Разновидности первичных жанров




Разновидности первичных жанров: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ

 

Песни

Существует несколько типов деления песни на отдельные разновидности.

 

1. По авторству:

· Народная песня (автор – народ, поэтому особенность данной разновидности - вариационность):

- в отношении к обрядам:

o обрядовая (связанная с теми или иными обрядами, ритуалами):

Þ календарная [ колядка, веснянка, подблюдная песня и т.п.],

Þ семейная (ритуальная, символическая, заклинательная, величальная, сиротская, причитание: например, свадебная песня, похоронная песня и т.п.);

o внеобрядовая (не сопровождающая обряды, исполняемая на вечёрках, беседах):

- былина (описывающая деяния героев былин);

- лирическая (частая, протяжная песня);

- трудовая песня и песня неволи (например, песня бурлаков, песня гребцов и т.п., отдельно – рекрутская песня, солдатская песня);

- сатирическая;

- бытовая:

o колыбельная,

o хороводная и плясовая,

o игровая,

o любовная,

o семейная (например, детская – пестушка, потешка),

o шуточная (например, частушка);

- историческая (излагающая те или иные исторические события, часто военной тематики, позже, как вариант - политическая поэма);

- песня-наказ, песня-клятва, песня-благопожелание, песня-призыв, песня-лозунг, песня-плач, песня-игра, песня-протест, …

 

· Композиторская, или профессиональная песня (автор - профессиональный композитор).

 

· Авторская песня (автор – непрофессиональный музыкант):

- бардовская (поэтическая), туристская, самодеятельная.

 

2. По роду деятельности людей:

- крестьянская,

- фабрично-заводская,

- колхозная,

- рабочая,

- городская,

- духовная (церковная),

- светская;

- военная, армейская,

- партизанская,

- детская, в т.ч. пионерская,

- молодежная.

 

3. По тематической направленности:

- политическая песня,

- революционная песня, гимн;

- патриотическая песня (песня о Родине),

- песня о труде, профессии, роде занятия;

- песня о любви, счастье,

- песня о нелегкой доле, судьбе,

- песня о природе,

- …

 

4. По количеству исполнителей:

- сольная песня;

- коллективная песня (ансамблевая, хоровая):

o одноголосная,

o многоголосная;

- массовая.

 

5. По типу исполнения:

- вокальная (без сопровождения),

- вокально-инструментальная (с сопровождением).

 

- мужская,

- женская.

 

6. По драматургии:

- лирические и лирическо-бытовые (изображающие картины быта, природы, портретные, например, частая песня, протяжная песня, песня-плач),

- эпические [былина: героическая, новеллистическая, сказочная; дума; историческая песня],

- драматические.

 

7. По времени сочинения:

- древняя и античная (первобытная) песня,

- песня Средних веков (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, например, пастурель, баллада, романс; историческая песня),

- песня эпохи Возрождения (например, мадригал, канцона, концонетта),

- песня эпохи Просвещения (в России – расцвет народной песни),

- песня XIX века,

- песня начала ХХ века,

- советская песня,

- современная песня (эстрадная песня, шансон, кантри, рок, рэп…).

 

8. По национальному признаку:

- русская и советская песня, включая песню разных народностей, населяющих Россию (татарская, мордовская, удмуртская, алтайская…),

- песня стран бывшего СССР (белорусская, украинская, молдавская, эстонская, латвийская, литовская, армянская, грузинская, азербайджанская, казахская, узбекская, туркменская, таджикская, киргизская…),

- европейская песня (финская, норвежская, шведская, английская, датская, польская, ирландская, немецкая, бельгийская, чешская, словацкая, французская, австрийская, венгерская, румынская, сербская, хорватская, итальянская, болгарская, португальская, испанская, греческая…),

- азиатская песня (японская, корейская, монгольская, китайская, афганская, иранская, индийская…),

- африканская песня (алжирская, ливийская, египетская….),

- австралийская песня,

- американская песня (канадская, песня США, мексиканская, кубинская, бразильская, аргентинская, чилийская…).

 

Форма песни

Песни чаще всего написаны в куплетной (строфической) форме, которая тесно связана с формой народной песни. В куплетной песне обычно музыка несколько раз повторяется, а текст меняется. Сам куплет состоит из запева и припева. В запеве каждый раз текст новый, в припеве остается прежний текст. Чаще всего запев исполняется солистом, припев – хором. Строение куплета бывает различным. Часто он представляет собой один период или двухчастную форму.

 

 


Разновидности первичных жанров

 

Марши

 

Марш (от marcher — идти) — жанр музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей.

Музыкальные выразительные особенности марша: энергичный характер; размер 4/4 или 2/4; ритм - ясный, простой, чёткий; темп зависит от разновидности (например, похоронный марш часто более медленный, походный – более быстрый); лад обычно мажорный (кроме похоронного, где основной лад - минорный); в мелодии акценты на устойчивые звуки, в гармонии – опора на главные трезвучия лада (T, S, D).

Музыкальная форма инструментального марша чаще – 3-хчастная; песни-марши – куплетная.

 

Одна из классификаций маршей основана на двух основных их формах:

 

· прикладная форма - так называемые церемониальные марши – марши, сопровождающие конкретную церемонию (военный парад, спортивный праздник, свадебное торжество, погребальное шествие) или действия в конкретной ситуации:

- Военный марш (сопровождающий различные военные передвижения):

o строевой:

Þ церемониальный в значении парадный (прохождение войск на парадах),

Ø колонный,

Ø фанфарный;

Þ торжественный (сопровождение шествий);

o походный, или скорый (в обязательном темпе 120 шагов в минуту),

o встречный (для отдания воинских почестей);

(пример военного походного марша: Агапкин. Марш «Прощание славянки»)

- Свадебный марш (неторопливый, в мажорном ладу);

(пример свадебного марша: Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь». Свадебный марш)

- Спортивный марш ( четкий, бодрый, мажорный);

(пример спортивного марша: Блантер. Футбольный марш)

- Юбилейный марш;

 

- Похоронный, или траурный марш (темп – медленный, основной лад - минор, средняя часть - трио – обычно мажорная);

(пример траурного марша: Госсек. Скорбный марш)

 

· стилизованная форма - так называемые концертные марши (а также марши, которые могут быть представлены самостоятельными произведениями и частями циклов).

 

В произведениях композиторов-классиков особо следует отметить сказочные марши – например, как части крупных музыкально-драматических произведений.

(пример сказочного марша: Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 4 д. Марш Черномора;

Прокофьев. Опера «Любовь к трём апельсинам. 2 д. Марш)


Разновидности первичных жанров

Танцы разных народов

а) Танцы России и ближнего зарубежья:

1. Россия:

· Кам а ринская –танец-пляска: быстрый темп, весёлый характер, мажорный лад, размер две четверти.

(Пример увертюра-фантазия М.И. Глинки «Камаринская»)

· Треп а к –мужской танец-пляска: быстрый темп; удалой характер, мажор, размер две четверти.

(Пример – трепак из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

· Кадр и ль

· Б а рыня

· Хоров о д

 

2. Украина:

· Гоп а к – украинский танец: подвижный темп, весёлый характер, мажор, размер – две четверти.

(Пример – гопак из оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»)

· Казач о к

 

3. Беларусь:

· Б у льба – в переводе «картошка» – белорусский танец-песня: быстрый темп, задорный характер, мажорный лад, размер 2/4. (Слова «Бульбы»: Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть её варёной И в мундире запечённой.)

· Ляв о ниха

· Крыжач о к

4. Молдова:

· Жок

· Молдавен я ска

 

5. Грузия:

· Лезг и нка – кавказский танец: стремительный темп, огненный, напористый характер (мужчины) чередуется с мягким, грациозным (женщины), острый ритм, размер – чаще шесть восьмых.

(Пример – лезгинка в числе Восточных танцев оперы Глинки «Руслан и Людмила»)

· Хор у ми – грузинский воинственный танец-пляска.

· Карт у ли

 

6. Татарстан:

· Ап и па

Б) Зарубежные танцы

7. Польша:

· Полон е з – польский танец-шествие: неторопливый темп, торжественный характер, равномерный ритм, размер 3/4. (Пример – полонезы Ф. Шопена, М. Огинского)

· Краков я к – польский танец: оживлённый темп, весёлый характер, синкопированный ритм, размер 2/4.

· Маз у рка – польский танец: подвижный темп, изящный характер, острый ритм, размер 3/4 с акцентом на третьей доле. (Пример – мазурки Ф. Шопена)

· М а зур

· Ку я вяк

· Об е рек

 

8. Австрия:

· Л е ндлер – крестьянский танец, предшественник вальса: неторопливый темп, спокойный характер, плавный ритм, размер – три четверти.

· Вальс – австрийский парный танец: встречается различный характер, темп; размер – три четверти.

(«Королём вальсов» считался И. Штраус)

9. Чехия:

· П о лька – чешский танец: подвижный темп; шутливый, бодрый характер, размер – две четверти.

(Пример – Полька М.И. Глинки, Полька С. Рахманинова)

· Ф у риант – чешский парный танец, один из предшественников вальса.

 

10. Испания:

· Сараб а нда – старинный испанский танец-шествие: медленный темп, траурный характер, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – сарабанды из «Английских» и «Французских» сюит И.С. Баха)

· Болер о испанский танец: подвижный темп, характерный ритм, размер – шесть, девять восьмых.

(Пример – Болеро М. Равеля)

· Х о та – испанский парный танец: быстрый темп, четкий ритм, подчеркнутый кастаньетами

(Пример – Арагонская хота М.И. Глинки)

11. Италия:

· Тарант е лла – итальянский танец: стремительный темп, весёлый характер под гитару и кастаньеты.

(Пример – Неаполитанская тарантелла Д. Россини)

· Сицили а на – старинный итальянский танец: неторопливый, с характерным ритмом.

(Пример – 1 ч. Сонаты для ф-но №11 Ля мажор В.А.Моцарта)

12. Норвегия:

· Х а ллинг – норвежский сольный танец с высокими прыжками, вращениями, переворотами: упругий, прихотливый ритм.

· Спр и нгданс (спрингар) – норвежский танец с подпрыгиваниями и притопами мужчин и мелкими шажками женщин: острый чеканный ритм.

· Г а нгар – норвежский парный танец: неторопливый, спокойный темп, торжественность и чинность.

(Часто использовались в творчестве Э. Грига)

13. Венгрия:

· Ч а рдаш

· Палот а ш (Часто использовались в творчестве Ф. Листа)

14. Франция

· Кур а нта – старинный французский парный танец: подвижный темп, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – куранты из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)

 

· Мену э т – старинный французский парный танец с поклонами, реверансами: неторопливый темп, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – менуэты И.С. Баха)

 

· Гав о т – старинный французский танец: сельский, в живом темпе, с четким ритмом.

(Пример – гавот из «Классической симфонии» С.С. Прокофьева)

· Бурр э – старинный французский танец дровосеков: весёлый, с притопываниями.

· Пасспь е – старинный французский танец.

· Ригод о н - старинный французский танец: подвижный, весёлый, 2-хдольный.

· Фаранд о ла – французский танец-хоровод: исполнялся под тамбурин и флейту.

(Пример – Фарандола в «Арлезианке» Ж.Бизе)

· Вольт – парный французский танец, один из предшественников вальса.

 

15. Англия:

· Ж и га – старинный английский танец матросов с прыжками: быстрый темп, весёлый характер, пунктирный ритм, размер – чаще три, шесть девять или двенадцать восьмых.

(Пример – жиги из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)

16. Шотландия:

· Экос е з – старинный шотландский танец: сначала умеренный и серьёзный, под аккомпанемент волынки, позже – быстрый, весёлый, 2-хдольный.

 

17. Германия:

· Аллем а нда – старинный немецкий танец: умеренный темп, торжественный характер, плавный ритм, затакт, размер – четыре четверти. (Пример – аллеманды из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)

· В а льцер – немецкий парный танец, один из предшественников вальса.

 

18. Америка:

· Фокстр о т

· Чарльст о н

· Рок-н-ролл

· Б у ги-в у ги

· Твист

· Шейк

18.1 Куба:

· Хабан е ра

18.2 Аргентина:

· Т а нго

18.3 Мексика:

· Р у мба

· Пав а на – старинный медленный танец, 4-хдольный

· Галь я рда – старинный танец с подпрыгиваниями, 3-хдольный

Обязательные танцы старинной сюиты: Аллем а нда, кур а нта, сараб а нда, ж и га

(Между сарабандой и жигой могут звучать мену э т, гав о т, бурр э, пасспь е, ригод о н и др.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: