Услуги как объекты гражданских правоотношений.




Услуга как правовая категория является объектом гражданско-правового регулирования. Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и другими группами объектов. Таким образом, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.

В большинстве статей ГК услуга фигурирует в качестве объекта правоотношений, а точнее – как предмет обязательства.

Согласно классическому определению обязательство есть правовая связь (правоотношение), в силу которой одно лицо (кредитор) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано совершить определенное действие или воздержаться от определенного поведения. Таким образом, обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти права и обязанности (объект).

Как видно из определения, объект обязательства может выступать в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга – это действие, значит сказать очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого вида.

Действие, понимаемое как определенный уровень поведения, есть «серия телодвижений, направленных на один объект»[13]. Является ли услуга действием в этом смысле? Конечно нет, поскольку она представляет собой более сложное явление, в ней есть некая цель и определенный эффект.

Более высокий уровень поведения по отношению к действию – это операция. «Операция представляет собой комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи»[14]. Совокупность действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга, – вот поведенческая характеристика услуги.

В то же время «действие», составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, – операция, исполнения которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя. Цель - систематическое получение доходов или иного личного удовлетворения. В отдельных случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают в имущественном обороте в качестве обособленных во временном отношении операций. Услуга характеризуется также рядом других свойств. Она, будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости.

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав – вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство – трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т.е. производителя.

Любая услуга оказывается человеком. Когда определенная часть деятельности выполняется машиной, можно, казалось бы, говорить, что эффект услуги исходит от машины. Однако и в этом случае услуга неотделима от источника, она – определенный этап функционирования механизма, а как можно обособить деятельность от исполнителя? Раз услуга всегда выступает в «привязке» к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости порождает специфическую черту услуг – их эксклюзивность. Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкретным человеком или организацией, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности. Так, лечение заболеваний с предполагаемыми осложнениями у пациентов осуществляется врачами в зависимости от индивидуальной переносимости тех или иных препаратов, поэтому лечение для больных, страдающих одним и тем же заболеванием, назначается различное. К тому же одни специалисты медицины могут лечить ангину гомеопатией, другие же предпочитают использование для этих целей антибиотиков.

Еще одно свойство услуги – синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься – в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания, (предоставление массажных услуг против сколиоза как раз предполагает достижение полезного эффекта спустя несколько дней, недель (в зависимости от степени искривления позвоночника)). Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг.

Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.

Все отмеченное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги – неустойчивости ее качества. Качество – это то, что нельзя исчислить. Оно проявляется в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление ценным, значимым. Следовательно, уровень качества должен определяться набором признаков выполняемой операции. Здесь возникает сложность – как определить те признаки и требования, которым должна отвечать операция, чтобы быть доброкачественной услугой? Чаще всего определение происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели. Качество отдельных видов услуг можно определять методами экспертной и социологической оценки. Приемлема также оценка мастерства исполнителя, технологической дисциплины (соблюдение последовательности), завершенности операции (достигнута ли ее цель), качества обслуживания для потребительских услуг (этика общения, создание комфортной обстановки для потребителей, заказчиков услуг, учет их запросов). Сложность определения критериев качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем, в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.

Итак, проведя небольшой анализ по содержанию услуги мы можем сделать вывод, что услуга как объект гражданских прав – это способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком. Но на этом этапе наше исследование не заканчивается. Актуальных остается еще один вопрос, касающийся разграничения понятий «работа» и «услуга». По этой проблеме в юридической науке до сих пор нет единства.

+++++Работы и сейчас отделяют от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику овеществленный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо овеществленный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить о «полезном эффекте» услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях – наблюдать, но не получать как вещь. Причем этот «полезный эффект» в качестве полученного результата может и не совпасть с ожидаемым. Законодатель относит к подряду, наряду с изготовлением или переработкой (обработкой) вещи, также и «выполнение другой работы». По смыслу норм статей ГК РФ о подряде (ст. 702, 703, 704 и др.) «выполнение другой работы» – п.1 ст.703 ГК РФ – преследует цель создания вещи, так как и эта «другая» работа должна иметь результат, подлежащий передаче заказчику, тогда как в услугах такая цель отсутствует[19]. Так, например, комплектация компьютера модемом, производимая компьютерной фирмой будет являться работой, а вот предоставление заказчику возможности выхода в Internet, будет осуществляться этой же фирмой путем оказания ему интернет-услуг[20]. Ведь в первом случае у подрядчика намечена определенная цель работы и ее достижение очевидно и видимо. И заказчик, после приемки работ, получает овеществленный результат в виде компьютера с дополнительными функциями, и он (заказчик) теперь может пользоваться этим результатом длительное время. Оказание же интернет-услуг неосязаемо, и заказчик потребляет эти услуги в процессе их предоставления.

В подрядных обязательствах безусловно, важны в своем единстве производство работ и передача ее результатов, а не просто передача имущества. И все же деятельность в подряде не имеет такого значения, какое она приобретает в услугах. Так, в обязательствах по выполнению работ процесс труда, деятельность важна постольку, поскольку она служит предпосылкой достижения конечного материального результата, в услугах же деятельность уже не есть лишь предпосылка, а в ее осуществлении и состоит собственно исполнение обязательства по оказанию услуг. В подряде для получения этого материального результата исполнитель осуществляет деятельность по созданию или переработке вещи, т.е. овеществлен не только результат, но и объект приложения действий. Подряд юридически безразличен к приемам, которыми выполняется работа. В подряде стадия потребления наступает после завершения деятельности и известный интерес удовлетворяется через отделимый от деятельности и от ее исполнителя результат в услугах, как ты знаем эффект деятельности проявляется по мере оказания услуги и неотделим от нее. Поэтому, в отличие от услуг, которые необратимы, в работах есть результат, который можно предъявить к возврату (за его некачественностью или вследствие признания сделки недействительной). Иными словами, в подрядных обязательствах, «пока выполняются работы, еще нет результата, а как только появляется результат, сами работы уже завершены»[21]. Опираясь на традиционный пример посещения женщинами салонов красоты, можно утверждать, сославшись на вышесказанное, что наращивание ногтей будет являться работой по договору бытового подряда (причем из материалов подрядчика), а вот уяснение юридической природы обстоятельства, касающегося посещения косметологического кабинета, может вызвать сомнения. Но это только на первый взгляд. Заказчику безусловно оказывается косметологическая услуга, так как овеществленный результат здесь отсутствует, клиентке важен сам процесс оказания услуги, потребляемость последней наступает во время ее предоставления, а полезный эффект может и не достигнуть желаемого результата.

4. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских правоотношений: понятие, особенности, классификация.

Результаты интеллектуальной деятельности. Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности - произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной, и прежде всего творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). В отличие от этого и в противоречии с п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в России под интеллектуальной собственностью после вступления в силу Части четвертой ГК понимаются сами охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых норм. В лучшем случае право регулирует лишь создание организационных, имущественных и иных предпосылок творческого труда. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.
Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или искусства есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, литературное произведение может быть зафиксировано в рукописи, записано на магнитную ленту и т.п.; изобретение может быть выражено вовне в виде чертежа, схемы, модели и т.д.
Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная запись, чертеж и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.д. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.
Произведения науки, литературы и искусства, результаты технического и иных видов творчества, являясь, безусловно, главной составной частью понятия " интеллектуальная собственность", не исчерпывают собой всего его содержания. Последнее охватывает также иные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и такие, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства ("ноу-хау"), которые хотя и представляют нередко большую коммерческую ценность, но результатами творчества часто не являются. Действующее российское законодательство не признает результатами творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности.
Информация. Результаты интеллектуальной деятельности как блага нематериальные могут рассматриваться в качестве определенного вида информационных ресурсов. Однако сами эти ресурсы несводимы к произведениям творчества и другим результатам интеллектуальной деятельности и могут существовать также в виде самых разнообразных знаний научного, технического, технологического, коммерческого и иного характера.
В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. При этом особое значение имеет машинная информация, под которой понимается информация, циркулирующая в вычислительной среде, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по телекоммуникационным каналам*(414).
Поэтому ничего, кроме недоумения, не вызывает исключение информации из перечня объектов гражданских прав в ст. 128 ГК, которое произошло в связи с принятием Части четвертой ГК. Поскольку никаких объяснений этому решению дано не было, можно предположить, что его инициаторы исходили из того, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, так как всегда имеет режим какого-либо иного объекта, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности, коммерческой тайной либо нематериальным благом. Если именно это обстоятельство стало побудительной причиной для исключения информации из перечня объектов гражданских прав, - а каких-либо иных разумных объяснений в голову не приходит, - то данное решение является ошибочным.
Действительно, любой, и в особенности нематериальный объект, может рассматриваться как определенная совокупность информации. Но это вовсе не означает, что сама информация сводится к этим объектам. Например, некоторые гражданско-правовые договоры регулируют отношения сторон по поводу информации, которая не является объектом исключительных прав, не имеет режима коммерческой тайны и не подпадает под сложившееся понятие нематериального блага. Таковы договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведении маркетинговых исследований, проверке патентной чистоты объектов техники и т.п. Во многих гражданско-правовых обязательствах присутствуют так называемые информационные права и обязанности (например, право потребителя на информацию, право каждого участника договора простого товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел и т.п.).
Поэтому несмотря на исключение информации из перечня объектов гражданских прав, содержащегося в ст. 128 ГК, она по-прежнему может выступать их самостоятельным объектом*(415).
Как особый объект гражданских прав информация характеризуется следующими признаками. Прежде всего информация является идеальным компонентом бытия, т.е. благом нематериальным, несводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Далее, информация есть благо непотребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению. Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие коммерческой тайны.
Коммерческая тайна есть особый правовой режим, который может придаваться некоторым информационным ресурсам. До недавнего времени его сущность определялась ст. 139 ГК, исключенной из Кодекса в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса, в которой в качестве объекта исключительного права выступает секрет производства (ноу-хау). Однако понятие коммерческой тайны в законодательстве тоже осталось, поскольку ФЗ "О коммерческой тайне" от 29 июня 2004 г. продолжает действовать.
В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Состав сведений, образующих коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. К такого рода сведениям предприниматели обычно относят информацию о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т.п.
К коммерческой тайне с позиций действующего законодательства относятся также сведения относительно применяемых технологий, технических решений, о методах организации производства и т.д., т.е. всего, что охватывается понятием секрет производства (ноу-хау) (ст. 1485 ГК). Между тем информация, составляющая коммерческую тайну, и секреты производства имеют различный правовой режим: если первая охраняется в режиме коммерческой тайны, т.е. как фактическая монополия, то вторая - признается объектом исключительного права (ст. 1486 ГК), т.е. охраняется как юридическая монополия. Налицо одна из многочисленных нестыковок, допущенных при принятии части четвертой Гражданского кодекса.
§ 3. Результаты работ. Услуги. Нематериальные блага. Юридические процедуры
Результаты работ. Наряду с результатами творческой деятельности объектами гражданских правоотношений выступают результаты иных действий. Так, предметом договора подряда является результат работы подрядчика. На момент заключения договора подряда данного результата еще не существует в природе, но это не означает, что возникшее между заказчиком и подрядчиком правоотношение безобъектно. Объект в нем присутствует, но если вначале он выражен в задании заказчика в нематериальной форме, т.е. в виде того желательного для заказчика результата, который должен быть достигнут подрядчиком, то в последующем благодаря действиям подрядчика он приобретает вещественную форму.
Гражданско-правовое отношение складывается в данном случае именно по поводу результата работы подрядчика. Заказчика интересует прежде всего результат действий подрядчика, а не выполнение последним тех или иных работ само по себе. Поэтому если результат не достигнут, то даже тогда, когда подрядчик в этом не повинен, нельзя говорить об исполнении договора подряда. На этом, собственно, основывается одно из главных различий в регулировании отношений, связанных с выполнением работ, гражданским и трудовым правом. Если последнее имеет своим предметом регулирование самой трудовой деятельности работников, то гражданское право исходит из того, что подрядчик сам организует свой труд и отвечает, как правило, лишь за достижение конечного результата.
Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является то, что он может быть гарантированно достигнут любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией. При этом результат работы не имеет тех черт уникальности, новизны, неповторимости и т.п., которые свойственны результатам творческой деятельности. В этой связи закон не придает особого значения тому, кто именно выполняет работу. В частности, подрядчик, не спрашивая согласия заказчика, может перепоручить выполнение всей или части работы другому лицу, оставаясь, однако, ответственным перед заказчиком за конечный результат.
Важнейшим квалифицирующим признаком рассматриваемого объекта гражданских прав является то, что результат работы должен быть выражен в овеществленной форме, т.е. материализован в созданных, отремонтированных, переработанных и т.п. вещах. Иными словами, этот результат должен обладать способностью отделения от самих действий лица, выполняющего работу, быть осязаемым и способным к передаче лицу, для которого выполнялась работа. Если такой способностью результат работы не обладает, налицо иной объект гражданских прав - услуга.
Услуги. В качестве самостоятельного объекта гражданских прав услуги юридической наукой стали выделяться относительно недавно. При этом в понятие "услуга" нередко вкладывается совершенно разное содержание - от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуги сводятся к предмету договора возмездного оказания услуг, регламентированного правилами главы 39 ГК. Ни тот ни другой подход нельзя признать плодотворным, так как в первом случае правовое понятие услуги подменяется экономическим, а во втором из числа услуг исключаются наиболее типичные их виды - такие как поручение, комиссия, экспедирование и др.
Более правильным представляется объединение под рассматриваемым понятием тех действий субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме. Примером услуг первого вида является деятельность развлекательного, просветительского, консультационного и аналогичного характера. Для подобного рода услуг характерно то, что с их помощью человеческие потребности удовлетворяются в процессе самой деятельности услугодателя. К услугам второго вида относятся медицинские, посреднические, аудиторские и тому подобные услуги. Эти услуги могут иметь результат (например, излечение больного, выявление ошибок в бухгалтерской отчетности), который, однако, не приобретает особой овеществленной формы. Так, деятельность поверенного, комиссионера, хранителя не имеет материлизованного результата, но представляет юридически значимый интерес для доверителя, комиссионера, поклажедателя.
Нематериальные блага. Особую группу объектов гражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. К их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и другие нематериальные блага. Носителями указанных благ выступают все граждане независимо от возраста и состояния дееспособности.
Нематериальные блага неотделимы от личности, и, соответственно, они не могут отчуждаться от своих носителей. В силу этого считается, что гражданское право не регулирует связанные с ними отношения, а лишь обеспечивает их защиту (п. 2 ст. 2 ГК). Данное суждение не бесспорно. Во-первых, при нарушении личных неимущественных благ и свобод возникают охранительные гражданские правоотношения, а охрана является одним из видов правового регулирования. Во-вторых, отдельные личные блага и свободы, несмотря на их неотделимость от личности, все же регулируются правом в своем ненарушенном состоянии. Например, гражданские правоотношения могут складываться по поводу имени гражданина (спор между родителями по поводу присвоения имени ребенку, изменение имени, гарантии анонимности при осуществлении гражданином некоторых действий и т.п.) или изображения его внешности (позирование за плату).
Юридические процедуры. Как уже отмечалось, предмет гражданского права, наряду с имущественными и личными неимущественными отношениями, образуют те организационные отношения, которые складываются между равноправными и независимыми участниками гражданского оборота в самых различных сферах их деятельности, в частности при создании, реорганизации и прекращении деятельности юридических лиц, в деятельности организаций корпоративного типа, при установлении хозяйственных связей и т.п.
Разнообразие организационных отношений, регулируемых гражданским правом, затрудняет, но отнюдь не исключает выделения у них того общего, что связывает их всех. Все организационные отношения направлены, в конечном счете, на упорядочение как статики, так и динамики гражданско-правовой сферы.
Первая цель достигается, в частности, за счет внесения организующего начала в процессы создания, реорганизации и прекращения деятельности коллективных правосубъектных образований, в процесс выработки воли и принятия решений организациями корпоративного типа, в процесс публичного признания прав на объекты недвижимости, объекты промышленной собственности и т.д.
Упорядочение динамики гражданского оборота обеспечивается посредством регламентации заключения гражданско-правовых сделок, в частности государственной регистрации наиболее важных из них и проведения различных торгов, установления длительных хозяйственных связей, закрепления процедуры разрешения преддоговорных и некоторых договорных споров (претензионный порядок и проч.) и т.п.
На роль обобщающего термина, которым можно было бы обозначить объект если не всех, то по крайней мере большинства организационных отношений, Г.Н. Давыдовой предложен термин "юридическая процедура", который означает систему последовательно совершаемых действий и возникающих на их основе отношений, направленных на достижение определенного правового результата*(416).
Данное предложение следует признать вполне приемлемым. Действительно, в основе упорядочения большинства указанных выше отношений лежит юридическая процедура, которой должны придерживаться участники гражданских правоотношений. Например, чтобы решение общего собрания акционерного общества приобрело законную силу, должны быть соблюдены все предусмотренные законом и уставом общества процедурные требования по созыву собрания, включению соответствующего вопроса в повестку дня, проведению голосования и т.п.
Вместе с тем значительная часть организационных отношений имеет своим объектом не юридическую процедуру как таковую, а согласованные действия участников правоотношений. Так, акционеры, обладающие в совокупности необходимым пакетом акций, могут договориться о совместном выдвижении тех или иных инициатив при решении вопросов корпоративного управления, о взаимной поддержке кандидатов при выборе совета директоров и т.п. Заключая долгосрочный договор об организации перевозок грузов, его участники договариваются о действиях, которые должны совершаться каждым из них для бесперебойного осуществления перевозок и т.п. В принципе, в целях упрощения терминологии согласованные действия участников гражданских правоотношений могут также охватываться условным термином "юридическая процедура".
Нарушение установленной законом или самими участниками правоотношений юридической процедуры (согласованных действий) в зависимости от ряда обстоятельств автоматически влечет или может повлечь наступление негативных последствий. Самым распространенным из них является недостижение участниками организационного правоотношения того результата, к которому они стремились. Им может быть признание недействительным решения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица, аннулирование решений органов управлений хозяйственных обществ или результатов проведенных торгов и т.п.*(417)
Юридические процедуры, выступающие в качестве объекта организационных отношений, подразделяются на виды в зависимости от ряда классификационных оснований. В частности, выделяются процедуры, установленные законом и самими участниками гражданских правоотношений; процедуры, затрагивающие статику гражданских отношений и опосредующие их динамику; процедуры, связанные с осуществлением гражданских прав в их нормальном ненарушенном состоянии, и процедуры, применяемые при защите нарушенных гражданских прав и т.д.

5. Правовой режим средств индивидуализации.

Средствами индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг являются, в соответствии со ст.138 ГК РФ, фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара.

Правовой режим и правовая охрана средств индивидуализации юридического лица соответствуют объектам промышленной собственности: во-первых, исчерпывающий перечень подобных объектов в законодательстве; во-вторых, обязательная специальная регистрация по определенной процедуре в соответствующих органах; в-третьих, обязательная специальная регистрация всех сделок с указанными объектами.

Правовой режим средств индивидуализации определяется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Фирменное наименование - это индивидуальное название юридического лица. Согласно ст.54 ГК РФ фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму (акционерное общество, производственный кооператив и т.п.), а также собственно наименование (название) юридического лица.

Фирменное наименование не имеет специальной процедуры регистрации, а регистрируется при государственной регистрации самого юридического лица и действует все время его существования. Данные государственной регистрации, в том числе и фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ст.51 ГК РФ).

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить использование этого наименования и возместить данному лицу причиненные убытки.

Товарный знак и знак обслуживания согласно п.1 ст.1 закона &quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: