Схема работы над курсовой и выпускной квалификационной работой




Логически обусловленную схему подготовки специальной печатной работы можно представить в следующем виде: формирование замысла и составление предварительного плана; отбор и подготовка материалов; группировка материалов; обработка рукописи.

Такое деление в известной мере условно, так как границы отдельных этапов работы не всегда достаточно четки. Тем не менее, необходимо придерживаться именно такой последовательности как наиболее рациональной.

Любое исследование начинается с формулировки его темы.

Следующий этап – обоснование актуальности исследования. В сжатом изложении показывается, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он понимает эту тему и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Чтобы сообщить о разработке выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема раскрыта недостаточно и потому нуждается в дальнейшей разработке. Поскольку исследовательская работа посвящается обычно узкой теме, то обзор литературы следует делать только по вопросам самой темы, а не по проблеме в целом.

На этой основе формулируется противоречие, которое является важнейшей логической формой развития научного познания: научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, которые обнаруживаются в теории или в практической деятельности людей.

Следующий логический шаг исследования – формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые впоследствии могут и не быть реализованы по разным причинам.

Слово проблема используется в двух смыслах. В общеупотребительном – как синоним слова «задача». В научном смысле проблема – это объективно возникающий в ходе научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке. Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса.

Пример:

Тема: «Разрешение конфликтов в процессе социально-правовой работы».

В данном исследовании была сформулирована следующая проблема: определить эффективность использования технологий социальной работы как средства исправления конфликтного поведения.

Вслед за проблемой исследования определяется объект и предмет.

Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет всегда находится в границах объекта. Соотношение между этими понятиями как общее и частное. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Один и тот же объект может быть представлен предметом разных исследований, но предмет исследований будет различным.

Примеры некоторых объектов и предметов исследования:

Тема: «Особенности начисления и перерасчета трудовых пенсий по случаю потери кормильца гражданам на территории Омской области».

Объектом исследования является различные категории граждан, имеющие право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Предметом исследования является процесс начисления и перерасчета трудовых пенсий по случаю потери кормильца гражданам на территории Омской области.

Тема: «Разрешение конфликтов в процессе социальной работы».

Объект исследования: люди с конфликтным поведением.

Предмет исследования: технологии социальной работы с конфликтными людьми.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы: ее цель. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Как правило, цель исследований в области социальной работы сводится к не очень большому числу формулировок, которые можно передать в одном абзаце. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить и т.п.):

- разработать научно-методические (организационные, правовые, социально-педагогические, социально-психологические и т.п.) основы какого-либо процесса;

- или – выявить, обосновать и экспериментально проверить социальные (материальные, психологические, бытовые и т.п.) условия (предпосылки, причины и т.п.) чего-либо;

- или – обосновать содержание, формы, методы, средства, технологии работы с кем-либо;

- или – разработать методику (методическую систему, технологию и т.п.) формирования чего-либо или работы с кем-либо;

- или – разработать требования к кому-либо, критерии чего-либо, рекомендации кому-либо;

- или – обосновать или апробировать какую-либо деятельность или технологию работы с кем-либо.

Пример:

Тема: «Требования к социальному работнику, обслуживающему пожилых людей инвалидов в центрах социального обслуживания».

В связи с этим целью курсовой работы было: проанализировать разные подходы к требованиям, предъявляемым к специалистам по социальной работе обслуживающих в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Следующий важнейший момент – построение гипотезы. Гипотеза вообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.

Гипотеза является одним из главных моментов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а иногда и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, тогда строится новая гипотеза и т.д.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется. Часто гипотеза повторяет тему.

Пример:

Тема: «Требования к социальному работнику, обслуживающему пожилых людей инвалидов в центрах социального обслуживания».

Гипотеза: Исходя из анализа теории мы предполагаем, что описанные требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, будут способствовать наиболее эффективному решению проблемы социального обслуживания в центрах социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Тема: «Разрешение конфликтов в процессе социальной работы».

Исходя из теоретического анализа проблемы и предмета исследования была сформулирована гипотеза: мы предполагаем, что выбранная технология социальной работы будет способствовать эффективному разрешению конфликтов в процессе социальной работы, если учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности клиента.

По поводу гипотезы исследования необходимо еще отметить следующее:

1. В начале работы гипотеза формулируется лишь в самых общих чертах и в дальнейшем требует детальной проработки после теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.

2. В ходе работы в русле общей гипотезы выстраивается целый ряд частных предположений (гипотез), которые превращаются в так называемое древо гипотез – целая система гипотез.

Сформулированные цели и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Задача – это данная в конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования и служат для проверки сформулированной гипотезы. Формулировки задач следует делать как можно тщательнее, поскольку описание их решения составляет содержание самой работы. Заголовки глав рождаются из формулировок задач.

Пример:

Тема ВКР: Анализ деятельности управления ФМС по Омской области в сфере предоставления социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам в Российской Федерации.

На основании изложенного, сформировалась цель выпускной квалификационной работы, которая состоит в том, чтобы проанализировать процесс предоставления беженцам и вынужденным переселенцам социальных гарантий в Российской Федерации.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

1. Изложить историко-правовые аспекты становления и развития законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев.

2. Исследовать концепцию правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации на современном этапе.

3. Раскрыть понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

4. Отразить порядок признания и утраты правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

5. Отразить положение беженцев и вынужденных переселенцев в Омской области.

6. Выявить проблемы реализации предоставления социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам на территории Омской области через анализ деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области.

Обязательным элементом является указание методов исследования и базы, на которой проводилась опытно-экспериментальная часть работы.

Пример:

Тема ВКР: Анализ деятельности управления ФМС по Омской области в сфере предоставления социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам в Российской Федерации.

Для реализации поставленных задач в ходе исследования были использованы следующие методы:

1) теоретические методы:

- анализ литературы и нормативно-правовых документов по проблеме предоставления социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам;

- анализ форм и способов предоставления социальных гарантий беженцам и вынужденным переселенцам;

- анализ и обобщение материалов полученных в ходе практических исследований.

2) эмпирические методы:

- наблюдение;

- беседа;

- анализ рабочей документации деятельности УФМС России по Омской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: