Введение
Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управлением. Исторически, в широком смысле слова - «управление» означает руководство чем-либо (или кем-либо). Подобным образом оно трактуется и в наши дни. Управление - это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). По своей сути, управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. То есть управление - это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Возникновение и развитие функций управления - неизбежное следствие разделения и кооперации труда в системе общественного производства. Проблема функций управления, а значит, и содержания управления остается дискуссионной на протяжении нескольких десятилетий. Практически все исследователи-управленцы не могли обойти этот центральный вопрос теории управления. В частности, в качестве функций управления в любой сфере предлагается выделять следующие: информационно-аналитическую; планирование; организацию; координацию; регулирование; контроль.
Особенность современного общества заключается в непрерывном обмене информацией. Полная, достоверная, своевременно полученная информация является необходимым условием успешного функционирования любой организации (промышленного предприятия, коммерческой фирмы, государственного учреждения). Это означает, что процесс управления - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, ориентированное на достижение определенной цели и использующее, главным образом, информационный поток.
Информационное обеспечение управления является наиболее актуальной на сегодняшний день темой. Необходимость повышения эффективности государственного управления и сокращения его издержек заставляет все активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Актуальность раскрытия выбранной темы заключается и в том, что менеджмент на сегодняшний день является фундаментальным элементом системы формирования конкурентных преимуществ и способностей организаций. Поэтому резко возросла потребность в квалифицированных сотрудниках, адаптированных к условиям, диктуемым глобальными информатизационными процессами современного общества.
.
Информационные функции управления
Общее понятие управления. Функции управления
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.
Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию.
Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;
выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
передача управляющею воздействия объекту.
Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие. Наибольший интерес представляет рассмотрение управленческих процессов в экономике, а именно применительно к конкретным организациям. На этом уровне организация управления включает в себя операции:
выявление функций управления;
установление рационального количества уровней управления;
распределение функций, прав и ответственности между уровнями;
определение профессионального и численного состава кадров;
разработка нормативно-методической базы.
Содержание и процесс управления раскрывают основные функции. Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.
Функции управления можно классифицировать по различным признакам: принадлежности к различным видам управленческой деятельности, созданию процесса управления, сфере производственной деятельности и др. Все они характеризуются определенным составом информации (показателей, информационных сообщений, информационных и массивов). В настоящее время отсутствует единый подход к определению сущности и классификации функций управления. Так, в качестве управленческих функций, отражающих важнейшие этапы организации управленческого процесса, выделяет функции организации, планирования, мотивации и контроля. Другие авторы выделяют следующие функции: планирование; календарно-плановое руководство; оперативное управление; контроль; мотивация, регулирование и др.
В соответствии с ГОСТ к ним относят:
прогнозирование (планирование);
организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности);
координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере);
регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления);
распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере);
контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).
По виду и направлению различают: общие, конкретные, специальные.
Общими функциями управления считаются такие, как прогнозирование, планирование, организация, оперативное управление, учет, контроль и регулирование, принятие управленческих решений.
Общие функции управления:
осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;
присущи управлению любой организации;
разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
относительно самостоятельны, и в тоже время тесно взаимодействуют.
Конкретные (специфические) функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части, и включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.
Специальные функции связаны с конкретной производственной деятельностью: производство, маркетинг, сбыт и др. и являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).
В основе каждого элемента управленческой деятельности лежит процесс принятия решений, который представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления, осуществляемое в соответствии с ранее составленным планом на основе специально собранной информации.