояснительная записка

Нарастание объема информации во всех сферах жизнедеятельности человека и общества требует невиданного ранее интенсивного творческого труда, поэтому важно приобщить студентов, будущих специалистов к самостоятельному творческому процессу, привить им умения и навыки поиска, сбора, анализа и обобщения полезной информации.

Одним из основных методов выполнения этой задачи являются задания учебно-исследовательского характера – курсовые, выпускные квалификационные работы, исследования, выполняемые студентами в научных кружках.

Выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы должно способствовать углубленному усвоению теоретического материала и приобретению навыков в области решения производственных задач и ситуаций, носит самостоятельный, исследовательский характер, позволяет овладеть методами научного исследования.

Предлагаемое пособие будет полезно как преподавателю, который формирует задания научной организации труда, самостоятельной работы студента и контролирует выполнение этих заданий, так и студенту, которому необходимо овладеть технологией исследовательской деятельности.

Пособие поможет студентам освоить методику работы с источниками информации, изложит требования к написанию текста, научит правильно, в соответствии с требованиями ФГОС оформить курсовую или выпускную квалификационную работу.

Курсовые и выпускные квалификационные работы представляют собой научные исследования, необходимые для становления специалистов, которые включают следующее:

1) систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и умений по специальности;

2) применение полученных знаний и умений при решении конкретных профессиональных задач;

3) развитие навыков самостоятельной работы, овладение методиками и общими принципами исследования;

4) выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной работы;

5) формирование умения логично и грамотно излагать материалы исследования.

Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе можно объединить в три группы:

- требования к структуре;

- требования к содержанию;

- требования к оформлению.

Предлагаемое пособие раскрывает эти требования и способствует грамотному оформлению студентами своих исследований, курсовых и выпускных квалификационных работ в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Для этого в методических указаниях представлена информация по следующим направлениям:

· методика и этапы выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы;

· правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работы;

· процедура защиты курсовой и выпускной квалификационной работы и критерии оценки.

Цели и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы:

1. Уметь систематизировать и закреплять и расширять теоретические и практические знания по специальности.

2. Развивать навыки самостоятельной работы студентов, практически овладевать методиками и общими принципами исследования.

3. Уметь определять круг необходимой научно-популярной и справочной литературы, выделять главные положения и идеи.

4. Научиться выражать свое отношение к разным точкам зрения, делать собственные заключения; творчески применять полученные теоретические знания при решении конкретных профессиональных проблем.

5. Научиться выдвигать рабочую гипотезу, логически обосновывать и формулировать выводы.

Качественное выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ – результат планомерной, систематической деятельности по теоретическому и практическому освоению актуальных для современной науки вопросов.

 

Общие положения

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта студент должен выполнить в течение всего срока обучения курсовые работы и одну выпускную квалификационную (дипломную) работу. При этом курсовые и выпускные квалификационные работы рассматриваются как равноценный вид учебной деятельности по сравнению с другими учебными дисциплинами и практиками. Практика показывает, что на разных этапах выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студентам приходится сталкиваться с рядом трудностей, которые ведут к типичным ошибкам. На первом курсе эта работа носит реферативный характер и не подлежит защите перед аттестационной комиссией. Проверку и оценку курсовой работы, выполненной на данном уровне, производит научный руководитель. Оценка работы носит дифференцированный характер («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Защита работы предусмотрена в рамках того предмета, по которому писалась работа. Курсовая работа не прошедшая защиту оценивается с учетом мнения научного руководителя, но не может быть выше оценки «удовлетворительно». Невыполнение курсовой работы студентом на данном этапе считается академической задолженностью.

На выпускном курсе курсовая и соответственно выпускная квалификационная (дипломная) работа проводится с обязательным выполнением эмпирических исследований и практических заданий руководителя во время прохождения производственной преддипломной практики. Дифференцированная оценка данных работ осуществляется исходя из оценки научного руководителя, оценки рецензента и оценки, полученной при защите перед государственной аттестационной комиссией. Невыполнение курсовой или выпускной квалификационной работы на данном этапе является основанием недопуска студента к государственным выпускным экзаменам.

Основные требования к подготовке студентов

При написании курсовой и выпускной квалификационной работы студент должен показать:

1. Знания основ методологии исследования, широкие знания по проблеме исследования.

2. Умение работать с литературой, анализировать различные источники.

3. Умение анализировать полученные результаты, логично излагать личную позицию по проблеме и делать обоснованные выводы.

4. Прилежность, ответственность и организованность при выполнении самостоятельной исследовательской работы.

Общими требованиями к курсовой и выпускной квалификационной работе являются:

1/ целевая направленность;

2/ четкость построения;

З/ логическая последовательностьизложения материала;

4/ глубина исследования и полнотаосвещения вопросов;

5/ убедительность аргументации;

6/ краткость и точность формулировок;

7/ конкретность изложения результатов работы;

8/ доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

9/ грамотное оформление.

Курсовая работа

Прежде всего, курсовая работа не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.

Курсовая работа – это настоящее студенческое научное исследование. Поскольку пишется она по специальному предмету или по выбранной студентом специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свободу студента в разработке темы никак не ограничивают. Пользуясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение нескольких месяцев пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки.

Поскольку курсовая работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Во введении к курсовой работе актуальность должна быть убедительно обоснована.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов:

1. Если вы пишете работу теоретического характера, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру:

А) Исторический аспект проблемы исследования.

Б) Освещение состояния отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования.

В) Сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.

2. Работа практического характера, как правило, делится на две основные главы:

А) Первая глава посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования.

Б) Вторая глава представляет собой практическую часть исследования и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

3. Работа опытно-экспериментального характера имеет:

А) Вводную теоретико-методологическую часть.

Б) Изложение условий, методов и хода эксперимента.

В) Обобщение и интерпретацию полученных результатов.

Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь титульный лист (Приложение 1), развернутый план-оглавление (содержание), введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 30-40 печатных страниц. Из этого объема около 10 % обычно занимает введение, от 5 до 10 % - заключение.

Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее, здесь ваша основная задача состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узконаучном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Вы можете там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать ее с точки зрения накопившихся социальных проблем и т.п.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, так, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Затем нужно переходить к формулировке цели и задач своей работы. Эта формулировка должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Безусловным требованием к тексту курсовой является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Наконец, необходимо коснуться методологии и методов исследования. Достаточно будет просто их назвать. Если в рамках курсовой работы проводилось исследование, то нужно указать, где оно выполнялось.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяется две-три главы, каждая их которых выполняет свою функцию в общей логике изложения.

Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Хорошо, если в конце заключения вы остановитесь на дальнейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и выпускной квалификационной работ.

Вслед за заключением идет библиография (список использованной литературы), которая включает в себя не менее 15-20 источников и должна быть составлена в соответствии с установленными требованиями, на которых остановимся позже. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и их следует пронумеровать.

Готовая курсовая работа сдается научному руководителю, который, согласно существующим правилам, должен обосновать выставленную им оценку в письменном отзыве.

Критериями оценки курсовой работы являются актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР) – это самая важная работа в жизни любого студента. В академической иерархии выпускная квалификационная работа стоит ниже диссертации и уступает ей по объему. Однако на студенте, пишущем ВКР, объективно лежит большая ответственность, поскольку его работу действительно и обязательно будут читать полностью. Написание ВКР является завершающим этапом обучения в образовательном учреждении и одной из форм итогового контроля знаний и умений студента. То, как студент напишет данную работу, и какую оценку ему выставит комиссия в ходе защиты, может рассматриваться как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому качество ВКР, степень ее самостоятельности, аргументированность и логическое изящество защиты имеют очень большое значение.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.

С одной стороны, выпускная квалификационная работа – это расширенное и углубленное подобие курсовой. С другой же стороны, дипломная работа – это далеко не курсовая. Требования, предъявляемые к ней, на порядок выше, и ее написание намного сложнее.

1. Необходимый объем выпускных квалификационных работ в разных учебных заведениях в среднем колеблется от 60 до 100 печатных страниц.

2. Структура плана выпускной квалификационной работы, в отличие от плана курсовой, сложная: в нее входят главы (обычно две-три), которые, в свою очередь, делятся на параграфы.

3. В задачу выпускной квалификационной работы входит не только постановка проблемы (как в курсовой работе), но и нахождение пути ее решения или хотя бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления.

4. Объем и количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно вдвое меньше, чем соответствующие показатели при написании ВКР. Когда вы пишете выпускную квалификационную работу, в вашу задачу входит рассмотрение истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых в выпускной квалификационной работе.

5. Все изложение и структура работы должны быть подчинены единой логике реализации поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, уводящего в сторону от основной смысловой нити. Однако определенное количество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и находятся в правильном пропорциональном соотношении с общим объемом текста.

6. Материал должен излагаться логически связно, последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения обязательно нужно доказывать или обосновывать.

7. Большое значение имеет стиль использования источников. Работу не следует перегружать цитатами, в особенности пространными. Но это не означает, что изложение совсем не должно опираться на использованную литературу. Но избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование перемежать косвенным, то есть фактически пересказом того или иного места источника. В ряде случаев можно ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или иной концепции или точке зрения, воспользовавшись подстраничной сноской.

8. В работе обязательно оценивается культура изложение, стилистика, использование научной лексики и принятых для научных текстов оборотов. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка. С другой стороны, не надо делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминологии там, где она не является обязательной. Хорошо, если изложение будет живым и эмоциональным, однако слишком эмоциональный текст, перенасыщенный риторическими вопросами и восклицаниями, производит не очень хорошее впечатление. Конечно, в работе не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из следующих элементов:

1. Титульный лист (Приложение 2).

2. Содержание – план-оглавление с указанием страниц (Приложение 3).

3. Введение, которое по объему занимает примерно 10 % от всего текста. Его следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, указываются методы исследования.

4. Основная часть выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на два-три параграфа. Объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами.

Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. Вначале очерчивается основная проблема, показываются ее исторический аспект и теоретические истоки, затем рассматриваются различные варианты подходов к решению данной проблемы.

Назначение и содержание второй главы может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне. В таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов – экономических, социологических, исторических и т.д., а также – когда это нужно – математического аппарата.

Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй главы представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

5. Заключение представляет собой самую маленькую по объему (около 5 % всего текста) часть работы. Однако это очень важная ее часть, поскольку именно заключение содержит общие выводы, сделанные студентом по результатам проведенного исследования. Здесь необходимо кратко, но с выверенной логической последовательностью изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе.

6. Библиография, или список использованной литературы, является обязательной частью выпускной квалификационной работы и помещается после заключения. Включает в себя не менее 30-40 источников. Ее страницы входят в единую нумерацию страниц текста.

7. Приложения – это вспомогательная часть выпускной квалификационной работы, в которую могут входить графики, таблицы, статистически обработанные данные социологических опросов, материалы наблюдений, диаграммы, примеры бланковых документов и иной иллюстративный материал. Приложение делается на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией.

8. Реферат представляет собой текст будущего выступления на защите, который вам придется зачитать перед государственной комиссией и всеми присутствующими. Содержание сводится к обоснованию актуальности выбранной темы, краткой характеристике степени ее разработки в литературе, формулировке цели выпускной квалификационной работы, раскрытию ее структуры, характеристике полученных результатов, общим выводам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: