Тема 6. Социальные отношения




Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

 

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

Ответ:

 

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

Ответ:

 

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

Ответ:

 

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты в другую
2. Социальная дифференциация Б. Положение человека в обществе
3. Социальный статус В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение
4. Вертикальная мобильность Г. Переход индивида из одной соци­альной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне

Ответ:

       
       

 

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной диф­ференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Экономическая А. Род деятельности, занятия
2. Политическая Б. Доход, era величина, деньги
3. Профессиональная В. Объем власти

Ответ:

     
     

 

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

Ответ:

 

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

Ответ:

 

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПРИМЕР
1. Право А. Уважение к старшим
2. Мораль Б. Право граждан на участие в голосо­вании с 18 лет
3. Политические нормы В. Соблюдение церковных обрядов
4. Религиозные нормы Г. Единство места и времени действия в пьесе
5. Обычаи, традиции Д. Почетное место за столом предос­тавляется имениннику
6. Эстетические нормы Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выбо­рах
7. Организационные нормы Ж. Продолжительность рабочего дня

Ответ:

             
             

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

 

С1. Какие социальные санкции существуют?

 

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности — мужчины и женщины, и еще — се­мьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

 

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и ди­намичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

 

С4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное раз­витие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

 

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (А. С. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р.Дарендорф)

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж.Ренан)

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

УРОВЕНЬ В

№ задания Верный ответ
  Социальная мобильность
  Нация
  Социальные нормы
  1—Г; 2 —В; 3 —Б; 4 —А
  1 — Б; 2 — В; 3 — А
  1,4,5
  Страта
  1— Б, 2 — А, 3 — Е, 4 — В, 5 — Д, 6 — Г, 7 — Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество — результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они — результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья — первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

4) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: Семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.

В строгом смысле семья — это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

проблемы.

СЗ, Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В традиционных обществах молодежь не востребована — «потерян­ное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего наюпыт старших поколений» и опасаются «стихии моло­дежи».

В динамичных обществах молодежь используется как «интеллекту­альный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.

2) Основную социальную функцию молодежи автор видит в осуществ­лении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных стар­шим поколением.

3) Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошло­му, а отсюда — открытость к переменам.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе — обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) «... политика... направлена на создание условий жизни, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обще­ствоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное раз­витие» предполагают наличие правового государства, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную спра­ведливость и т.д.

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

межнациональные конфликты;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: