НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Методические указания
Ярославль Академия МУБиНТ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ И КУРСОВОЙ РАБОТЫ........................................................ 3
Выбор темы......................................................................................................................... 3
Сбор материала.................................................................................................................. 3
Работа над текстом............................................................................................................ 4
Справочно-библиографический аппарат работы.......................................................8
Техническое оформление текста работы................................................................... 11
2 КУРСОВАЯ РАБОТА........................................................................................................ 14
Схема разработки курсовой работы............................................................................ 14
Задачи курсовой работы................................................................................................ 14
Структура и содержание курсовой работы................................................................ 15
Порядок рецензирования и защиты курсовой работы............................................. 16
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................. 17
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Образец оформления листа «Содержание»...................................... 18
Приложение Б. Образец оформления списка литературы.......................................... 19
Приложение В. Образец оформления задания на курсовую работу........................ 20
Приложение Г. Образец оформления титульного листа курсовой работы............ 21
Приложение Д. Образец оформления отзыва на курсовую работу.......................... 22
1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы
Выбирая тему, студент может ориентироваться на свой научный интерес, приобретённый опыт написания докладов и сообщений, изучение специальной литературы и рекомендации научного руководителя (преподавателя) кафедры.
|
В некоторых случаях возможен выбор темы, отсутствующей в списках, однако представляющей научный или практический интерес. Такая тема должна быть согласована с руководителем курсовой или выпускной квалификационной работы и утверждена заведующим кафедрой.
При этом необходимо помнить, что формулировка темы (названия) работы должна быть:
- ясной по форме (не допускать двойного толкования);
- конкретной (не содержать неопределённых слов типа «некоторые»,
«особые» и т. д.);
- компактной;
и содержать:
- ключевые слова, дающие представление о сути исследователь- ской работы;
- действительную задачу.
Для курсовых работ в течение двух недель после начала чтения дисциплины (для очной формы обучения) или во время проведения установочных лекций (для студентов заочной формы обучения) необходимо определить тему курсовой работы, научного руководителя и зафиксировать эти данные на портале студентов на сайте преподавателя, ведущего дисциплину, а также получить первую консультацию у руководителя курсовой работы.
Сбор материала
Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся книжные магазины и библиотеки как традиционные, так и электронные. В современных библиотеках существуют электронные каталоги, с помощью которых можно быстро, строя различные поисковые запросы, найти литературу, распечатать или выгрузить в файл список нужных источников. В информационно-библиотечном центре (ИБЦ) Академии МУБиНТ студенты могут найти разнообразную учебную, научную и справочную информацию. Поиск информации и доступ к полнотекстовым источникам производится через электронный каталог со страницы https://portal.mubint.ru/library/Pages/default.aspx. При нахождении полных текстов учебно-методических материалов (о чём свидетельствует пометка в заголовке найденного материала [Полный текст]) возможен переход к чтению самого текста по ссылке «Полный текст» в конце описания ресурса. Кроме того, обратившись к библиотекарю-библиографу ИБЦ, можно заказать профессиональный информационный поиск материала по библиографическим и полнотекстовым базам данных (БД) других библиотек или Интернета.
|
Для самостоятельного изучения литературы необходимо выделять типы и виды литературы:
· Библиографические указатели – периодически издаваемые тематические или отраслевые перечни всех выпускаемых книг.
· Реферативные журналы – отраслевые перечни выпускаемой научной периодики с короткими рефератами статей.
· Тематическая периодика.
· Официальные издания – публикуемые от имени государства и его органов материалы законодательного, нормативного или директивного
характера (тексты законов, постановлений, распоряжений Президента РФ,
Правительства РФ, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, приказы и инструкции, государственные стандарты). При использовании таких текстов в работе они становятся источниками информации и доказательной базой.
|
· Научные издания – издания, содержащие результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований (монографии, статьи в журналах и научных сборниках, материалы конференций).
· Учебные издания (учебники, учебные пособия, курсы лекций) – издания, в которых излагается материал учебной дисциплины или её раздела.
· Справочники, словари и энциклопедии – издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения, дающие возможность быстрого получения самого общего представления о предмете и начальных сведений об имеющейся по этому вопросу литературе.
Итак, поиск и отбор литературы может осуществляться на основе
библиотечных каталогов, картотек, библиографических БД, изданий органов научно-технической информации, библиографических указателей, а также с помощью справочников и поисковых систем в Интернете.
Студентам следует использовать сайт ИБЦ как точку входа в основные научные электронные библиотеки, полнотекстовые БД и поисковые системы (https://portal.mubint.ru/library). Интернет-адреса профильных информационных БД также указаны в издании «Полнотекстовые БД в образовательном процессе: рекомендации и справочные материалы»1.
Работа над текстом Анализ найденной информации
По завершении информационно-библиографического поиска необходимо произвести анализ найденного. Для начала можно просмотреть работы, дающие общее представление о предмете. Это могут быть статьи из энциклопедии, учебники, затем – статьи, монографии, законодательный материал.
При первом же знакомстве с литературой целесообразно составить библиографию источников. Можно использовать методику выписки на отдельные листы или занесения в память ПК элементов, которые пригодятся для последующей работы: фамилия и инициалы автора, название с выходными данными (место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге или номера страниц цитирования), а также соображения по поводу прочитанного или короткое резюме. Не переписывая всё оглавление источника, нужно выделить лишь то, что относится к теме работы (основные даты, факты, события), и постараться ответить на вопросы:
· В чём главная мысль раздела (статьи, книги) в целом?
· Какие аргументы приводятся в доказательство?
· Что можно возразить автору?
· Как использовать главные мысли в своей работе?
Поработав с одним источником по данной методике, нужно перейти к следующему, и так – по всем источникам. В случае работы с электронной информацией целесообразно собрать текст в один файл, разделяя смысловые блоки с помощью автоматического форматирования заголовков. Затем, чтобы охватить весь материал одним взглядом, просмотреть его в режиме «вид
– структура документа», убрать лишнее, перераспределить и т. д.
После анализа всего материала необходимо систематизировать его и составить план работы. Хорошо продуманный, структурированный и развёрнутый план – половина работы. Структура любой академической работы включает три части: введение, основную часть и заключение. Безусловно, на этом этапе студентам необходимы консультации научного руководителя.
Рекомендации по структуре работы
Титульный лист.
Содержание включает в себя наименование всех структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Образец оформления листа «Содержание» см. в Приложении А.
1 Полнотекстовые БД в образовательном процессе: рекомендации и справочные материалы / Ю. В. Соколова [и др.]; сост. О. А. Шарова; под ред. Ю. В. Соколовой. Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. 52 с.
Во введении:
- обосновывается выбор темы, её актуальность и значимость для науки и практики;
- описываются используемые методы исследования и решения задач;
- указываются цель, задачи работы, её научная новизна и практическая значимость;
- показывается место данной проблемы в основной тематике, т. е. обозначается общий фон и определяется специфика обсуждаемой в работе
более узкой темы;
- раскрывается краткая история вопроса, что позволяет представить проблему в динамике через «обзор литературы»;
- указываются ещё не решённые современной наукой задачи.
Для написания хорошего введения важно умение поставить и сформулировать цель и задачи работы, обосновать необходимость написания работы и свои подходы к проблеме. В выпускной квалификационной и курсовой работе также описываются границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки). Внимание во введении к выпускной квалификационной работе (ВКР) следует уделить описанию используемых теоретических и эмпирических, общенаучных, частных и специальных методов исследования, таких как: теоретический анализ, синтез и обобщение; классификация; моделирование; аналогия; изучение литературы и документов; наблюдение; опрос и анкетирование; эксперимент; метод экспертных оценок; методы обработки результатов исследования.
Примерный план введения представлен в таблице 1.
Примерный план введения
Таблица 1
План введения | Содержание |
Проблема исследования, её актуальность для теории и практики | Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным об объекте и предмете иссле- дования, решение которых имеет практический или теорети- ческий интерес; заключение о необходимости и важности исследования |
Цель работы | То, что в результате намерен выяснить (получить) автор иссле- дования |
Задачи работы | Последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наимено- вания главам и параграфам |
Объект и предмет исследования | Объектом могут выступать системы, сети, организации. Предмет – новое знание об объекте; им могут быть процессы, взаимосвязи, особенности и характеристики, специфика про- явления или изменения |
Описание мето- дов исследования | Перечисление использованных методов исследования |
Для справки:
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, обоб- щение, абстрагирование, аналогия, классификация, моделиро- вание.
Эмпирические методы: изучение и анализ литературы, доку- ментов, статистических данных; анкетирование; опрос; наблю- дение; эксперимент; тестирование; метод экспертных оценок.
Основной текст обычно строится по ключевой связке «тезис – аргумент». Выдвигается некая идея или концепция, предлагающая вариант объяснения ключевых вопросов исследовательской работы, затем следует переход к примерам и аргументам. Примеры лучше подбирать такие, чтобы они приковывали внимание и наглядно демонстрировали содержание вопроса. Если студент грамотно изложил чьи-то теоретические позиции, работа носит лишь реферативный характер. Для курсовой работы и ВКР необходимы критические аргументы. Их можно вводить разными способами:
«столкнуть» позиции двух авторов или высказать собственные аргументы.
Необходимым условием работы является цитирование. Очень часто цитаты из авторитетного источника помогают подтвердить правильность точки зрения, придают вес и значение всей работе. Однако важно соблюдать меру: цитата должна лишь подтвердить мысль, а не заслонить её. Каждая цитата обязательно должна иметь библиографическую ссылку на автора. На одной странице рекомендуется использовать не более 2–3 цитат и желательно не подряд. Цитату можно ввести в контекст следующими способами:
· Автор, в частности, пишет: «…»;
· В своей работе исследователи подчёркивают: «…»;
· «…», – указывается в статье ….
В случае прямого или почти дословного воспроизведения фрагментов из других изданий в сносках указываются источники заимствования:
Цит. по: …; Приводится по: ….
Любая студенческая научная работа не может обойтись без специальной терминологии. Студент должен показать в работе своё знание специальных терминов, значение которых будет уместно ещё раз сверить с
толкованием тематических или универсальных словарей. Кроме того, не следует строить фразы только из узкоспециальных терминов, чтобы не
сделать текст излишне наукообразным, трудно понятным.
Наиболее ценным при изложении сути исследуемых вопросов будет обозначение собственной позиции и аргументированное изложение полу- ченных в ходе работы результатов.
Заключение (выводы) – короткое резюме всего сказанного, логическая «выжимка» рассмотренного материала, а также, по возможности, указание нераскрытых проблем и путей дальнейшего развития исследований в этой области. Заключение отражает основные результаты проведённой работы. Выводы, содержащиеся в заключении, строятся на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах основного текста работы, но не повторяют их, а обобщают. Они должны подтвердить достижение цели и задач, указанных во введении.
Список литературы (подробнее о методике составления справочно-библиографического аппарата см. в разделе 1.4).
Приложения располагаются в работе после списка источников и литературы. Это могут быть рисунки, фотографии, таблицы, диаграммы, схемы, копии публикаций и различных документов.
Справочно-библиографический аппарат работы
Справочно-библиографический аппарат учебно-исследовательской работы может состоять из примечаний, ссылок и списка литературы.
Примечания – это «пометки на полях рукописи», которые требуют разъяснений и достаточно важны, но не настолько, чтобы включать их в основной текст. Примечания могут быть оформлены в виде сноски или вынесены в конец работы после основного текста (затекстовые примечания).
Библиографические ссылки – один из показателей научного характера учебно-исследовательской работы. Библиографическая ссылка – это совокупность необходимых и достаточных для поиска библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы издании, его части или группе изданий. Оформление ссылок в курсовых и выпускных квалификационных работах осуществляется по ГОСТ Р 7.0.5– 2008 (см. с. 5). Библиографические ссылки приводят в примечании (внутри- текстовом, подстрочном, затекстовом). Для связи текста работы с примечаниями используют отсылки в виде цифр (порядковых номеров). Внутри- текстовая ссылка оформляется в квадратных скобках, например [35, с. 7], что означает: тридцать пятый номер из списка источников и литературы, седьмая страница данного издания.
Автоматическая подстрочная ссылка в MS Word оформляется с по- мощью команд: вставка – сноска – обычная или автоматическая (шрифт 10).
Нумерация подстрочных ссылок сквозная в рамках работы. Затекстовые ссылки оформляются в конце каждой главы или в конце работы, после раздела «Заключение».
Библиографическая ссылка оформляется на основе библиографичес-кого описания. При этом допускаются некоторые сокращения с учётом наличия полного библиографического описания в списке литературы. В подстрочной библиографической ссылке на источник можно не указывать его объём, тип физического носителя, название издательства, а также опускать знаки разделения элементов (двоеточия и тире). Например:
1 Баринов В. А. Бизнес-планирование. М., 2010. С. 34.
При составлении ссылок необходимо придерживаться следующих правил:
1. Библиографические ссылки на несколько изданий, приведённых в одном примечании, отделяются друг от друга точкой с запятой.
2. При записи подряд библиографических ссылок на один и тот же
источник во второй и последующих ссылках вместо совпадающих библио- графических данных об этом издании приводят слова «Там же». Например:
Первичная ссылка:
Мазур И. И. Управление качеством / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М., 2010. С. 246.
Повторная ссылка:
Там же. С. 55.
3. В ссылках на многотомные или серийные издания, кроме стра- ниц, указывают номера томов, частей, выпусков; для газет – год, число, месяц, например:
Там же. Т. 3. С. 25.
Там же. 2001. Вып. 2. С. 23.
Там же. 2002. 13 апреля.
Список литературы
Библиографический список – элемент научно-справочного аппарата работы, который содержит библиографические описания использованных
источников и помещается после заключения. Такой список отражает самостоятельную творческую работу студента и позволяет судить о степени осведомлённости автора об имеющейся литературе по изучаемой проблеме.
Сейчас у студентов появилась возможность использовать электронные каталоги библиотек для формирования списков литературы к своим работам. Например, сделав тематический поиск через электронный каталог ИБЦ в Интернете (https://portal.mubint.ru/library/on-line/DocLib/catalog.aspx), можно скопировать полученные данные с экрана в текстовый файл и удалить ненужные сведения (аннотации, классификационные шифры, количество экз. и т. д.).
Для эффективного библиографического поиска рекомендуем также воспользоваться сводным электронным каталогом библиотек ярославского
региона (https://lib.yar.ru).
Списки литературы различаются по способу компоновки источников:
1) алфавитный (авторы или заглавия (если нет автора) размещаются по алфавиту, при этом иностранные источники – в конце списка);
2) хронологический (целесообразен, когда задача списка – отразить
развитие научной мысли; принцип расположения описаний здесь – по году издания);
3) тематический (применяется, если список достаточно большой);
4) по видам изданий (возможно выделение следующих групп: официальные, государственные, нормативно-инструктивные, описательные (монографии, пособия), материалы конференций, статьи из сборников и периодических изданий).
В каждом подразделе такого списка источники чаще всего располагают в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или, если нет автора или авторов более трёх, названиям).
Самые распространённые списки – алфавитный и по видам изданий. Пример списка использованной литературы дан в Приложении Б.
Описание источников в списке литературы к курсовым и ВКР осуществляется по ГОСТ 7.82–2001 и ГОСТ 7.1–2003 (см. с. 5).
Библиографическое описание при отсутствии такового на обороте
титула или на последней странице издания составляют непосредственно по титульному листу либо выписывают из каталогов или указателей. При его самостоятельном составлении необходимо придерживаться следующего порядка оформления библиографического описания:
1. Если у книги или статьи один, два или три автора, библиографическое описание делается таким образом: указывается фамилия и
инициалы первого автора, название, через косую черту перечисляются
фамилии всех авторов с инициалами впереди.
2. Если у книги или статьи четыре и более автора, вначале пишется название, а затем за косой чертой указывается фамилия первого автора с инициалами впереди и [др.].
3. После названия в квадратных скобках рекомендуется указывать тип физической формы источника, чаще всего это печатные материалы (книги, журналы) – [Текст] и электронные полнотекстовые ресурсы или
интернет-ссылки – [Электронный ресурс].
4. Место издания в выходных данных указывается полностью. Одна- ко предусматриваются сокращения наименований следующих городов: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Нижний Новгород (Н. Новгород), London (L.), New York (N. Y.), Paris (P.), Washington (Wash.).
5. В случае описания электронных ресурсов, расположенных в сети Интернет (в том числе, электронных изданий МУБиНТ) обязательно указание URL – адреса ресурса в сети Интернет. В конце записи рекомен- дуется указывать дату просмотра ресурса в скобках <…>.
Образцы библиографических описаний Книги
С одним автором
Матлина, С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития [Текст]: избранное / С. Г. Матлина. – СПб.: Профессия, 2009. – 391 с.
С двумя авторами
Блюмин, А. М. Мировые информационные ресурсы [Текст]: учеб. посо- бие / А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов; Ин-т гос. упр., права и инновац. техно-
логий. – М.: Дашков и К°, 2011. – 295 с.
Сборник
Комплексное использование информационно-коммуникационных техно- логий в образовательном процессе вуза [Текст]: материалы межрегиональной
научно-практической конференции (Вологда, 23 марта 2007 г.). – Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. – 104 с.
Статьи
Кабанова, Л. В. Электронный учебник как открытая структура в образо- вательном процессе вуза // Комплексное использование информационно-комму- никационных технологий в образовательном процессе вуза [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Вологда, 23 марта 2007 г.).
– Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. – С. 45–49.
Электронные ресурсы
Партийное строительство и формирование общественной инициативы в регионах России [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / Московское представи- тельство Фонда имени Конрада Аденауэра; Международный университет
бизнеса и новых технологий. – Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2008. – 108 с. – URL: https://elib.mubint.ru/lib//trudy/part_stroit_i_formir_obsh_iniziativ.pdf <17.05.2011>
Кузнецов, Ю. А. Проблемы административной ответственности [Электрон- ный ресурс]: учеб. пособие / Ю. А. Кузнецов. – Электрон. текстовые дан. (287 Kb). – Ярославль: РИО Академии МУБиНТ, 2011. – URL: https://elib.mubint.ru/lib/umm/ mubint/grpravo/Kuznesov_Problemi_adm_otvet.pdf <17.05.2011>
Техническое оформление текста работы
Работа выполняется на листах формата А4 (210×297 мм), которые брошюруются в единый блок. Выдерживаются поля: левое – 30 мм, пра- вое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацы в тексте начинаются отсту- пом, равным 1,25 мм.
Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 (для таблиц и схем допускаются
шрифты меньшего кегля – 8–12), одинарный интервал. Статистическая информация и расчётные таблицы оформляются в MS Exсel. Рисунки выпол- няются чертёжным инструментом или могут быть сделаны в любом графи-
ческом редакторе в формате рисунка.
Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами. Подразделы (или параграфы) должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Заголовки глав располагаются по центру страницы и оформляются прописными буквами (шрифт 14, жирный). Заголовки подразделов записываются строчными буквами, кроме первой прописной (шрифт 14, жирный).
Например:
|