Мой дед по маминой линии




Введение

Выбор и обоснование темы

Я учусь в 8 классе небольшой сельской школы. Иногда я думаю, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Проводим мероприятия. По великим датам вспоминаем о героических страницах нашей истории. Боевики и развлекательные фильмы показывают по телевизору каждый день, а про войну, хоть и фильмов много, показывают редко. Я думаю, что Великая Отечественная война самая героическая страница в истории моего Отечества. О ней мы должны знать, помнить. Все меньше становится людей, которые ковали Великую Победу. И нет ни одной семьи в нашей стране, которая бы не участвовала в этой войне. Я хочу рассказать о двух моих родственниках, которые внесли свой вклад в дело Победы.

Тема моей работы называется «Перед нашей Родиной мы сочтемся славою…».

 

 

Цель и задачи работы

Узнать больше о своих корнях

1. Изучение военной истории

2. Быть патриотом своей страны, своей семьи.

3. Научиться работать с документами, дополнительной литературой.

4. Использовать работу для выступления на уроках и конференциях гуманитарного цикла.

 

Обоснование актуальности исследований

 

К теме исследования истории моей семьи, военной истории, я обращаюсь не первый раз. В этом году я решил дополнить мои исследования изучением архивных документов, военной литературы.

Актуальность исследований я вижу в следующем:

1. Знание истории семьи, истории Родины обогащает человека духовно.

2. Мне интересно изучать военно-историческую тему.

3. Изучение генеалогического, родословного дерева, проведение праздника «Шежере» получили сегодня широкое распространение среди населения, современной молодежи.

4. Сейчас очень много мемуарной литературы, но на полях истории всегда найдется местечко для «белых пятен», которые будут восполняться нашими новыми исследованиями.

5. Думаю, что мои учебные исследования помогут мне в будущем в выборе профессии, расширят мой кругозор.

 

Методика исследований

Работая над темой, я исходил из следующего:

1. Чтобы осветить тему, нужно поставить перед собой вопросы:

что изучать, как изучать, где изучать?

2. Работал в библиотеке, выбрал литературу.

3. Разговаривал с родными по данной теме.

4. Вспоминал рассказы своего деда.

5. Посмотрел семейные архивы.

6. Написал план исследования.

7. Посоветовался с руководителем.

8. Сопоставил факты, имеющиеся данные.

9. Читал о Сталинградской битве в учебниках и Интернете.

И вот что у меня получилось.

 

Основная часть

Мой дед по маминой линии

Мой дед по маминой линии Исянчурин Фазыл Гайнизарович родился 15 января 1921 года в д.Ильмаля Зианчуринского района БАССР. В 1939 году он был призван в Красную Армию и попал на финскую войну. После окончания финской войны с осени 1940 года по июнь 1941 года обучался в снайперской школе в г.Тоцке.

И вот – война, Великая Отечественная. Получившего полное обмундирование молодого солдата Фазыла, вместе с другими юнцами отправляют со станции Погромная Оренбургской области в Саратовском направлении.

Мой дед – участник Сталинградской битвы, чудом выживший в этой нечеловеческой резне, попавший в списки погибших. (Он говорил, что его имя начертано на «Стене памяти» на Мамаевом кургане).

Сталинградская битва – это переломный момент в Великой Отечественной войне. Вот что пишут об этом в учебниках истории.

В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную транспортную артерию, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть, предрешить успех в битве за Кавказ.

Обстановка под Сталинградом складывалась для советских войск крайне неблагоприятно. Наступавшая 6-я немецкая армия обладала подавляющим преимуществом в живой силе и вооружении.

23 августа противнику удалось прорваться к Волге севернее города. Положение стало критическим. Фашисты подвергали Сталинград непрерывным бомбардировкам. Сотни зданий были разрушены, целые районы превращены в руины, погибли многие жители.

25 августа город стал фронтом. На улицах развернулись ожесточенные бои. Защитники города проявляли исключительную стойкость и массовый героизм.

В составе 64 армии Фазыл Гайнизарович отстаивает каждую пядь земли. «Горят деревянные дома, горит все вокруг… Немцы обосновались на верхних этажах, наши – внизу…», - рассказывал дед.

Историческое контрнаступление советских войск началось

19 ноября 1942 года после мощной артиллерийской подготовки ударами армейских соединений Юго-Западного и Донского фронтов. 20 ноября начали наступление и войска Сталинградского фронта. Уже на 5-й день боев, 23 ноября, подвижные соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе Калач Советский и завершили окружение группировки противника общей численностью 330000 человек. К концу ноября советские войска образовали более чем 500-километровое кольцо внешнего окружения.

10 января 1943 года советские войска перешли в наступление, а 2 февраля генерал-фельдмаршал Паулюс подписал акт о капитуляции. В ходе боев были взяты в плен 91545 солдат и офицеров, в том числе 24 генерала. Общие потери у немцев составляли: 1,5 миллионов человек, 3500 танков, 12000 орудий и минометов, 3000 самолетов.

Битва на Волге стала крупнейшим военно-политическим поражением германского фашизма.

Из воспоминаний деда.

Приехал Жуков, всех собрали, рассказали о положении на фронте. Деду дали станковой пулемет, назначили командиром отделения. После форсирования реки Дон, дед получил челюстное ранение: снаряд разорвался в метрах четырех от него, осколок попал в лицо. Пробежал 100 метров – и упал. Белорус Толик, который оказался рядом, обрадовался: «Живой!»- и передал санитару. Санитар перевязал ему нижнюю часть лица – и в санчасть.

Отвоевался, вояка. 3 километра везли на собаках, потом на машине, в вагонах… Саратов, потом Астрахань. 2 месяца ничего не мог есть, пил жидкое, через трубочку. 26 человек лежали в госпитале с челюстным ранением, и только московские врачи смогли оказать надлежащую помощь, сделали операцию. Шел 1943 год.

Моя двоюродная сестра Гульнара к 60-летию Победы написала стихотворение в честь нашего деда. Вот это стихотворение.

 

Защитник Сталинграда

Мой дедушка – защитник Сталинграда,

От осколка шрам имеет на лице.

Он чудом выжил в битве беспощадной,

Он выжил и дожил до наших дней.

Дожил. Что в этом слове? Кратком, но весомом?

Послевоенных лихолетий горький хлеб.

Сны. А во сне – тревога. Бесконечная тревога,

Призыв к атаке яростной. Во сне.

Да, было трудно: на войне и после.

Так много лет минуло с той поры.

Родились дети, а потом и внуки,

Под мирным небом, мирным, без войны.

Мой дедушка – защитник Сталинграда,

Давно пришедший с давней той войны,

Но помнит всех друзей он поименно

И празднует победный юбилей.

 

Рядовому Исянчурину Ф. была дана отсрочка на 6 месяцев, но он сказал: «Не поеду домой! Хочу быть в строю!» И был он тогда отправлен в глубокий тыл, в г. Пугачев. Здесь проходили строевые занятия, сутки – дежурство, двое – свободные (охраняли склады с боеприпасами). В декабре 1946 года - демобилизовался.

Дедушка был награжден орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией» и юбилейными медалями.

В книге «Они вернулись с Победой» том №6, изданной издательством Уфа, Китап, в 2003 году, на странице 120 о моем деде написано: «Исянчурин Фазли Гайнизарович 1921 года рождения, уроженец д.Ильмаля, рядовой, уволен в запас в 1943 году».

Дедушка умер 4 января 2007 года, за 11 дней до своего 86- летия.

У него 6 детей, 10 внуков, 2 правнука.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: