Как читать книгу «Ум первобытного человека» Франца Боаса




Общая информация о книге

Работа «Ум первобытного человека» («The Mind of Primitive Man») была написана американским антропологом Францем Боасом в 1911 году. Появление этой книги было связано с полемикой, которая развернулась в науке вокруг господствовавших в ней расистских идей. Многие ученые доказывали превосходство т.н. белой расы над всеми остальными как в биологическом, так и в культурном отношении, выдвигая европейцев на первый план и считая их цивилизацию наиболее развитой в сравнении с другими. Феномен «социального дарвинизма» господствовал в умах американских ученых с конца XIX в., основоположниками его были Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер. Современником Боаса был Эдвард Тайлор, антрополог, считающийся отцом эволюционной теории развития культуры. Собственно, именно против таких взглядов Франц Боас и стал выстраивать новую научную парадигму. Боас также был знаком с трудами Льюиса Генри Моргана и Джеймса Фрэзера, которые были единомышленниками Тайлора.

Данная монография, по словам самого автора, представляет собой компиляцию тех исследований, которые Боас проводил до написания труда: в книгу вошли некоторые его статьи, часть введения в «Руководство к изучению американских индейских языков» и доклад об «Изменениях в телесной форме потомков иммигрантов». Материалы, составившие «Ум первобытного человека», были получены Боасом в результате полевой работы, которую он проводил среди индейцев северо-западного побережья США и Канады и потомков иммигрантов в Америке. С 1886 г. Боас участвовал в экспедициях в Британскую Колумбию (Канада) для изучения языка, культуры и религии индейцев, в частности квакиутлей, инуитов и т.д. На основе данного полевого исследования ученый написал такие работы, как «Руководство по языкам американских индейцев» (1911) и «Мифология и сказки североамериканских индейцев» (1914). Параллельно с этим он занимался изучением влияния окружающей среды на физические изменения тела на примере детей иммигрантов Нью-Йорка. Боас провел исследования среди 17,821 человек, разделенных на четыре крупные этно-национальные группы: южные итальянцы, центральные европейцы, северо-западные европейцы и восточно-европейские евреи. Результаты, полученные при работе с иммигрантами, легли в основу таких трудов Боаса, как «Изменения в телесной форме потомков иммигрантов» (1912), «История американской расы» (1912) и т.д. Еще в 1895 г., будучи вице-президентом антропологической секции Американской ассоциации содействия развитию науки, Боас произнес речь, которая затем легла в основу его произведения. В 1900 г. состоялась его вторая речь по этой теме. К началу 1910-х материал по данным вопросам превратился в курс лекций. Все это и легло в основу «Ума первобытного человека». На русский язык книга была переведена в 1926 г. А.М. Воденом.

Выход данной книги поменял очень многое в антропологии. Идеи Боаса, представленные в этой работе, заложили основы американской школы антропологии – не зря именно он считается ее отцом-основателем. С публикацией труда Боаса связано появление культурного релятивизма. Эта концепция опровергала господствующий на тот момент эволюционизм. Суть культурного релятивизма заключалась в том, что изучение всех социальных аспектов жизнедеятельности того или иного сообщества должно проводиться в контексте культуры данного сообщества, а не в контексте сравнения с другими культурами. Опровергалась мысль о том, что одни сообщества можно измерять мерками других. Кроме концептуальных инноваций «Ум первобытного человека» привнес новизну и в метод антропологических исследований. Именно Боас первым начал применять статистические методы обработки данных в физической и культурной антропологии. Важную роль сыграл и тот факт, что Боас привлекал естественнонаучные дисциплины, в частности биологию и анатомию, в область гуманитарных наук, таким образом создавая надежный эмпирический фундамент для выстраивания различных антропологических теорий. Идеи, выраженные в «Уме первобытного человека», в дальнейшем активно развивались знаменитой плеядой учеников Боаса, среди которых – М. Мид, А. Кребер, Э. Сепир, Р. Бенедикт, М. Херцковиц и др.

Ключевые понятия

Теория эволюции цивилизации – концепция, согласно которой «наша нынешняя цивилизация представляется необходимым результатом деятельности всех человеческих рас, фигурирующих в одной величественной процессии, ведущей от простейших начатков культуры через периоды варварства к той стадии цивилизации, на которой они стоят в настоящее время»[1]. Именно против этой идеи эволюционизма и строит свое повествование Боас на протяжении всей книги.

Культура – понятие, на котором Ф. Боас акцентирует внимание как раз потому, что дать ей четкого определения, на его взгляд, невозможно: «понятие <…> может быть подразделяемо со многих точек зрения, причем можно ждать разных результатов, смотря по тому, примем ли мы за основание при нашей классификации изобретения, типы социальной организации или верования»[2].

Раса – термин, которым Ф. Боас неоднократно пользуется в «Уме первобытного человека», однако так и не приводит его четкого значения. Он отмечает, что в изначальном понимании ученых человеческая раса – это совокупность комбинации определенного физического типа, языка и культуры, однако в современной автору системе координат такая характеристика расы не может быть правильной, так как производившиеся попытки классифицировать человечество с точки зрения каждого указанного выше признака расы приводили к абсолютно разным результатам, и соответствие неизбежно рушилось. Можно предположить, что автор не определяет расу специально в связи с тем, что этот термин в данный исторический момент имел весьма политизированное значение. Вероятно, Боас использует это понятие за неимением других альтернатив. Иногда он указывает на искусственность данной номинации, ссылаясь на словосочетание «арийская раса», созданное в целях продвижения расистских концепций. Так или иначе, при чтении данной работы нужно понимать, что понятие «раса» для Боаса очень аморфное и неясное.

Антропоморфизм – важнейшая категория первобытной мысли. Она обозначает приписывание любым объектам, способным двигаться, человеческие качества и включение их наряду с людьми в одну категорию.

Тотемизм – общественная форма, при которой социальные группы считают себя в сакральном родстве с животными или некими объектами. Согласно Ф. Боасу, тотемизм охватывает огромный спектр разнообразных психологических элементов и является одним из самых ярких отображений мышления первобытного человека.

Табу – запреты в питании или выполнении каких-либо действий или работы. Существование табу в первобытном обществе является для Боаса важнейшим показателем способности первобытного человека к самообладанию, так как в расистской парадигме того периода «дикарей» и «белых» противопоставляли друг другу в том числе и в отношении неумения первых контролировать себя в сложных ситуациях.

Ключевые проблемы

В своем труде Боас рассматривает проблемы, так или иначе связанные с иерархизацией рас в рамках эволюционной теории. Сначала он акцентирует внимание на проблеме соотношения биологических и интеллектуальных черт рас. Ученый проанализировал такие анатомические составляющие, как форма костей (височной и большеберцовой), а также вес мозга. Боас пришел к выводу, что с биологической точки зрения четко определить психологические различия между расами, обусловленные их физическим типом, невозможно. Интеллектуальные способности различных человеческих групп не имеют прямой связи с вышеуказанными анатомическими признаками, а биологическая изменчивость, разнообразие фенотипа и вариации культурного развития у людей связаны лишь с особенностями хода исторических событий и влиянием окружающей среды. Собственно, именно по этой причине установить как минимум физическое превосходство одной расы над другой не представляется реальным.

Для Боаса важно также понять, правомерно ли сравнение представителей различных социальных групп в интеллектуальном отношении. Он сопоставил некоторые психологические и ментальные особенности народов, которые находились на разных ступенях цивилизации, и пришел к тому, что у всех людей ум в общем и целом организован одинаково – способность к подавлению импульсов, внимательность, оригинальность мысли и ясное логическое мышление присущи всему человечеству, а не только людям цивилизованным, поэтому интеллектуального превосходства одних над другими не может существовать. Разница заключается лишь в формах и обстоятельствах проявления этих интеллектуальных способностей.

С этой позиции Боас трактовал и культурные различия, связанные прежде всего с сакральной составляющей – религией и мифологией. Противопоставление «архаичных» верований «цивилизованным» автор видел в том, что первобытному человеку свойственен совершенно другой тип ассоциативного мышления и эмоционального восприятия, которым «цивилизованный» человек не обладает. Тем не менее, для всего человеческого общества при такой специфике существуют универсальные идеи, именно поэтому нельзя толковать культуры, сравнивая их друг с другом.

Именно эти идеи легли в основу теории культурного релятивизма и заложили фундамент совершенно новой научной парадигмы. Посыл Боаса на протяжении всего своего труда, подкрепляемый множеством примером, заключается в одной простой, но революционной для той эпохи формуле: все социальные группы необходимо рассматривать не как «низшие» или «высшие» по отношению друг к другу, а исключительно в рамках индивидуального развития каждой из них, учитывая всевозможные исторические, географические и биологические причины, оказавшие конкретное влияние на ту или иную группу, или, как их обозначал Боас – расу.


[1] Ф. Боас. Ум первобытного человека. М.–Л., 1926. С. 101.

[2] Там же. С. 78.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: