Контрольная работа по культуре речи
Контрольная работа составлена в соответствии с теоретическим материалом и практическими заданиями, которые представлены в данном пособии. Цель контрольной работы – закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена (зачета).
Контрольная работа состоит из 5 заданий, в каждое из которых входит 25 вариантов.
Задание 1. Ответьте кратко и точно на теоретический вопрос.
Вариант 1. | Что такое культура речи и какие аспекты культуры речи выделяются? |
Вариант 2. | Что представляет собой язык и какие функции он выполняет? |
Вариант 3. | Что такое общенародный язык и каковы формы его существования? |
Вариант 4. | Что такое литературный язык и каковы его признаки? |
Вариант 5. | Что такое литературная норма? Что понимается под императивными и диспозитивными нормами? |
Вариант 6. | Что такое варианты нормы? Как соотносятся понятия вариант и вариативность? |
Вариант 7. | Что такое акцентологические нормы? В каком словаре они описываются? |
Вариант 8. | Что такое фонетические нормы? С чем они связаны? |
Вариант 9. | Что такое лексические нормы? Каковы причины нарушения лексических норм? |
Вариант 10. | Что такое фразеологические нормы? Каковы причины нарушения фразеологических норм? |
Вариант 11. | Какие морфологические нормы связаны с категорией рода? |
Вариант 12. | Какие морфологические нормы связаны с категорией числа? |
Вариант 13. | Какие морфологические нормы связаны с категорией падежа? |
Вариант 14. | Что такое синтаксические нормы и каковы причины их нарушения? |
Вариант 15. | Что такое точность речи и каковы причины нарушения ее? |
Вариант 16. | Что такое логичность речи и каковы причины нарушения ее? |
Вариант 17. | Что такое чистота речи и каковы причины нарушения ее? |
Вариант 18. | Что свидетельствует о богатстве речи? |
Вариант 19. | Что такое уместность речи и какие типы уместности речи выделяются? |
Вариант 20. | Что такое выразительность речи и каковы лингвистические и паралингвистические средства выразительности речи? |
Вариант 21. | Что такое функциональный стиль речи и что представляет собой разговорный стиль речи? |
Вариант 22. | Каковы стилевые черты и языковые особенности научного стиля речи? |
Вариант 23. | Каковы стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля речи? |
Вариант 24. | Каковы стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля речи? |
Вариант 25. | Каковы стилевые черты и языковые особенности художественного стиля речи? |
Методические указания.Выполнение данного задания требует внимательного чтения теоретического материала и отбора только того, что относится к данному вопросу. Ответы можно оформлять в виде текста с четким делением на подпункты или схемы. Например, на вопрос о том, каковы задачи культуры речи, можно дать ответ в следующем виде: основными задачами культуры речи являются: 1), 2), 3). Схема же должна быть выразительной и понятной.
Задание 2. Определите фонетический признак, по которому одно из слов в данном ряду будет лишним. Укажите этот признак.
Вариант 1. | Нетто, золото, брутто, ризотто |
Вариант 2. | Жасмин, кастрюля, старатель, вакансия, катамаран |
Вариант 3. | Солнечный, полночный, срочный, скучный. |
Вариант 4. | Боа, сонет, концерт, зоопарк. |
Вариант 5. | Афера, опека, пещера, маневры. |
Вариант 6. | Новорожденный, осужденный, местоименный, посаженый (отец). |
Вариант 7. | Вокзал, вакса, плакса, краска. |
Вариант 8. | Сапожки, сапожок, тяжба, служба. |
Вариант 9. | Интерьер, интервью, интервал, интеллект. |
Вариант 10. | Текст, тест, тенор, темперамент. |
Вариант 11. | Страдать, жалеть, гадать, раздеть. |
Вариант 12. | Чтить, что, почта, почтение. |
Вариант 13. | Лестница, астма, страстность, сверстник. |
Вариант 14. | Солнце, полночь, вольность, полнота, сольный. |
Вариант 15. | Бог, стог, рог, порог, острог. |
Вариант 16. | Вождь, дождь, рождение, одежда, надежда. |
Вариант 17. | Огород, нового, оголить, голод, город |
Вариант 18. | Декольте, декор, дельта, девальвация. |
Вариант 19. | Яичница, скворечник, одиночник, горчичник. |
Вариант 20. | Радио, трио, соло, сало. |
Вариант 21. | Шатен, гипотеза, протекция, тент. |
Вариант 22. | Двоечник, очечник, девичник, сочник. |
Вариант 23. | Интернет, брюнет, кларнет, сонет. |
Вариант 24. | Восточный, скучный, одиночный, встречный. |
Вариант 25. | Зефир, музей, безе, зебра. |
Методические указания. При выполнении данного задания используйте методическую справку на стр. 30 – 31 учебно-методического пособия.
Образец выполнения. Даны слова: конечно, скучно, нарочно, бесконечно. В данном ряду «лишним» будет слово бесконечно, так как в этом слове сочетание ЧН произносится как (ЧН). В остальных словах на месте сочетания ЧН произносится (ШН).
Задание 3. Найдите слово, в котором ударение выполняет а) смыслоразличительную функцию или б) ударение является неверным.
Вариант 1. | ОпЕка, афЕра, пещЕра, свеклА. |
Вариант 2. | ЛомотА, духотА, сухотА, мерзлотА. |
Вариант 3. | ТвОрог – творОг, щАвель – щавЕль, вЯзанка – вязАнка. |
Вариант 4. | ОпОшлить, опОшление, намЕрение, осушЕние. |
Вариант 5. | МЫшление – мышлЕние, Орган – оргАн, кАмбала – камбалА. |
Вариант 6. | ПредвосхИтить, предначЕртать, предназнАчить, предчУвствовать. |
Вариант 7. | БронИровать – бронировАть, премИровать – премировАть. |
Вариант 8. | ПрисовокупИть, пристрелИть, причастИть, притупИть. |
Вариант 9. | Овсяной – овсяный, кОмпас – компАс, Атлас – атлАс. |
Вариант 10. | ПЕренятый, пЕрежитый, пЕресланный, пЕреданный. |
Вариант 11. | ЛОсось – лосОсь, мОлох – молОх, мокрОта – мокротА. |
Вариант 12. | ПерЕгнутый, перЕжданный, перЕгнанный, перЕданный. |
Вариант 13. | НамЕрение – намерЕние, упрОчение – упрочЕние, вИдение – видЕние. |
Вариант 14. | ПригУбить, прирУчить, припрАвить, принУдить. |
Вариант 15. | ЛОомоть – ломОть, Ирис – ирИс, Иконопись – икОнопись. |
Вариант 16. | МартирОлог, метеорОлог, океанОлог, невропатОлог. |
Вариант 17. | КрЕдит – кредИт, звОнит – звонИт, напОит – напоИт. |
Вариант 18. | ПрОлил, прОчат, пУдрил, пылИтся. |
Вариант 19. | ХристиАнин, гражданИн, крестьянИн, горожАнин. |
Вариант 20. | КаллиграфИя, пиццерИя, симметрИя, библиографИя. |
Вариант 21. | СлепотА, зевотА, красотА, глухотА. |
Вариант 22. | ОстрОта – остротА, фенОмен – феномЕн, фЕтиш – фетИш. |
Вариант 23. | МонолОг, диалОг, аналОг, каталОг. |
Вариант 24. | СвекОльный – свЁкольный, Угольный – угОльный. |
Вариант 25. | БюрократИя, истерИя, кулинарИя, индустрИя. |
Методические указания. При выполнении данного задания обратитесь к методической справке на стр. 29 – 30 учебно-методического пособия.
Образец выполнения. Даны слова: слИвовый – сливОвый, лАвровый – лаврОвый. В первой паре правильным является первое ударение, а второе – неправильным. Во второй паре представлены разные слова: лАвровый венок и лаврОвое дерево.